Савин Сергей Николаевич
Савин
Сергей
Николаевич
майор / радист
17.07.1924 - 10.01.1990

История солдата

       Сергей Николаевич Савин родился 17 июля 1924 г. в г. Белозерск Вологодской области. Жил и учился в средней школе г. Ленинград. Получил аттестат о среднем образовании. 

   Следуя семейной традиции, Сергей после школы устроился подручным кочегара на пароход «Скорый» и даже успел сделать один рейс по Ладожскому озеру до начала войны. Он мог бы стать моряком, как дед, капитаном дальнего плавания, как отец. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Романтика, близкое дыхание Балтики сместились, смешались, на всё видимое, осязаемое легли иные краски – свинцовые, тяжелые, даже северное сияние было на руку вражеским летчикам. Они охотились за транспортами навязчиво и жестоко. Пароход «Скорый» перевозил на «Большую землю» не только оборудование заводов и фабрик, не только имущество и документацию, но и детей, десятки, сотни беспомощных мальчишек и девчонок, родители которых, как правило, оставались в Ленинграде.

   Однажды в критический момент судно потеряло ход – на винт намотался трос. На борту около трёхсот детей, в угрожающе низком небе – вражеские самолеты. Сергей Савин трижды нырял в ледяную воду, пока не освободил винт. На вздрогнувшую от рывка скорости палубу его подняли уже без чувств. Он даже не знал тогда, по – мальчишески презрев опасность ледяной и бездонной воды, что над ним рвались снаряды, что один из них разорвался совсем близко. Сергея контузило. Так состоялось боевое крещение. Его подлечили в одном из госпиталей и в качестве юнги начали обучать радиоделу. Уши, поначалу, слабо улавливающие даже громкую речь, постепенно привыкали к тихому языку тире и точек. Савин научился отстукивать «морзянку» без зашифрованного текста, как и принимать на слух. Мальчишки, получившие специальности радистов сигнальщиков, рулевых, минеров, артиллеристов, пулеметчиков, несли службу наравне со взрослыми. Им не делали никаких послаблений, да они об этом и не просили. Юнги помимо теоретической подготовки проходили практику, в том числе выходили в море на шлюпках под парусами и веслами.   

       Воспитывались юнги на боевых традициях русского и советского флота. Они были разные юнги военных лет: застенчивые и бесшабашные, рассудительные и отчаянные в своей решительности.… Но у всех было общее, что объединяло их в суровые годы. Это беззаветная любовь к Родине, преданность своему народу.

                                  Мы юнги флота, крепки, как бронь!

                                   За честь народа пойдем в огонь.

                                   Фашистам-зверям мы отомстим,

                                   В победу верим и победим

Эта вера - самое ценное достояние, которое передавалось из поколения в поколение. В 1942 г. Сергей вступил в ВЛКСМ. 

      18 –летний Сергей Савин в 1943 г. был прикомандирован к 3-му дивизиону торпедных катеров Краснознаменной бригады торпедных катеров Северного флота.

     Многие бывалые моряки сомневались, смогут ли эти небольшие корабли действовать в неспокойном Баренцевом море. Среди сомневающихся был и сам командующий флотом. Адмирал Головко размышлял в начале войны в своем дневнике: «Торпедные катера в Баренцевом море…  Да еще в таких условиях. В зимний шторм, полярной ночью, при плохой видимости и обмерзании, которые снижают ход и соответственно маневренность торпедных катеров. До войны это показалось бы невероятным большинству моряков. Многие, некоторое время и я, считали, что непогоды почти всегда неспокойного Баренцева моря исключают возможность боевого использования торпедных катеров. А затем жизнь опровергла все сомнения. Боевая практика доказала возможность, целесообразность, эффективность использования кораблей этого класса на театре. Для противника же их появление в бою оказалась полной неожиданностью еще осенью 1941 г.».  Первый результативный бой два катера (ТКА-11 и ТКА-12) провели в ночь на 11 сентября 1941 г. Наши отечественные катера нравились морякам больше иностранных. Они были меньше по тоннажу, а значит – маневреннее. После установки импортных моторов скорость хода развивали даже большую, чем на союзнических катерах.

      Служба на торпедных катерах была сложной и напряженной: это и бытовые условия, в которых приходилось находиться катерникам, это и особенности данных кораблей… Вот как вспоминает о службе на торпедных катерах писатель Леонид Соболев: «Эта стремительно несущаяся по воде скорлупка, футляр для торпед, приспособлена для короткого плавания, для быстрого удара. Вся она открыта, люди в ней – с ног до головы в воде от брызг и волны. Оглушительно гудят моторы, скорость требует страшного напряжения внимания. Глаза болят от солёных брызг, тело стынет в промокшей одежде, коченеет на ветру. Согреться хотя бы глотком горячей пищи невозможно, как невозможно смениться на боевом посту – все на катере несут службу бессменно. Когда же в море гуляет даже небольшая волна, плавание на катере превращается в езду на машине, которую сумасшедший шофёр гонит по железнодорожным шпалам со скоростью восемьдесят километров…».

   Действительно, во время боя большая часть моряков находились внутри корпуса в закрытых помещениях, и только от их слаженности зависел общий боевой успех. Оглушительный рев моторов, свист ветра и взрывы снарядов заглушали человеческий голос, поэтому на ходу члены экипажа объяснялись условными сигналами и жестами. Под прикрытьем спасительной дымовой завесы катер шёл на сближение с противником и на самой близкой дистанции от него сбрасывал торпеды. Служба на катере требовало от моряков особых качеств, прежде всего: физической выносливости, инициативы, владения двумя- тремя военными специальностями, а самое главное отваги и мужества. Бытовые условия здесь были спартанскими. Моряки жили прямо на катере, спали на брезентовых чехлах, нередко питались холодными консервантами и галетами.

   В 1943 г. Сергей вновь получил контузию, выписали его из госпиталя заикающимся (а через год у него случилось очередное ранение).

    С мая 1944 г. до апреля 1945 г. 3-м дивизионом торпедных катеров командовал Алексеев Владимир Николаевич (января по апрель 1944 г.  он  находился в распоряжении Разведывательного управления Главного морского штаба. В апреле возглавлял 5-е отделение разведотдела штаба Северного флота). 

         В первой крупной операции под его командованием 28 июня 1944 г. три торпедных катера Алексеева атаковали морской конвой,  потопили во взаимодействии с авиацией два вражеских транспорта и тральщик. 

      15 июля он, командуя восемью катерами, в условиях пониженной видимости в районе Стур-Эккирей вошел в боевое соприкосновение с конвоем противника, который имел более 30 вымпелов. Опознав концевые корабли конвоя, Алексеев повел ТКА в его догонку и в течении одного часа двух минут катерники дерзкими атаками разбили строй конвоя противника потопив при этом два крупных и два малых транспорта, также один танкер, два СКР и два миноносца», — говорится в наградном листе Алексеева В.Н.

      В октябре того же года в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции катера под командованием капитана 2-го ранга Алексеева совместно с группой катеров капитана 3-го ранга Федорова разбили вражеский конвой, потопив пять транспортных судов.

    12 октября торпедные катера 3-го дивизиона с помощью радиолокатора, установленного  на ТКА-230 (где воевал С. Савин), обнаружив вражеский конвой в Перс-фьорде (Норвегия), атаковали и с предельно коротких дистанций, потопили два транспорта и повредили ещё один. После этого боя — первого в истории советского флота, победу в котором обеспечило применение радиолокации — и за действия в ходе Петсамо-Киркенесской операции в целом капитану 2-го ранга Алексееву 5 ноября было присвоено звание Героя Советского Союза; к этому моменту он уже трижды награждался орденом Красного Знамени — дважды в июле и один раз 2 ноября 1944 г. В общей сложности катера соединения Алексеева потопили 17 неприятельских кораблей. С апреля 1945 г. Алексеев занимал должность начальника штаба бригады торпедных катеров Северного флота. 24 июня 1945 г. он участвовал в Параде Победы.  После войны он продолжал службу в ВМФ. Командовал соединением кораблей. В 1953 г. окончил Военную академию Генерального штаба. Был командиром военно-морской базы, в 1957–1962 гг. – начальник штаба Балтийского флота, первым заместителем начальника Главного штаба ВМФ. Адмирал.

       По стать командиру старался быть и краснофлотец Савин, участник 5-ти поисковых операций кораблей противника в Варангер - фьорде.

       Сергей нёс дозор 10 октября в районе входа у Петсамо. В эту ночь остальные катера производили большую высадку десанта на побережье противника в районе г. Маативуона.

     Старший краснофлотец Савин 12 октября1944 г. находился на радио -вахте, принял участие в разгроме вражеского конвоя в районе мыса Комагнес. В этом бою ТКА- 230 после наведения ударной группы катеров на конвой противника торпедировал и двумя торпедами потопил транспорт врага водоизмещением 5-6 тысяч тонн.

      20 октября т. Савин вновь участвует в атаке и наведении катеров на конвой противника, в результате которой торпедными катерами было потоплено два транспорта, два ТЩ, один СКР. В этом бою ТКА- 230 потопил СКР.

      При атаках конвоя т. Савин действовал смело и решительно, своевременно докладывал командиру о всех радиограммах, переданных для катера, четко репетовал радиограммы идущим с ТКА остальным катерам.

       Приказом командующего Северным флотом №091 от 02.11.1944 г.

старший радист старший краснофлотец Сергей Николаевич Савин за совершенные подвиги был награжден орденом Отечественной войны 2-й ст.

     15 декабря 1944 г. Указом Верховного Совета СССР он был награжден медалью «За оборону Советского Заполярья » (периодом обороны Советского Заполярья считается 22 июня 1941 г. — ноябрь 1944 г. ).

   После завершения боевых действий в Баренцовом море Сергей Савин служил на сторожевом корабле СКР -11 «Торос» (охраны водного района Северного флота) который во время войны переоборудован из рыболовецкого траулера РТ-60 «Рабочий»). 

       В мае 1945 г. старший краснофлотец Савин С.Н. был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

      Война закончилась, но Сергея Савина направили на Балтику, где ему довелось служить ещё долгих пять лет. Только в  марте 1950 г. Сергей Николаевич демобилизовался из Военно – Морского Флота. 

    «Девять годков - рассказывал он журналисту Старухину – это период неизгладимых на всю жизнь привычек и маленьких, может быть, слабостей, вместе с тем это школа, характер, выкованный ею, и тоже на всю жизнь, это особые понятия братства и товарищества, честности и чести, принципиальности и прямоты, долга как перед товарищами, так и перед страной. Понятия, критерии, замешанные несколько по – особому, на морском, корабельном быте северных широт в течение многих лет, на суровом быте войны».

      Демобилизованный моряк поехал в родные ему по старшим поколениям Савиных вологодские места, что подарили его близким, ему самому на всю жизнь большую, всякий раз стремящуюся выкатиться из речи букву «О». Устроился радистом в лесхоз. И всё хорошо складывалось и на работе его ценили. Но очень тихо было там, слишком спокойно для него, Савина. Слишком персонально, индивидуально – ты и рация.

       С 1955 г. Сергей Николаевич трудится слесарем – электромонтажником Воронежского завода радиодеталей. В совершенстве овладел специальностью. Он не только передовик и новатор производства, но инициатор патриотических движений. 

     Сергей Николаевич, конечно, не мог себе представить, что всю послевоенную жизнь будет носить полосатую тельняшку под спецовкой «сухопутного» рабочего, станет как-то по – особому, ритуально надевать её по торжественным случаям, особенно связанным с флотом, морской службой. Но причем здесь море, если он давно забыл, как зыбко «плавает» под ногами линейка трапа, как тревожно, в самую душу, воют сирены в ночи? Временами ему хотелось, чтобы это было «давно и неправда». Пока он работал со стены цеха на него смотрела фотография. Мальчишка, юнга в матросской форме. Детские губы по - взрослому сомкнуты, тень скорби в уголках и неотступная решимость с огоньком ненависти во взгляде. Боевой товарищ Савина - Ковалев Саша, навсегда оставшийся четырнадцатилетним и уже героем ставшим. Не случайно, бригада С. Савина была инициатором движения «За себя и за того парня». 

    8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации, в результате которой осколком снаряда был пробит радиатор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Саша Ковалёв прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров, так как в этот момент на катере находилась ещё одна команда катерников, подобранная с только что уничтоженного германской авиацией такого же катера. 9 мая 1944 года Саша Ковалёв погиб от взрыва германской фосфорной мины, не разорвавшейся накануне на катере после бомбардировки его авиацией противника. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени (посмертно), медалью Ушакова.

  Сергей Николаевич решил подружить катер и бригаду либо, если удастся, эскадру и завод. Почему бы не завязать дружбу между рабочим классом предприятия и теми, кто несет вахту? Получилось. Более того весь Коминтерновский район г. Воронежа стал «морским» и соответственно «воронежскими» десантная бригада десантных кораблей Балтийского флота. В районе создали специализированный лагерь труда и отдыха для подростков, мечтавших о море.

     Сергей Николаевич был прекрасный семьянин. С Еленой Дмитриевной они прожили в любви и ладу, воспитали прекрасных детей: сына Валерия и дочь Галину. Валерий Сергеевич многие годы отдал родному заводу отца, где начинал рабочим (расточником), а затем трудился на различных инженерных должностях. С его слов, домашние чутко воспринимали многочисленные заботы и тревоги Сергея Николаевича.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1966 г. за выдающиеся заслуги в выполнении плана 1959 – 1965 годов и создание новой техники Савину С.Н. присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой звезды «Серп и Молот».

   В последующие годы продолжает работать на предприятие, возглавил бригаду слесарей – электромонтажников. За высокие производственные достижения Сергей Николаевич был награжден орденами Октябрьской Революции (25.03.1974 г.), Трудовой Славы 3-й ст. (08.06.1977 г.), Трудовой Славы 2-й ст. (30.07.1984 г.),  а к 40 -летию Победы над Германией – орденом Отечественной войны 1-й степени, а также Юбилейными медалями. Приказом министра Обороны СССР ему было присвоен звание майор.

   Человек, говорят, многогранен настолько, что сам по себе -целый мир. Но такие «миры» отличаются ещё и по содержанию. Он был широк, разнообразен и богатый. Работа и общественно – политическая жизнь были лишь важным, но одним из составляющих. Сергей Николаевич являл собой все многообразные высокие человеческие качества. Таких людей обычно нарекают человеком широкой души. Это был удивительно скромный человек.  Он пел и аккомпанировал себе и товарищам в минуты фронтового затишья. Любил спеть и сыграть на семиструнной с настроением, когда вместе отдыхали всей бригадой.

   Сергей Николаевич избирался кандидатом в члены ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР 10-го и 11-го созывов. На одном из Пленумов ЦК КПСС Сергей Николаевич попросил слово для выступления. Рассказал, что завод «задыхался» из-за отсутствия даже маломальского резерва материалов. Инструкции, положения исключали возможность обзавестись «запасом», но в итоге страдало дело – производство лишалось маневра, затруднялась экспериментальная работа, притормаживался сам технический прогресс. Выступление рабочего из Воронежа встретили с пониманием. Уже на следующий день он был в кабинете министра. А вслед за тем и последовали поправки, да и существенные в сложившуюся ситуацию.

        С 1989 г. Сергей Николаевич на заслуженном отдыхе.

     Герой войны и труда Сергей Николаевич Савин умер 16 января 1990 г.  Похоронен в г. Воронеже на аллее Героев Коминтерновского кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

,

 

 

Регион Воронежская область
Воинское звание майор
Населенный пункт: Воронеж
Воинская специальность радист
Место рождения г. Белозерск Вологодской области.
Годы службы 1942 1945
Дата рождения 17.07.1924
Дата смерти 10.01.1990

Боевой путь

Место призыва школа юнг Северного флота
Дата призыва 17.09.1942
Боевое подразделение Торпедный катер ТКА-230 3-го дивизиона торпедных катеров бригады торпедных катеров Северного флота
Завершение боевого пути В Заполярье
Принимал участие В Петсамо-Киркенесской наступательной операции, и др. походах

  Следуя семейной традиции, Сергей Савин после школы устроился подручным кочегара на пароход «Скорый» и даже успел сделать один рейс по Ладожскому озеру до начала войны. Он мог бы стать моряком, как дед, капитаном дальнего плавания, как отец. Но Великая Отечественная война внесла свои коррективы. Романтика, близкое дыхание Балтики сместились, смешались, на всё видимое, осязаемое легли иные краски – свинцовые, тяжелые, даже северное сияние было на руку вражеским летчикам. Они охотились за транспортами навязчиво и жестоко. Пароход «Скорый» перевозил на «Большую землю» не только оборудование заводов и фабрик, не только имущество и документацию, но и детей, десятки, сотни беспомощных мальчишек и девчонок, родители которых, как правило, оставались в Ленинграде.

   Однажды в критический момент судно потеряло ход – на винт намотался трос. На борту около трёхсот детей, в угрожающе низком небе – вражеские самолеты. Сергей Савин трижды нырял в ледяную воду, пока не освободил винт. На вздрогнувшую от рывка скорости палубу его подняли уже без чувств. Он даже не знал тогда, по – мальчишески презрев опасность ледяной и бездонной воды, что над ним рвались снаряды, что один из них разорвался совсем близко. Сергея контузило. Так состоялось боевое крещение. Его подлечили в одном из госпиталей и в качестве юнги начали обучать радиоделу. Уши, поначалу, слабо улавливающие даже громкую речь, постепенно привыкали к тихому языку тире и точек. Савин научился отстукивать «морзянку» без зашифрованного текста, как и принимать на слух. Мальчишки, получившие специальности радистов сигнальщиков, рулевых, минеров, артиллеристов, пулеметчиков, несли службу наравне со взрослыми. Им не делали никаких послаблений, да они об этом и не просили. Юнги помимо теоретической подготовки проходили практику, в том числе выходили в море на шлюпках под парусами и веслами.   

       Воспитывались юнги на боевых традициях русского и советского флота. Они были разные юнги военных лет: застенчивые и бесшабашные, рассудительные и отчаянные в своей решительности.… Но у всех было общее, что объединяло их в суровые годы. Это беззаветная любовь к Родине, преданность своему народу.

                                  Мы юнги флота, крепки, как бронь!

                                   За честь народа пойдем в огонь.

                                   Фашистам-зверям мы отомстим,

                                   В победу верим и победим

Эта вера - самое ценное достояние, которое передавалось из поколения в поколение. В 1942 г. Сергей вступил в ВЛКСМ. 

      18 –летний Сергей Савин в 1943 г. был прикомандирован к 3-му дивизиону торпедных катеров Краснознаменной бригады торпедных катеров Северного флота.

     Многие бывалые моряки сомневались, смогут ли эти небольшие корабли действовать в неспокойном Баренцевом море. Среди сомневающихся был и сам командующий флотом. Адмирал Головко размышлял в начале войны в своем дневнике: «Торпедные катера в Баренцевом море…  Да еще в таких условиях. В зимний шторм, полярной ночью, при плохой видимости и обмерзании, которые снижают ход и соответственно маневренность торпедных катеров. До войны это показалось бы невероятным большинству моряков. Многие, некоторое время и я, считали, что непогоды почти всегда неспокойного Баренцева моря исключают возможность боевого использования торпедных катеров. А затем жизнь опровергла все сомнения. Боевая практика доказала возможность, целесообразность, эффективность использования кораблей этого класса на театре. Для противника же их появление в бою оказалась полной неожиданностью еще осенью 1941 г.».  Первый результативный бой два катера (ТКА-11 и ТКА-12) провели в ночь на 11 сентября 1941 г. Наши отечественные катера нравились морякам больше иностранных. Они были меньше по тоннажу, а значит – маневреннее. После установки импортных моторов скорость хода развивали даже большую, чем на союзнических катерах.

      Служба на торпедных катерах была сложной и напряженной: это и бытовые условия, в которых приходилось находиться катерникам, это и особенности данных кораблей… Вот как вспоминает о службе на торпедных катерах писатель Леонид Соболев: «Эта стремительно несущаяся по воде скорлупка, футляр для торпед, приспособлена для короткого плавания, для быстрого удара. Вся она открыта, люди в ней – с ног до головы в воде от брызг и волны. Оглушительно гудят моторы, скорость требует страшного напряжения внимания. Глаза болят от солёных брызг, тело стынет в промокшей одежде, коченеет на ветру. Согреться хотя бы глотком горячей пищи невозможно, как невозможно смениться на боевом посту – все на катере несут службу бессменно. Когда же в море гуляет даже небольшая волна, плавание на катере превращается в езду на машине, которую сумасшедший шофёр гонит по железнодорожным шпалам со скоростью восемьдесят километров…».

   Действительно, во время боя большая часть моряков находились внутри корпуса в закрытых помещениях, и только от их слаженности зависел общий боевой успех. Оглушительный рев моторов, свист ветра и взрывы снарядов заглушали человеческий голос, поэтому на ходу члены экипажа объяснялись условными сигналами и жестами. Под прикрытьем спасительной дымовой завесы катер шёл на сближение с противником и на самой близкой дистанции от него сбрасывал торпеды. Служба на катере требовало от моряков особых качеств, прежде всего: физической выносливости, инициативы, владения двумя- тремя военными специальностями, а самое главное отваги и мужества. Бытовые условия здесь были спартанскими. Моряки жили прямо на катере, спали на брезентовых чехлах, нередко питались холодными консервантами и галетами.

   В 1943 г. Сергей вновь получил контузию, выписали его из госпиталя заикающимся (а через год у него очередное ранение).

    С мая 1944 г. до апреля 1945 г. 3-м дивизионом торпедных катеров командовал Алексеев Владимир Николаевич (января по апрель 1944 г.  он  находился в распоряжении Разведывательного управления Главного морского штаба. В апреле возглавлял 5-е отделение разведотдела штаба Северного флота). 

         В первой крупной операции под его командованием 28 июня 1944 г. три торпедных катера Алексеева атаковали морской конвой,  потопили во взаимодействии с авиацией два вражеских транспорта и тральщик

      15 июля он, командуя восемью катерами, в условиях пониженной видимости в районе Стур-Эккирей вошел в боевое соприкосновение с конвоем противника, который имел более 30 вымпелов. Опознав концевые корабли конвоя, Алексеев повел ТКА в его догонку и в течении одного часа двух минут катерники дерзкими атаками разбили строй конвоя противника потопив при этом два крупных и два малых транспорта, также один танкер, два СКР и два миноносца», — говорится в наградном листе Алексеева В.Н.

      В октябре того же года в ходе Петсамо-Киркенесской наступательной операции катера под командованием капитана 2-го ранга Алексеева совместно с группой катеров капитана 3-го ранга Федорова разбили вражеский конвой, потопив пять транспортных судов.

    12 октября торпедные катера 3-го дивизиона с помощью радиолокатора, установленного  на ТКА-230 (где воевал С. Савин), обнаружив вражеский конвой в Перс-фьорде (Норвегия), атаковали и с предельно коротких дистанций, потопили два транспорта и повредили ещё один. После этого боя — первого в истории советского флота, победу в котором обеспечило применение радиолокации — и за действия в ходе Петсамо-Киркенесской операции в целом капитану 2-го ранга Алексееву 5 ноября было присвоено звание Героя Советского Союза; к этому моменту он уже трижды награждался орденом Красного Знамени — дважды в июле и один раз 2 ноября 1944 г. В общей сложности катера соединения Алексеева потопили 17 неприятельских кораблей. С апреля 1945 г. Алексеев занимал должность начальника штаба бригады торпедных катеров Северного флота. 24 июня 1945 г. он участвовал в Параде Победы.  После войны он продолжал службу в ВМФ. Командовал соединением кораблей. В 1953 г. окончил Военную академию Генерального штаба. Был командиром военно-морской базы, в 1957–1962 гг. – начальник штаба Балтийского флота, первым заместителем начальника Главного штаба ВМФ. Адмирал.

       По стать командиру старался быть и краснофлотец Савин, участник 5-ти поисковых операций кораблей противника в Варангер - фьорде.

       Сергей нёс дозор 10 октября в районе входа у Петсамо. В эту ночь остальные катера производили большую высадку десанта на побережье противника в районе г. Маативуона.

     Старший краснофлотец Савин 12 октября1944 г. находился на радио -вахте, принял участие в разгроме вражеского конвоя в районе мыса Комагнес. В этом бою ТКА- 230 после наведения ударной группы катеров на конвой противника торпедировал и двумя торпедами потопил транспорт врага водоизмещением 5-6 тысяч тонн.

      20 октября т. Савин вновь участвует в атаке и наведении катеров на конвой противника, в результате которой торпедными катерами было потоплено два транспорта, два ТЩ, один СКР. В этом бою ТКА- 230 потопил СКР.

      При атаках конвоя т. Савин действовал смело и решительно, своевременно докладывал командиру о всех радиограммах, переданных для катера, четко репетовал радиограммы идущим с ТКА остальным катерам.

       Приказом командующего Северным флотом №091 от 02.11.1944 г.

старший радистстарший краснофлотец Сергей Николаевич Савин за совершенные подвиги был награжден орденом Отечественной войны 2-й ст.

     15 декабря 1944 г. Указом Верховного Совета СССР он был награжден медалью «За оборону Советского Заполярья » (периодом обороны Советского Заполярья считается 22 июня 1941 г. — ноябрь 1944 г. ).

   После завершения боевых действий в Баренцовом море Сергей Савин служил на сторожевом корабле СКР -11 «Торос» (охраны водного района Северного флота) который во время войны переоборудован из рыболовецкого траулера РТ-60 «Рабочий»). 

       В мае 1945 г. старший краснофлотец Савин С.Н. был награжден медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».    

 

 

 

Награды

золотая звезда "Серп и Молот", 1966.07.29

золотая звезда "Серп и Молот", 1966.07.29

орден Ленина,1966.07.29

орден Ленина,1966.07.29

орден Октябрьской Революции, 1974.03.25

орден Октябрьской Революции, 1974.03.25

орден Отечественной войны 1-й степени, 1985.04.06

орден Отечественной войны 1-й степени, 1985.04.06

Орден Отечественной войны 2-й степени,1944.11.02

Орден Отечественной войны 2-й степени,1944.11.02

орден Трудовой Славы,3-й степени,1977.06.08

орден Трудовой Славы,3-й степени,1977.06.08

орден Трудовой Славы,2-й степени,1984.07.30

орден Трудовой Славы,2-й степени,1984.07.30

медаль «За оборону Советского Заполярья », 1944.12.15

медаль «За оборону Советского Заполярья », 1944.12.15

медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»,1945.05

медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»,1945.05

медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина"

медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина"

медаль "30 лет СА и Флота", 1948 г.

медаль "30 лет СА и Флота", 1948 г.

медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",1965 г.

медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",1965 г.

медаль "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",1975 г.

медаль "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",1975 г.

медаль "40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",1985 г.

медаль "40 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.",1985 г.

медаль "60 лет Вооруженных сил СССР", 1978 г.

медаль "60 лет Вооруженных сил СССР", 1978 г.

медаль "70 лет Вооруженных сил СССР", 1988 г.

медаль "70 лет Вооруженных сил СССР", 1988 г.

Документы

Наградной лист на ст.радиста ст. краснофлотца Савина Сергея Николаевича, стр.1

Наградной лист на ст.радиста ст. краснофлотца Савина Сергея Николаевича, стр.1

Наградной лист на ст.радиста ст. краснофлотца Савина Сергея Николаевича, стр.2

Наградной лист на ст.радиста ст. краснофлотца Савина Сергея Николаевича, стр.2

Фотографии

Торпедный катер ТКА-230 ,1. В походе

Торпедный катер ТКА-230 ,1. В походе

Торпедный катер ТКА-230 ,2. В походе

Торпедный катер ТКА-230 ,2. В походе

Командир 3-го дивизиона торпедных катеров капитан 2-го ранга Алексеев Виктор Николаевич, Герой Советского Союза

Командир 3-го дивизиона торпедных катеров капитан 2-го ранга Алексеев Виктор Николаевич, Герой Советского Союза

Командир 3-го дивизиона торпедных катеров капитан 2-го ранга Алексеев В.Н., Герой Советского Союза на Параде Победы 24.06.1945 г. в г. Москве

Командир 3-го дивизиона торпедных катеров капитан 2-го ранга Алексеев В.Н., Герой Советского Союза на Параде Победы 24.06.1945 г. в г. Москве

Адмирал Алексеев Виктор Николаевич

Адмирал Алексеев Виктор Николаевич

В бригаде С.Н. Савина в день его 60-летия, 1984.07.17

В бригаде С.Н. Савина в день его 60-летия, 1984.07.17

Юбиляр С.Н. Савин с поздравляющими товарищами-1,1984.07.17

Юбиляр С.Н. Савин с поздравляющими товарищами-1,1984.07.17

Юбиляр С.Н. Савин с поздравляющими товарищами-2,1984.07.17

Юбиляр С.Н. Савин с поздравляющими товарищами-2,1984.07.17

После войны

 

     Война закончилась, но Сергея Савина направили на Балтику, где ему довелось служить ещё долгих пять лет. Только в  марте 1950 г. Сергей Николаевич демобилизовался из Военно – Морского Флота. 

    «Девять годков - рассказывал он журналисту Старухину – это период неизгладимых на всю жизнь привычек и маленьких, может быть, слабостей, вместе с тем это школа, характер, выкованный ею, и тоже на всю жизнь, это особые понятия братства и товарищества, честности и чести, принципиальности и прямоты, долга как перед товарищами, так и перед страной. Понятия, критерии, замешанные несколько по – особому, на морском, корабельном быте северных широт в течение многих лет, на суровом быте войны».

      Демобилизованный моряк поехал в родные ему по старшим поколениям Савиных вологодские места, что подарили его близким, ему самому на всю жизнь большую, всякий раз стремящуюся выкатиться из речи букву «О». Устроился радистом в лесхоз. И всё хорошо складывалось и на работе его ценили. Но очень тихо было там, слишком спокойно для него, Савина. Слишком персонально, индивидуально – ты и рация.

       С 1955 г. Сергей Николаевич трудится слесарем – электромонтажником Воронежского завода радиодеталей. В совершенстве овладел специальностью. Он не только передовик и новатор производства, но инициатор патриотических движений. 

Сергей Николаевич, конечно, не мог себе представить, что всю послевоенную жизнь будет носить полосатую тельняшку под спецовкой «сухопутного» рабочего, станет как-то по – особому, ритуально надевать её по торжественным случаям, особенно связанным с флотом, морской службой. Но причем здесь море, если он давно забыл, как зыбко «плавает» под ногами линейка трапа, как тревожно, в самую душу, воют сирены в ночи? Временами ему хотелось, чтобы это было «давно и неправда». Пока он работал со стены цеха на него смотрела фотография. Мальчишка, юнга в матросской форме. Детские губы по - взрослому сомкнуты, тень скорби в уголках и неотступная решимость с огоньком ненависти во взгляде. Боевой товарищ Савина - Ковалев Саша, навсегда оставшийся четырнадцатилетним и уже героем ставшим. Не случайно, бригада С. Савина была инициатором движения «За себя и за того парня». 

    8 мая 1944 года торпедный катер ТК-209, на котором служил Саша Ковалёв, атаковал группу кораблей противника, после чего сам подвергся атаке немецкой авиации, в результате которой осколком снаряда был пробит радиатор двигателя, из которого стала поступать горячая вода, перемешанная с маслом и бензином. Саша Ковалёв прикрыл пробоину своим телом, получив сильнейшие ожоги. При этом удалось сохранить ход катера, мотор не взорвался и было спасено два экипажа торпедных катеров, так как в этот момент на катере находилась ещё одна команда катерников, подобранная с только что уничтоженного германской авиацией такого же катера. 9 мая 1944 года Саша Ковалёв погиб от взрыва германской фосфорной мины, не разорвавшейся накануне на катере после бомбардировки его авиацией противника. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени (посмертно), медалью Ушакова.

  Сергей Николаевич решил подружить катер и бригаду либо, если удастся, эскадру и завод. Почему бы не завязать дружбу между рабочим классом предприятия и теми, кто несет вахту? Получилось. Более того весь Коминтерновский район г. Воронежа стал «морским» и соответственно «воронежскими» десантная бригада десантных кораблей Балтийского флота. В районе создали специализированный лагерь труда и отдыха для подростков, мечтавших о море.

     Сергей Николаевич был прекрасный семьянин. С Еленой Дмитриевной они прожили в любви и ладу, воспитали прекрасных детей: сына Валерия и дочь Галину. Валерий Сергеевич многие годы отдал родному заводу отца, где начинал рабочим (расточником), а затем трудился на различных инженерных должностях. С его слов, домашние чутко воспринимали многочисленные заботы и тревоги Сергея Николаевича.

   Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1966 г. за выдающиеся заслуги в выполнении плана 1959 – 1965 годов и создание новой техники Савину С.Н. присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой звезды «Серп и Молот».

   В последующие годы продолжает работать на предприятие, возглавил бригаду слесарей – электромонтажников. За высокие производственные достижения Сергей Николаевич был награжден орденами Октябрьской Революции (25.03.1974 г.), Трудовой Славы 3-й ст. (08.06.1977 г.), Трудовой Славы 2-й ст. (30.07.1984 г.),  а к 40 -летию Победы над Германией – орденом Отечественной войны 1-й степени, а также Юбилейными медалями. Приказом министра Обороны СССР ему было присвоен звание майор.

   Человек, говорят, многогранен настолько, что сам по себе -целый мир. Но такие «миры» отличаются ещё и по содержанию. Он был широк, разнообразен и богатый. Работа и общественно – политическая жизнь были лишь важным, но одним из составляющих. Сергей Николаевич являл собой все многообразные высокие человеческие качества. Таких людей обычно нарекают человеком широкой души. Это был удивительно скромный человек.  Он пел и аккомпанировал себе и товарищам в минуты фронтового затишья. Любил спеть и сыграть на семиструнной с настроением, когда вместе отдыхали всей бригадой.

   Сергей Николаевич избирался кандидатом в члены ЦК КПСС, депутатом Верховного Совета СССР 10-го и 11-го созывов. На одном из Пленумов ЦК КПСС Сергей Николаевич попросил слово для выступления. Рассказал, что завод «задыхался» из-за отсутствия даже маломальского резерва материалов. Инструкции, положения исключали возможность обзавестись «запасом», но в итоге страдало дело – производство лишалось маневра, затруднялась экспериментальная работа, притормаживался сам технический прогресс. Выступление рабочего из Воронежа встретили с пониманием. Уже на следующий день он был в кабинете министра. А вслед за тем и последовали поправки, да и существенные в сложившуюся ситуацию.

        С 1989 г. Сергей Николаевич на заслуженном отдыхе.

     Герой войны и труда Сергей Николаевич Савин умер 16 января 1990 г.  Похоронен в г. Воронеже на аллее Героев Коминтерновского кладбище.

 

 

 

 

 

 

 

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: