Саенко Иван Прокофьевич
Саенко
Иван
Прокофьевич
старший сержант
1917 - 24.12.1941

История солдата

В 1941г. воздушный стрелок-радист 130 скоростного бомбардирвочного авиаполка.

22 июня 1941г. в 05-00 в полку была объявлена боевая тревога.

С 07-40 началась подготовка 3 девяток самолетов СБ. Во главе первой- командир полка майор Кривошапко Иван Игнатьевич, второй- капитан Коломийченко Иван Петрович, третьей- капитан Андреев Александр Николаевич.

В 10-40 самолеты полка без сопровождения истребителей (командование дивизии не смогло их выделить) вылетели для бомбардировки складов горючего (первая девятка), железнодорожной станции (вторая девятка), авиазаводу (третья девятка) в г.Бяла-Подляска (Польша, западнее г.Брест).

Бомбометание производилось с высоты 5000м. с 12-15 до 13-00. При подходе к цели бомбардировщики были встречены огнем дивизиона зенитной артиллерии. После ухода от цели, в 15км восточнее от неё, бомбардировщики были встречены группой истребителей Ме-109 (Мессершмитт). С задания не вернулись 20 самолетов полка, в их числе самолет командира полка. Семь экипажей группы Коломийченко совершили посадку на аэродроме Нов.Гудково, в их числе экипаж младшего лейтенанта Долженко Юрия Степановича. Стрелок-бомбардир экипажа, лейтенант Шолохов Павел Иванович в воздушном бою сбил один Ме-109. Стрелок-радист экипажа- младший сержант Саенко.

Капитан Коломийченко назначен командиром полка.

23 июня техсостав и экипажи на аэродроме Гноево  приводили материальную часть (самолеты) в порядок, готовя к вылетам.

24 июня с аэродрома Гноево в 08-55 взлетели 7 самолетов СБ, ведущий- капитан Бугорков Михаил Павлович, в 10-20 бомбардировали колонну противника на шоссе Кобрин- Береза-Картузская, потеряв в воздушном бою один самолет, группа в 11-55 приземлилась на аэродроме Нов.Гудково.

В 13-00 группа из 6 самолетов под командованием капитана Коломийченко, взлетела с аэродрома Нов.Гудково. В 14-05 с высоты 800м.  бомбардировала колонну противника на шоссе Кобрин- Береза-Картузская. На врага было сброшено 36 авиабомбы ФАБ-100. В районе цели бомбардировщики были атакованы четверкой истребителей Ме-109. У самолета Долженко были повреждены оба мотора, перелетев линию фронта, пилот совершил вынужденную посадку у д.Синявка. Экипаж в полном составе вернулся в полк.

В июле 1941г. личный состав полка убыл в г.Калинин, затем в г.Казань для переучивания на самолет Пе-2.

К октябрю 1941г. полк перебазировался на аэродром Степыгино.

06 октября 1941г. 6 самолетов 2-й авиаэскадрильи (АЭ), вылетев в 10-54, в 11-25 с высоты 300м. сбросили 32 авиабомб ФАБ-100 и 4- ФАБ-50 на колонну противника на шоссе Юхнов- Спас-Деменск.Экипажи были осбтреляны зенитной артиллерией и крупнокалиберными пулеметами. Лейтенант Шолохов сбил истребитель Хе-113. Самолет мл.лейтенанта Долженко получил 22 пробоины, пробита пневматика колеса. Благодаря умелому пилотированию, летчик благополучно посадил самолет на своем аэродроме в 12-34.

11 октября 1941г. экипаж совершил три боевых вылета на бомбардировку колонн противника на шоссе Мценск- Орел.

04 ноября 1941г. экипажи капитана Журавлеав Виктор Ефремович и младшего лейтенанта Долженко бомбардировали скопление войск противника в д.Семкино. Вторым вылетом экипажи бомбардировали автотранспорт и повозки в д.Заворово.

05 ноября 1941г. экипаж с 12-13 до 13-15 вылетал на бомбардирование скопления автомашин и танков на дороге Черная Грязь- Н.Вязовня. Вторы вылетом в паре с капитаном Коломийченко 15-20 до 16-27 вылетали на бомбардировку скопления автомашин и танков на окраине д.Высокиничи.

06 ноября 1941г. экипаж Долженко в составе 3 самолетов полка вылетал на бомбардировку аэродрома Воротынск. Второй вылет в паре с капитаном Журавлевым на бомбардировку колонны танков на дороге Кросна- Средня.

12 ноября 1941г. в паре с командиром 2-й АЭ капитаном Давыденко Иваном Вакуловичем бомбардировали д.Меньшиково. Вторым вылетом в составе четверки бомбардировали скопление моторизованных частей в лесу у д.Луквицы.

13 ноября 1941г. экипажи Давыденко и Долженко с 09-32 до 10-29 вылетали на бомбардировку войск противника у д.Семеновка. Второй вылет пары с 15-05 до 16-10- вылетали на бомбардировку д.Новое Село.

14 ноября 1941г. в составе звена (3 самолета) бомбардировали скопление войск в районе Гостешево- Алтухово.

16 ноября 1941г. в составе звена бомбардировали скопление автотранспорта у д.Черная Грязь. В районе цели обстреляны зенитной артиллерией.

25 ноября 1941г. экипаж лейтенанта Долженко бомбардировал скопление автомашин и танков у д.Горлово.

26 ноября 1941г. экипаж с 14-55 до 15-17 перелетел с аэродрома Дягелево на аэродром Дединово.

27 ноября 1941г. экипаж бомбардировал колонну автомашин с пехотой на дороге Внуково- Огиблово. Вторым вылетом- колонну автомашин и мотоциклов на дороге Дудкино- Гремячее.

28 ноября 1941г. в паре с 09-52 до 10-27 вылетали на бомбардировку танков и автомашинв районе Оленьково. Второй вылет с 12-12 до 12-50- на скопление автомашин и танков у д.Новоселки.

30 ноября 1941г. экипаж бомбардировал колонну автомашин, мотоциклов и танков в д.Алферово.

07 декабря 1941г. в паре бомбили до роты противника в д.Богоявленское. Второй вылет в составе звена- колонну автомашин на дороге Колодезная- Карники.

09 декабря 1941г. экипаж бомбил скопление автомашин и мотоциклов в д.Ракитино.

К 10 декабря 1941г. младший сержант Саенко совершил 30 боевых вылетов. Представлен к ордену Красной Звезды, приказом от 18 декабря 1941г. награжден медалью «За отвагу».

13 декабря 1941г. в составе звена бомбардировали скопление автомашин и пехоту в д.Никитское. Вторым вылетом экипаж босбил скопление автомашин в д.Непрядово.

14 декабря 1941г. в паре бомбили автомашины у д.Болото. Вторым вылетом пара бомбила противника в д.Богучарово. Третьим вылетом- скопление войск в д.Алексин. Над целью были атакованы истребителями. В воздушном бою Юрий Степанович заметил, что у самолета ведущего (старшего лейтенанта Василькина Михаила Ивановича) отбит правый руль поворота. Стал прикрывать его, но вскоре самолет ведущего упал. Стрелок радист экипажа лейтенаната Долженко- младший сержант Саенко Иван Прокофьевич поджог один Ме-109, лейтенант Шолохов сбил два истребителя противника, от осолков самолетного дюраля и стекол получил до 10 царапин на лице. У самолета выведен из строя правый мотор, пробит радиатор, левое колесо, в двух местах пробит фонарь. Перейдя на бреющий полет, пилот сумел оторваться от истребителей, и посадил самолет на своем аэродроме.

15 декабря 1941г. экипаж бомбил автомашины и пехоту противника в д.Шитово. В районе цели атакован двумя истребителями, пилот увел самолет в облака. На втором вылете бомбили колонну противника на дороге Ферзиково- Мышега. При атаке истребителей, ушел в облака.

К 15 декабря 1941г. совершил 37 боевых вылетов. Экипаж в полном составе был представлен к званию Герой Советского Союза. Приказом от 06 января 1942г. Иван Прокофьевич награжден орденом Красного Знамени.

24 декабря 1941г. экипаж майор Коломийченко, майор Федотов, ст.сержант Жуков вылетели ведущими в паре с экипажем: лейтенант Долженко, стрелок-бомбардир ст.лейтенант Шолохов Павел Иванович, стрелок-радист старший сержант Саенко Иван Прокофьевич, на  бомбардировку склада боеприпасов на кирпичном заводе в районе станции Балабаново. Сбросив бомбы на цель, были атакованы истребителями противника. Оба экипажа с боевого вылета не вернулись.

Регион Украина
Воинское звание старший сержант
Населенный пункт: Днепропетровск
Место рождения Верхне-Днепровский р-н, Днепропетровская обл.
Годы службы 1939 1941
Дата рождения 1917
Дата смерти 24.12.1941

Боевой путь

Место призыва Верхне-Днепровский РВК, Днепропетровская обл.
Дата призыва 1939
Боевое подразделение 130 скоростной бомбардировочный авиаполк

Однополчане

Кривошапко Иван Игнатьевич

Кривошапко Иван Игнатьевич

Коломийченко Иван Петрович

Коломийченко Иван Петрович

Долженко Юрий Степанович

Долженко Юрий Степанович

Шолохов Павел Иванович

Шолохов Павел Иванович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: