Рыбинский Николай Алексеевич
Рыбинский
Николай
Алексеевич
капитан 2-го ранга / командир дивизиона минных тральщиков
7.05.1909 - 3.01.1975

История солдата

После окончания школы в г. Одесса по комсомольской путёвке дедушку направили в г. Москву на завод «Красный Богатырь». Там комсомолец Рыбинский проявил себя не только как добросовестный рабочий, но и как талантливый организатор. В 1928 году дедушка вступил в ряды Осоавиахима и сразу стал принимать активное участие в деятельности этой организации на заводе. Здесь же, на заводе, дедушка встретился со своей женой Ниной, с которой они прожили всю жизнь. В 1931 году в издательстве Профиздат вышла книжечка «Богатырцы на страже», в которой описаны нелёгкие будни подразделений Осоавиахима на заводе, в том числе и морской роты, командиром которой был Коля Рыбинский. Но море манило. И вот, по просьбе Николая Алексеевича, его отпускают с завода для поступления в мореходное училище. В родную Одессу Николай приехал с женой и маленьким сыном Володей. В 1937 году он успешно окончил Одесское мореходное училище по специальности штурман дальнего плавания. С этого времени началась его морская жизнь. В 1940 году дедушка переводится из торгового флота в военно-морской флот. До начала Великой Отечественной Войны он много раз ходил за границу. В составе караванов судов они оказывали братскую помощь воюющим антифашистам в Испании.

Всю войну дедушка прошел на Черном и Азовском морях от Одессы до Кавказа и обратно до Констанцы. С начала Великой Отечественной Войны старший лейтенант Рыбинский был капитаном минного тральщика. Позже, уже капитан-лейтенант,  Рыбинский принял под командование 5-ый дивизион тральщиков  Азовской Военной Флотилии Черноморского Флота – 4 минных тральщика – это мобилизованные и переоборудованные грунтовозные шаланды Т-486 «Советская Россия» (б/н 43); Т-491 «Кизилташ» (б/н 51); Т-492 «Белобережье» (б/н 52);  Т-494 «Сары-Камыши» (б/н 54); (по некоторым данным в состав дивизиона входили ещё тральщики № 61, 62, 65, 576, 580, 586, 606 и минный заградитель "Заря"). Принимал участие в обороне Одессы, Севастополя и Кавказа, за что был награжден медалями. Так же участвовал в высадки десанта на Малую Землю, в Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтингентской операциях. Проводил караваны судов в осажденный Севастополь, расчищал проходы в минных заграждениях для наших судов.

После демобилизации, в 1948 Н. А. Рыбинский переехал с семьёй в город Куйбышев, где работал преподавателем в средней школе №98 и вёл там несколько кружков, а так же вёл большую общественную работу. Входил в состав совета ветеранов Кировского района, был в составе военно-патриотического объединения при Кировском райкоме партии, возглавлял общественную автоинспекцию Кировского района города Куйбышева.

Умер дедушка 3 января 1975 года, не дожив несколько месяцев до празднования 30-и летнего юбилея Великой Победы.

Регион Самарская область
Воинское звание капитан 2-го ранга
Населенный пункт: Самара
Воинская специальность командир дивизиона минных тральщиков
Место рождения город Одесса
Дата рождения 7.05.1909
Дата смерти 3.01.1975

Боевой путь

Место призыва г. Одесса
Дата призыва 1940
Завершение боевого пути ВМБ г. Поти

Черноморский флот, Азовская флотилия

Воспоминания

Отрывок из книги начальника штаба Азовской военной флотилии кап. 1 ранга Аркадия Владимировича Свердлова "Воплощение замысла"

(23 декабря 1944г.) Мы продолжали возложенное на нас дело: переправу на плацдарм войск, техники, военных грузов. 165 дней действовала керченская переправа. Днем и ночью небольшие корабли и суда, маневрируя среди льдин, под обстрелами и бомбежками пересекали пролив.
Страшной опасностью оставались мины. Где только не попадались они!
Я проводил инструктаж командиров на кордоне Ильич, когда оперативный дежурный доложил: к причалам течением несет мину. Мы подбежали к краю обрыва. Внизу с мешками и ящиками бегали бойцы погрузочных команд, у причалов теснились суда. Мину мы увидели между двумя причалами. Покачиваясь на прибойной волне, она то скрывалась в ледяном крошеве, то выныривала, раздвигая льдинки своими рогами.
Приказываю убрать людей с берега и причалов, срочно вызвать минеров. Уничтожить мину легчайшим способом - выстрелами из пушек - было невозможно: от взрыва пострадали бы суда, причалы. Поблизости - штабеля боеприпасов.
- Разрешите мне, - подошел начальник оперативной части средств переправы капитан-лейтенант Н. А. Рыбинский. - Не беспокойтесь, я умею с такими штуками обращаться.
Я вспомнил, что совсем недавно Рыбинский командовал дивизионом тральщиков, сам обучал подчиненных минному делу.
- Действуйте, только осторожнее.
Рыбинский скинул китель, сунул его мне в руки и побежал с кручи. Съежившись, он шагнул в обжигающую холодом воду. Когда приблизился к мине, вода доходила ему до плеч. Офицер обошел мину, обнял ее и начал подталкивать к берегу, выбирая место, где было меньше камней. Уже когда мина коснулась суши, подбежали несколько матросов-минеров. Подкатила машина с кузовом, наполовину заполненным песком. Рыбинский показал каждому матросу, где ухватить мину, чтобы не задеть контактных колпаков. По команде подняли тяжеленный шар, уложили на песчаную постель в кузове машины. Посадив в кузов двух минеров, чтобы поддерживали груз на ухабах, и отпустив остальных, Рыбинский уже занес ногу, чтобы сесть в кабину, но его остановил вернувшийся матрос, что-то оказал ему. Оба стали раздеваться. Стянув с себя мокрую одежду, офицер на голое тело натянул сухую матросскую робу, набросил на плечи шинель, сунул ноги в снятые матросом сапоги. Только после этого забрался в кабину, и машина тихо тронулась с места. А матрос, собрав мокрую одежду офицера, побежал в ближайшую землянку.
Минут через пятнадцать земля под нами дрогнула: одной миной стало меньше. Но сколько их еще носят волны или прячут морские глубины...

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: