Саськов Михаил Петрович
Саськов
Михаил
Петрович
капитан

История солдата

Его отвага и любовь хранила. 

«Началась война. Пришла и к нему повестка. И вдруг приказ комиссии: «Поедете учиться в училище военных летчиков». Такого оборота дел Миша не ожидал. Но приказ есть приказ.

В 1942 году в один из полков ночного бомбометания, расквартированного под Малоярославцем, прибыл молодой летчик в солдатском звании. На весь полк было всего три самолета ПО-2. Начались долгие и упорные тренировки. Только в июне 1943 летчику Саськову разрешили сделать первый боевой вылет.

В самом начале пребывания в полку молодой летчик встретил девушку. Познакомились. Ее звали Анисьей. Она окончила школу младших авиаспециалистов. Служила в том же полку в звании ефрейтора, оружейницей. Так что при встречах с ней летчик первым прикладывал руку к козырьку для приветствования  старшего по званию. Знакомство переросло в дружбу, затем - в любовь. Хоть и редко, но выпадало свободное время. И тогда М.Саськов приглашал девушку на танцы.

Через два месяца после первого вылета летчика Саськова назначают командиром звена. Его звено посылали на самые трудные задания. В сентябре 1943 Саськов получает первую награду – орден Красной Звезды. Полк, в котором он служил, передают в распоряжение Четвертой армии Белорусского фронта. С ней летчики провоевали до самого конца войны.

 Есть у Михаила Петровича очень заветная и дорогая ему вещь – личная зачетная книжка, в которой регистрировались боевые вылеты летчика. В этой книжечке помечено 465 боевых вылетов. Каждый из них мог быть последним.

За весь период войны провел он в воздухе 1070 часов. Из них 767 часов – ночных. Но судьба его хранила. За всю войну он не получил даже царапины. Правда, приходилось приземляться на изрядно продырявленном осколками и пулями самолете.

Пожалуй, хранила его и любовь Анисьи Ермолаевны. Она обслуживала тогда самолеты саськовского звена: подвешивала бомбы, чистила оружие. А когда самолеты уходили на выполнение задания, ждала их возвращения. К тому времени они были уже мужем и женой.

Фронт продвигался на запад. За ним перемещались и аэродромы. Особенно трудно приходилось, когда намечались прорывы. Тогда летчики работали без отдыха – приходилось за ночь делать по пятнадцать вылетов.

Вот один из эпизодов, отмеченный в летной книжке Саськова. Это было трудное задание. Немцы готовились к контрнаступлению. На станции скопились их эшелоны. В большом количестве подвезены боеприпасы. Первые попытки по уничтожению противника окончились неудачно. Тогда и получил Михаил задание бомбить станцию. Шедший первым Саськов «повесил фонари», и станция оказалась, как на ладони. Его товарищ точно «уложил» зажигательные бомбы в эшелон с горючим. Сквозь огонь зениток сделали еще заход. Сбросили последние бомбы. Далеко сопровождало возвращающихся домой летчиков зарево бушевавшего огня. За этот вылет М.Саськов был награжден орденом Отечественной войны первой степени.

Потом была Польша. Начали «наведываться» в Германию. Последний военный аэродром, с которого поднимались самолеты Саськова, был под городом Трептов. Отсюда вылетали на бомбежку Кенигсберга, Гдыни, Данцига. В ночь с 8 на 9 мая пять самолетов вылетели на уничтожение засевших фашистов в устье Вислы. Возвращались с бомбежки уже в мирное время. За боевые вылеты с Трептовского аэродрома Михаил Петрович был награжден орденом Красного Знамени. А еще раньше второй орден Отечественной войны второй степени.

Саськов был участником Парада Победы в Москве. Только два летчика из их полка удостоились такой чести.»

Газета АО БСЗ «Сталелитейщик» №15 от 26.04.1995г.  

Регион Брянская область
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Брянск

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: