Санников Александр Павлович
Санников
Александр
Павлович
полковник

История солдата

Татьяна Листопад

Мой отец, Александр Санников, родился в 1922 году на Урале в крестьянской семье. Сначала учился в техникуме, а потом по комсомольской путевке, вместе с братом Демьяном, поступил в аэроклуб. Так что пришлось учиться и там, и здесь. Чтобы заработать на хлеб, разгружали вагоны, баржи, пароходы. Братья успешно освоили программу аэроклуба и, с ноября 1939-го, продолжили учебу в Пермской военной авиационной школе.

Менее чем через год младшие лейтенанты Александр и Демьян Санниковы прибыли для прохождения службы во 2-ю корпусную эскадрилью, дислоцировавшуюся в городе Бендерах Одесского военного округа. Эскадрилья была передана мотомеханизированному корпусу для ведения воздушной разведки, корректировки огня и связи. Разведчиком Александр будет всю войну...

Осенью 1940-го и в первой половине 1941-го все чаще ловили нарушителей воздушного пространства СССР. В начале июня вольнонаемных и семьи комсостава начали эвакуировать вглубь страны. За двадцать дней до войны мехкорпус был отправлен в летние лагеря на аэродром близ государственной границы.

15 июня, по воспоминаниям Александра Санникова, командир собрал личный состав и сказал: «Ну, вот, орелики, к чему готовились, наверное, скоро начнется».

Но слово «война» не звучало. 22 июня весь личный состав по тревоге подняли в шесть утра. Прошел слух: должны прислать новые самолеты ЯК-1 для прикрытия уже устаревших бомбардировщиков СБ. Но никто еще не знал, как выглядят «яки»...

Ближе к обеду на аэродром стали заходить два самолета с выпущенными шасси. «Свои», — подумали летчики. Но внезапно на малой высоте один убрал шасси и открыл огонь по людям, а второй боевым разворотом ушел в сторону моста через Днестр на Тирасполь. Два наших летчика были ранены, три самолета сгорели. Оба вражеских самолета были сбиты потом зенитчиками, их пилоты спаслись на парашютах и оказались в одной палате с нашими ранеными.

Санникову пришлось немало полетать в поисках своих частей, со связными и пакетами, на разведку. Приходилось ему садиться вынужденно, однажды даже в овраг! Так летали все летчики эскадрильи связи. А обеспечивалась она гораздо хуже обычных летных частей. Сидели на голодном пайке, бывало, питались только семечками. Плохо было с обмундированием.

В конце мая 1942 года в полете рядом с У-2 Санникова разорвался зенитный снаряд. Он получил тяжелое ранение спины. Штурман погиб. Только в конце июля после настойчивых просьб Александра выписали из госпиталя и направили на фронт.

Много полетал Санников над Сталинградом. Только за октябрь и вторую половину ноября  у него 20 боевых вылетов. Исключительно сложно было летать в ноябре-декабре из-за плохой погоды. Однажды пришлось сесть — преследовали немцы. Самолет подожгли, экипаж добирался до части на телеге. За эти вылеты Санников был отмечен орденом Красной Звезды — первым, но не последним своим орденом.

Потом были Курская дуга, освобождение Украины и Молдавии, к маю 1944 года за Санников имел 705 боевых вылетов. И это на легком У-2, под постоянным огнем с земли и с воздуха. Вскоре наш летчик расстался с «кукурузником»: разведку стали вести на бронированном штурмовике И/1-2. Но и на них без прикрытия истребителей летать было довольно опасно. А прикрывали далеко не всегда.

Санникову запомнилась битва за Будапешт в январе 1945 года. Командованию потребовалась визуальная разведка о состоянии моста через Дунай. Одиночные штурмовики не смогли прорваться к цели — так плотно охраняли ее зенитки и истребители противника. Задачу поручили 96-му отдельному корректировочно-разведывательному авиаполку, а там выбор пал на Санникова. Тщательно разработанный со штурманом план удался: экипаж сделал два захода на мост. За это Александр Павлович был награжден орденом Отечественной войны II степени.

А потом были бои за Австрию. Снова боевые вылеты, снова потери. 9 мая узнали об окончании войны. Радовались непомерно, стреляли кто из чего мог. К сожалению, эта пальба иногда приводила к несчастным случаям.

 «На войне я понял, почему погибают на фронте или в экстремальных ситуациях. У нас в авиации погибали порой из-за собственной трусости, неграмотных действий, случайности. Бывали ситуации, когда просто невозможно было остаться живым. Меня сбивали четырежды, в первом случае я действовал сгоряча и необдуманно, в трех других остался жив случайно», — такие слова отца вспоминает дочь Татьяна.

Боевые награды Александра Санникова — ордена Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней, Красной Звезды, медали «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены». 

После войны он работал летчиком-инструктором аэроклуба в Орле. Потом была Караганда: летчик-инструктор, замполит, начальник штаба аэроклуба. А в 1972 году стал начальником штаба Карагандинского авиапредприятия. Тогда-то врач авиапредприятия Антонина Тихоновна Воробьева сделала то, что никто до этого не решался: удалила ему два осколка из поясницы (через 30 лет). А три он так и носил — «на память»...

В 2000-м году мама с папой переехали на родину, на Урал, И до последних дней жизни не теряли связи со своими друзьями и бывшими коллегами.       

Регион Свердловская область
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Ревда

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: