Саенко Дмитрий Максимович
Саенко
Дмитрий
Максимович
краснофлотец / Повар
8.11.1917 - 25.06.1990

История солдата

Родился 8 ноября 1917 года, в деревне Ново-Николаевка

Анжеро-Судженского района Западно-Сибирского Края

(сейчас Кемеровская область)

 

Родители:

C:\Users\Duo\AppData\Local\Temp\msohtmlclip1\01\clip_image001.jpg отец – Саенко Максим Тихонович и мать Саенко Елизавета Михайловна были переселенцами с Украины, которое произошло во времена царствования Николая II. Максим Тихонович был пимокатом: пимы (валенки) катал (изготавливал). Его арестовали зимой 1937 году на основании доноса вместе с несколькими односельчанами, заперев в неотапливаемом сарае, где он и умер от переохлаждения без суда и

следствия. Елизавета Михайловна скончалась, когда её сыну Дмитрию было всего 3 года.

 

Семья:

1938 год, женился на Беловой Марии Дмитриевне. Обряд венчания был осуществлён в церкви Петра и Павла Мариинской епархии, Анжеро-Судженское благочиния (г. Анжеро-Судженск).

4 февраля 1939 года у него родился сын (Евгений Дмитриевич Саенко)

27 мая 1941 года зарегистрировал свой брак с Беловой (Саенко) Марией Дмитриевной.

28 октября 1941 года родилась первая дочь (Раиса Дмитриевна Саенко, в замужестве Кудрявцева)

2 мая 1947 года родилась вторая дочь (Лидия Дмитриевна Саенко, в замужестве Вероцкая)

1 марта 1953 года родилась третья дочь (Татьяна Дмитриевна Саенко, в замужестве Осипова)

2 августа 1957 года родилась четвертая дочь (Наталья Дмитриевна Саенко, в замужестве Алпеева).

 

Работа и служба в армии:

1927 год.  Дмитрий со своим младшим братом Василием сбежали из дому на лесоповал, где стали жить и работать до 1930 года. В это же время закончили школу Всеобуча (начальная школа работающей молодежи)

1933, 5 июля стал работать на должности машиниста локомобиля и ЭС (электростанции) Азамовского МехЛесопункта до 5 сентября 1938 года.

 

1938 год, в сентябре Дмитрий был призван в РККА (Рабоче-Крестьянскую Красную Армию) на действительную военную службу, откуда в 1940 году был демобилизован и вернулся в рабочий посёлок Яя, Кемеровской области СССР.

 

1940, 30 декабря принят на должность машиниста локомобиля Леспромхоза№1 в Управлении Северо-Кузбасского исправительно-трудового лагеря (ИТЛ) МЮ (Севкузбаслаг) в пос.Яя (почтовый ящик № ВГ-391).

Регион Москва
Воинское звание краснофлотец
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Повар
Место рождения деревня Ново-Николаевка Анжеро-Судженского района Западно-Сибирского Края (сейчас Кемеровская область)
Годы службы 1938-1946
Дата рождения 8.11.1917
Дата смерти 25.06.1990

Боевой путь

Принимал участие Днепропетровская фронтовая наступательная операция

1941, в сентябре был призван на фронт в связи с началом Второй Мировой Войны. В период с 1941 по 1945 год воевал на нескольких фронтах на территории СССР и Европы.

 

1942, в январе был захвачен в плен и приговорён к расстрелу в Бабьем Яру (место в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец). В самый последний момент расстрела ему и ещё нескольким матросам удалось бежать (всю дальнейшую жизнь Дмитрий Максимович не мог выносить свист, т.к. говорил, что нацисты всегда, что-то насвистывали, когда расстреливали русских матросов).  Оказавшись в тылу врага, матросы прятались в лесах и умирали с голоду, но из окружения на территории Украинской ССР после побега выбраться так и не удалось.

 

1943 год, после освобождения части территории Украины от немецко-фашистских захватчиков войсками Советской Армии продолжил воевать в 292 ОЗАД БОС РК КОУДФ (Отдельный Зенитно-Артиллерийский Дивизион Берегового Отряда Сопровождения Речных Кораблей Краснознамённой - ордена Ушакова 1 степени - Днепровской Военной Флотилии) в должности кока.

1945 год, в мае закончил войну в Германии г. Фюрстенберг (район Верхний Хафель, земля Бранденбург).

Боевой путь в рядах Днепровской Военной Флотилии:

 

17 сентября 1939 года государственная граница СССР была существенно продвинута на запад, и в связи с тем, что Киев оказался в глубоком тылу, стратегическая роль Днепровской Флотилии значительно уменьшилась, и по предвоенным оперативным планам никаких военных действий в районе Днепра не предполагалось. Командование Днепровской флотилии необходимо было перебазировать поближе к новой западной границе, то есть Пинск (Белоруссия), таким образом была сформирована Пинская Военная флотилия.

 

22 июня 1941 года нациская Германия вероломно напала на Советский Союз. Ровно четыре часа утра 22 июня 1941 года корабли передового отряда и основных сил флотилии вышли из Пинска на встречу врагу по реке Припять. Корабли флотилии отстреливаясь от немецких самолетов двигались на запад по направлению к Бресту для выполнения боевой задачи: установить связь с четвертой армией Западного фронта и оказать содействие её частям

 

23 июня 1941 года во флотилии проводилась общая мобилизация, а с 28 по 4 июля проводилась эвакуация Пинской базы на восток в Наровлю. Не вывезенное имущество было взорвано личным составом флотилии, а корабли отступили в район Лунинца для взаимодействия с частями Красной Армии. После успешного обеспечения переправ отступавших Советских войск флотилия сосредоточила свои усилия на обороне Киева, однако в середине сентября 1941 года изменить положение на фронтах в свою пользу советским войскам не удалось. Преимущество оставалось на стороне противника. В связи с оставлением советскими войсками Киева уцелевшим кораблям была поставлена задача: перекрыть отход частей Красной Армии, не допуская форсирования противником Днепра у Киева. Но с потерей столицы Украины оба берега Днепра до самого Херсона оказались занятыми немецкими войсками. А это полностью исключало прорыв кораблей Пинской Флотилии в Черное море.

 

18 сентября 1941 года в связи с отходом советских войск с рубежей рек Днепровского бассейна, оставшиеся в боевом строю корабли флотилии были взорваны своими экипажами на Днепре, а моряки в составе отдельного отряда отважно сражались вместе с окруженными частями Красной Армии. Те, кто попал в плен, не склонили головы перед немецко-фашистскими захватчиками.

 

10 января 1942 года немцы расстреляли в Бабьем Яру около ста матросов, старшин и офицеров Днепровского отряда Пинской Речной Военной Флотилии.

 

5 октября 1942 года, в связи с отходом Советских войск с рубежей Днепровского бассейна, нарком ВМФ СССР адмирал флота Н.Г. Кузнецов подписал приказ о расформировании Пинской Речной Флотилии.

 

1943, июль - летнее наступление немцев в районе Орла и Белгорода, так называемая Курская дуга, провалилась. Начавшиеся затем успешное наступление Красной Армии должно было обеспечить ей выход к рекам Днепровского бассейна. Поэтому в конце лета 1943 года Государственный Комитет Обороны принял решение о создании Днепровской Военной Флотилии (ДВФ) – 26 августа 1943 года началась битва за Днепр.

 

14 сентября 1943 года народный комиссар ВМФ издал приказ о начале формирования ДВФ из кораблей и частей Волжской Военной Флотилии. ДВФ осенью 1943 г. оказалась в зоне действия войск 1-го Украинского фронта. Флотилия, принимая во внимание крупные соединения, состояла из 2 бригад речных кораблей, бригады траления, зенитно-артиллерийских дивизионов и плавбатарей со 100-мм орудиями. Корабли начали готовиться к боевым действиям в кампании 1944 г., находясь на зимнем базировании в районе Чернигова.

 

1944, 28 марта 1-я бригада двинулась вверх по Днепру. Неожиданно похолодало и ледяное месиво зашуршало у бортов кораблей. Скорость хода сильно уменьшилась, но 31 марта корабли 1-го эшелона, несмотря ни на что, вошли в район Мозыря (Белоруссия).

 

1944, 22 на 23 апреля в р-не Багримовичей состоялась 1 -я боевая операция совместно с 67-армией по захвату контрольных пленных и по уточнению переднего края обороны противника.

 

1944, в мае флотилия была включена в систему обороны Мозырьского узла, её задачей было прикрытие Мозыря по реке и артиллерийская поддержка флангов приречных частей на глубину 5км.

 

1944, с мая по июнь корабли флотилии разрушали укрепления немцев, уничтожали технику и живую силу. Участие в операции «Багратион» в составе 1-го Белорусского фронта принимала активное участие сначала на Березинском, а затем на Припятском направлениях.

 

1944, в июне г. перед флотилией были поставлены задачи: содействовать наступлению частей Красной Армии огнем корабельной артиллерии в населённых пунктах Здудичи, Бельчо и Паричи (Белоруссия).

 

1944, 27 июня 8 бронекатеров ДВФ начали движение вверх по реке для оказания помощи приречным частям в освобождении г. Бобруйска. Перед флотилией стояла задача-осуществить прорыв кораблей в тыл по реке Припять, высадить десант в район Новоселок, затем такие же действия произвести в районе Житковичей и далее Лунинца. Затем корабли ДВФ осуществили переправу армейских частей через реку, и пошли на Туров.

 

1944, 8 июля корабли вышли к мосту на реке Припять, прорвав огневой заслон противника. 9 июля войска 61-й армии генерала Белова при содействии кораблей 2-й бригады овладели г. Лунинцем, важным ж/д узлом Полесья. Командование флотилией распределило свои силы на два направления и поставило им задачи: 1-й бригаде пробиться к г. Пинску с десантом, по Припяти, 2-й огнём бронетанков и плавбатарей содействовать войскам, наступавшим на город вдоль рек Ясельда и Пина. Бронекатера, тральщики, сторожевые катера приближались к Пинску со вторым эшелоном десанта (450 человек). На некоторые корабли были погружены противотанковые пушки, снаряды, патроны, гранаты. В голове колонны шли гвардейские бронекатера БКА №№ 2,92,93,43.

 

1944, 14 июля, благодаря усилиям войск 61-й армии, Днепровской флотилии и партизан Пинск был полностью освобождён (окончание операции "Багратион" - освобождение Белоруссии)

 

1944, в августе корабли флотилии были переброшены на Одер для оказания помощи войскам, наступавшим на Берлин. Моряки мужественно сражались на Одере и Шпрее.

 

1944, 8 по 13 августа 1944 года пятью эшелонами перебазировать флотилию на Вислу в район г. Демблина Впервые Краснознаменной Днепровской флотилии предстояло выйти на реки иностранного государства.

 

1944, осенью к моменту выхода флотилии на исходные позиции - в район Каня-Польска-Гульчево, в семи километрах от Сероцка (Польша) - на правом берегу реки Западного Буга действовали войска 65-й, а на левом - 70-й армии. Флотилия оказалась на стыке двух указанных армий, в ее составе находилось более 40 кораблей. На правом берегу реки Нарева, выше Сероцка, плацдарм до 25 километров по фронту и от 8 до 19 километров в глубину (противостояли немецким частям «Викинг» и «Мертвая голова») 19 октября войска 46-го корпуса начали артподготовку. С реки открыли огонь корабли бригады. Подход к Сероцку был непрост, тогда-то Военный совет флотилии и решил сформировать отряд легких сил. В него вошли: два малых бронекатера № 36, 37; два катера ПВО № 69, 70 с установками PC (катюшами), четыре сторожевых катера и шесть полуглиссеров. 20 октября под ударами войск 46-го корпуса при содействии флотилии город Сероцк был полностью очищен от врага. Противник отступил к Зегже.

 

1944, 21 октября крепость Зегже (Польша) была очищена от противника.

 

1945, 14 января началась артиллерийская подготовка войск 1-го Белорусского фронта, ознаменовавшая начало крупной Висло-Одерской операции. Артиллерия совместно с артиллерийской группой флотилии нанесли сильный удар по обороне немцев Кюстринского плацдарма (III полоса укреплений 60-70км от Берлина).

 

1945, 8 апреля разгрузка кораблей на реке Одер была закончена, и дивизион стал готовиться к боевым действиям. 16 апреля 1945 года началась артподготовка берлинской операции (II полоса укреплений 30-50км от Берлина).

 

1945, в середине апреля из Гроссена (Германия) корабли перешли в район Лама и стали на огневые позиции. А затем было взятие Фюрстенберга (Германия), который имел большое оперативное значение, так как от него начинается канал Одер-Шпрее. В первой половине дня 24 апреля Фюрстенберг был взят.

 

1945, в конце апреля корабли готовились к переходу вниз по Одеру к каналу Гогенцоллерн, ведущий в Берлин. Между Одербергом и Эберсбапьеде на канале находились самые крупные гидротехнические сооружения-гидроподъемник Хаберверке. Разрушение этих сооружений наглухо закрыло бы проход по каналу. Корабли начали движение по каналу Рогенцоллерн.

До столицы германии оставалось 50-60км. Уже было расчищено 12 проходов в мостах и переправах. Оставалось еще 38 завалов, но разобрать их и дойти до Берлина бригадам было не суждено.

 

2 мая 1945 года Берлин пал.

Награды

За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг

За победу над Германией в ВОВ 1941-1945 гг

08.10.1945

За освобождение Варшавы

За освобождение Варшавы

30.12.1945

Медаль "За взятие Берлина"

Медаль "За взятие Берлина"

30.12.1945

Медаль 50 лет Вооружённых сил СССР

Медаль 50 лет Вооружённых сил СССР

21.02.1969

60 лет Вооруженных Сил СССР

60 лет Вооруженных Сил СССР

23.02.1979

юбилейная медаль «Двадцать лет победы в ВОВ 1941-1945гг.»;

юбилейная медаль «Двадцать лет победы в ВОВ 1941-1945гг.»;

23.02.1979

юбилейная медаль «Тридцать лет победы в ВОВ 1941-1945гг.»;

юбилейная медаль «Тридцать лет победы в ВОВ 1941-1945гг.»;

23.02.1979

Орден Отечественной Войны II степени

Орден Отечественной Войны II степени

11.03.1985

Юбилейная медаль "Сорок лет победы в ВОВ 1941-1945гг

Юбилейная медаль "Сорок лет победы в ВОВ 1941-1945гг

5.05.1985

Юбилейная медаль"70 лет Вооружённых сил СССР"

Юбилейная медаль"70 лет Вооружённых сил СССР"

28.07.1988

После войны

1946, 20 июля вернулся на работу машинистом локомобиля Леспромхоза№1 в Управлении ИТЛ.

1954, 20 декабря переведён на должность машиниста Яйской швейной фабрики в Управлении ИТЛ.

1958, 1 сентября переведён обратно на работу в Леспромхоз№1 в Управлении ИТЛ, но был зачислен машинистом водо-насосной станции, где в 1960 переведён на должность дежурного машиниста, которым проработал до сентября 1962 года.

1962, 28 сентября принят на работу слесарем Яйской швейной фабрики№8

1964, 23 сентября принят на работу кочегаром 2 разряда паросилового хозяйства Яйской лесоперевалочной станции.

1965, 7 июня переведён слесарем 4 разряда энергетического цеха паросилового хозяйства

1966, 1 марта принят на работу слесарем на Яйский Хлебзавод.

1967, 11 сентября принят на работу кочегаром водяных котлов комбината бытового обслуживания

1968, 15 июля принят на работу слесарем 1 разряда тракторного цеха Яйских Центральных Ремонтно-механических мастерских, где в сентябре 1968 года был переведён на должность медника (сварщика) 1 разряда, а уже в декабре 1968 года стал работать слесарем 4 разряда, а в январе 1969 медником 4 разряда моторного отделения. 23 февраля 1968 года за хорошую работу был награждён денежной премией.

1971, 3 июня год работал кузнецом и медником 4 разряда (электросварщик) СУ-904 Треста «Тюменьдорстрой» при Главдорстрое Министерства Транспортного Строительства СССР г. Сургут.

1972, 28 марта стал медником (электросварщиком) 3 разряда в Дорожно-строительном Управлении №1 Производственного Управления Строительством и Эксплуатации Автомобильных Дорог при Совете Министров Тувинской АССР г. Кызыл.

1972, 1 августа стал электросварщиком 5 разряда на Автобазе №92, г. Сургут, Ханты-Мансийского национального округа, в октябре 1972 года был переведён в Ремонтно-Механические Мастерские кузнецом ручной ковки 4 разряда, где уже в декабре получил 6 разряд (высший). 9 мая 1972 года был награждён ценным подарком.

1977, 11 ноября вышел на пенсию по достижению пенсионного возраста (60 лет)

1978, 3 июня принят на работу машинистом водонасосной станции Учреждения УН-1612/37 УВД Исполкома Кемеровского областного совета (пос. Яя)

1978-1979-1980 с октября по май (отопительный сезон) работал кочегаром на Яйском РайБытКомбинате.

1984-1988, ежегодно с октября по апрель работал истопником Яйского Теплового Пункта (РТП)

1986, 21 августа принят на работу сторожем в Яйское Хлебоприёмное предприятие.

 

Дмитрий Максимович имел в собственности мотоцикл Урал ИМЗ-8.103.10 (с коляской), на котором очень любил ездить на рыбалку (река ЯЯ и её правый приток Золотой Китат) и в лес собирать грибы, ягоды, кедровые шишки (для заготовок на зиму). Один раз попал в серьёзную аварию врезавшись левой ногой в автобус. Когда нога долго не заживала и начала гнить, он поехал в Областную ортопедо-хирургическая больницу в Прокопьевске, где ему, сделал операцию и нога зажила.

 

Дмитрий Максимович был известен, как хороший пимокат (он сам делал колодки для валенок, сам перебирал и чесал шерсть), но катал он валенки в бане тайно (по ночам), т.к. запрещалось иметь доход, кроме того, что был на основной работе. Он также лил пломбы из свинца для инкассаторов, ремонтировал мотоциклы, колол поросят, коптил сало.

 

Умер 25 июня 1990 года, в возрасте 72 лет от инфаркта. Похоронен на кладбище (рядом с железнодорожным вокзалом) в рабочем посёлке Яя, Кемеровской области РФ.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: