Седых Иван Александрович
Седых
Иван
Александрович
гвардии полковник / военный лётчик
10.09.1922 - 12.02.2005

История солдата

Иван Александрович Седых родился 10 сентября 1922 года в Свердловской области участок Александрийск – Туринский, в семье крестьянина-середняка.

Не буду описывать его детство (хотя это заслуживает отдельного рассказа и настоящим детством это не назовешь), но такую деталь опустить нельзя.

Дело в том, что его отец, Александр Григорьевич, был человеком смекалистым, предприимчивым и всё делал для улучшения благосостояния своей семьи. Семья была работящая и не мудрено, что вскоре они превратились из простых крестьян в зажиточные. И как-то раз его предупредили, что, мол, завтра придут вас раскулачивать. Александр Григорьевич, недолго думая, погрузил своё семейство на подводу, оставил всё своё хозяйство и уехал... Повторялось так не один раз. Во время переездов с места на место, чем только не занималась: мыли золото, били кедровник, ходили в тайгу за пушниной, валяли валенки, делали и продавали мороженое, вели (если можно так сказать относительно тех времён) мелкий бизнес. В 1929 году оказались они в г. Сталинске (ныне г. Новокузнецк Кемеровской обл.).

 clip_image002.jpg

 В  Сталинске Иван Александрович окончил 7 классов и пошёл работать печатником в типографию «Большевистская сталь».

Но печатное дело его не сильно интересовало – его манило небо.

Приписав себе в метрике лишний год, записался вместе с товарищем в Сталинский аэроклуб. Закончив в 1939 году аэроклуб,  добровольно пошёл в Красную Армию и в январе 1941 года поступил в Новосибирскую Военную Авиашколу пилотов. В феврале 1941 года был переведён в Молотовскую Военную Авиационную школу  пилотов,  для обучения на самолёт Р-5 и СБ

. clip_image004.jpg  г. Молотов 27.03.1942 г.

 

В мае 1942 года, был направлен в 1-ю Чкаловскую Военную Авиационную школу пилотов им. К.Е. Ворошилова для подготовки на самолёт Ил-2., прошёл курс подготовки на самолёте УТ-2, но летать на Ил-2 Ивану Александровичу не пришлось. В апреле 1943 года ему присвоили звание «мл. лейтенант». В 1943 году в Красной Армии остро чувствовалась нехватка лётчиков АДД, поэтому, после окончания 1-й Чкаловской Военной Авиационной школы, был отправлен на переучивание на Ил-4  во 2-ю Ивановскую Высшую школу штурманов ВВС КА (на время войны эвакуированную в г. Мары), которую окончил в декабре 1943 года.  Кстати, в этой школе он познакомился со своим штурманом мл.л-том Б. Образцовым, с которым он пролетал до своего увольнения в запас в 1962 году.

Там произошёл трагический случай: во время полета отказало управление руля высоты. Иван Александрович дал команду экипажу по СПУ (самолётному переговорному устройству) покинуть самолёт. Через некоторое время повторил команду, в ответ никого не услышал и сам выпрыгнул из самолёта. Со слов самого Ивана Александровича: «Спускаюсь я на парашюте, а вокруг никого из членов экипажа не вижу. Уже расстегнул лямки парашюта, что бы сбросить его и погибнуть как настоящий офицер, вижу, недалеко от меня раскрылся ещё один купол! Значит ещё не время погибать!». Но все-таки один член экипажа погиб – стрелок-радист. Как установило следствие, у него отстегнулась авиагарнитура, и он не слышал команды командира экипажа о покидании самолёта. Вместе со штурманом не летали месяц – были под следствием. По окончании следствия слетал на зачётный полёт.

 А дальше фронт…

clip_image006.jpg

 С 12 января 1944 года мл.л-т Седых И.А. – лётчик 16 гвардейского Авиационного полка Дальнего Действия 1-й гвардейской Авиационной дивизии Дальнего Действия., уже через год- с февраля 1945 года командир звена. Войну заканчивает в звании лейтенант командиром звена в составе 157 гвардейского Бомбардировочного Авиационного Рижского Краснознамённого полка, 11 гвардейской Бомбардировочной Авиационной дивизии, 1-й Воздушной Армии Дальней Авиации (бывшего 16 гвардейского Авиационного полка Дальнего Действия 1-й гвардейской Авиационной дивизии Дальнего Действия).

clip_image008.jpg

 

(экипаж с лева на право: штурман мл.л-т Б. Образцов, командир мл.л-т И.Седых, стрелок-радист с-т С. Журавлёв)

 

 «…За время войны совершил 86 боевых вылетов, из них 8 днём и 78 ночью, в том числе 33 на бомбардирование военно-промышленных объектов, политических центров, коммуникаций, живой силы и техники противника в городах фашистской Германии и её вассальных государств: Тильзит, Енстенбург, Будапешт, Дербенен, Мемель, Штартард, Кёнигсберг, Данциг, Пиллау, Фишхаузен, Берлин, Грайфсвальд, Штральзунд. А так-же порты Рига, Либава, Митава…» (из служебной характеристики) «…Совершил 9 боевых вылетов на фотографирование результатов бомбардирования целей, из них 2 вылета на отлично, 4 – на хорошо, 3 раза – цель не фотографировалась из-за плохих метеоусловий…» ( а это одна из самых опасных задач для бомбардировщика, за 10 успешных вылетов присваивали звание Героя Советского Союза).

На 9 мая 1945 года получил следующие награды:

- орден Красного Знамени – за боевые заслуги (приказ от 16.09.44);

- орден Отечественной войны І ст. – за боевые заслуги (приказ от 22.09.44)

По этой награде нужно рассказать по –подробней, словами  П.П.Бочкарёва и Н.И.Парыгина  в книге   «Годы в огненном небе (Авиация Дальнего Действия в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.)» «…Личный состав АДД, как и в других операциях, проявил в боях за Венгрию массовый героизм, отвагу и высокое летнее мастерство. В ночь на 20 сентября 1944 г. экипаж 16-го гвардейского полка младшего лейтенанта И. А. Седых (штурман Б. С. Образцов, стрелок-радист С. П. Журавлев, воздушный стрелок В. П. Агеев), выполнив боевое задание по бомбардировке объектов в Будапеште, взял курс на свой аэродром. В районе Стара-Любовня бомбардировщик был атакован тремя истребителями противника. Первый произвел атаку слева снизу, но был своевременно замечен стрелками экипажа. Завязался воздушный бой. Истребитель меткой очередью разбил правую плоскость и повредил кабину летчика, но сам был сбит бортовым огнем бомбардировщика. Два «мессершмитта» продолжали атаки. Воздушный стрелок В. П. Агеев сбил еще один самолет врага. Но и бомбардировщик вышел из боя в тяжелом состоянии, получил крупные повреждения, а стрелки Журавлев и Агеев были ранены. Несмотря на это, летчик и штурман сумели привести тяжело повреждённый самолет на свой аэродром и отлично произвести посадку.. Они были награждены орденом Отечественной войны I степени, а воздушные стрелки — орденом Отечественной войны II степени…»

    Можно только добавить из представления на орден: «… Сбитие истребителей противника подтверждает гв. майор Рубцов…» И ещё можно добавить, что самолёт под бортовым номером «13» получил в воздушном бою 67 пробоин, и то, что после боя и посадки ремонту не подлежал!

clip_image010.jpgclip_image012.jpg

 

 

- орден Красной Звезды – за боевые заслуги (приказ от 5.08.45);

- медаль «За Победу над Германией» (Указ от 9.05.45);

- медаль «За взятие Берлина» (Указ от 9.06.45);

- медаль «За взятие Кёнигсберга» (Указ от 9.06.45).

А так же «…объявлена благодарность за участие в составе соединения гвардии генерал лейтенанта авиации Юханова и Тушкова и за отличные боевые действия:

- при прорыве обороны на Бобруйском направлении и форсировании реки Друть (приказ от 25.06.44);

- освобождении столицы Латвийской ССР г. Рига (приказ от 13.10.44);

- овладении городом и портом Клайпеда (Мемель) (приказ от 28.01.45);

- освобождении г. Будапешт (приказ от 13.02.45);

- разгроме окружённой восточно-прусской группы немецких войск юго-западнее Кёнигсберга (приказ от 29.03.45);

- овладении г. Данциг (приказ от 30.03.45);

- овладении г. Кёнигсберг (приказ от 9.04.45);

- прорыве обороны на Берлинском направлении (приказ от 23.04.45);

- овладении столицы Германии г. Берлин (приказ от 2.05.45);

- овладении портовым городом Эвинемюнде (приказ от 5.05.45).

Верховный Главнокомандующий тов. Сталин»

Великую Отечественную войну закончил в Польше, г. Белосток, где квартировался 16 гвардейский бомбардировочный авиаполк (с 9.04.1945 по 1.06.1946г., он же 157 гвардейский Бомбардировочный Авиационный Рижский Краснознамённый полк). Далее,  полк перебазировался в г. Чернигов.

В Чернигове Иван Александрович женился, окончил 9-й и 10-й класс вечерней школы, получил атестат зрелости, перевёз своих родителей из Сталинска (ныне г. Новокузнецк Кемеровской обл.) в Чернигов.

clip_image014.jpg

В 1951 году, полк перебазируется из Чернигова в г. Починок Смоленской обл.. К этому времени Иван Александрович – зам. ком. авиаэскадрилии. В этом-же году проходит программу переучивания на самолет ТУ-4 при Рязанской ВАШ и УТАП с оценкой «ОТЛИЧНО». Становится лётчиком-инструктором.

Дальше немного не понятно: с сентября 1953 по март 1954 года его назначают командиром авиаэскадрильи 37 гв. Бомбардировочного авиационного Смоленско-Будапештского Дважды Краснознамённого полка 50 ВА ДА (бывшего 2-го гв. Бомбардировочного авиационного Смоленско-Будапештского Дважды Краснознамённого полка). Но где он дислоцировался и на какой технике – установить не могу. И что характерно, все части относятся к 50 ВА ДА. Но я так думаю, что это были курсы по переучиванию на с-т Ту-16.

С марта 1954 года Иван Александрович комэск 291 тяжелого-бомбардировочного авиационного полка (Болбасово) летает на Ту-16, является инструктором днём в сложных метеусловиях и ночью в простых.

В феврале 1955 года Ивана Александровича награждают орденом Ленина.

 В биографии Ивана Александровича был ещё один интересный факт, но только документального подтверждения я найти не могу. Дело в том, что осенью 1955 года Н.С. Хрущёв совершал визит в Индию. Так вот, почту, а именно центральные газеты из Москвы в Дели, перевозили самолетами, а именно Ту-16. Одним из таких «почтальёнов» был и майор Седых. По рассказам Ивана Александровича, во время возвращения на базу из Дели, в Болбасово очень испортились метеоусловия, ему было предложено как запасной аэродром в Москве, Иван Александрович принял решение призводить посадку на родном аэродроме. Посадку он произвёл штатно. После этого вылета ему была предложена работа испытателем, но его отговорила жена Мария Алексеевна. В декабре 1955 назначают на должность зам. командира 402 ТБАП ДА по лётной подготовке и награждают орденом Красной Звезды.

 Летом 1956 года присваивается класс «Военный лётчит первого класса» и в этом-же году зачисляют слушателем Центральных летно-тактических курсов усовершенствования офицерского состава Дальней Авиации. (без исключения из списков части), в декабре 1956 года награждают 3-м орденом Красной Звезды.

«… Выпускные экзамены сдал с оценками:

  • тактическая подготовка – 5;
  • методика боевой подготовки – 5;
  • бомбардировочная подготовка -5.

Курсы окончил с отличием, с занесеним на «Доску почёта» курсов.

ВЫВОД: По своим деловым и политическим качествам достоин выдвижения на должность командира ТДАП ДА…» (из аттестации по окончании курсов).

В декабре 1957 года Ивана Александровича назначают зам. ком. по лётной подготовке 291 тбап

 

Уже через 9 месяцев – первый заместитель командира 291 тбап, через год- заместитель командира 291 тбап. В 1960 – 1961 г., в должности зам.ком полка улетает в командировку в Арктику, где руководит полётами на дрейфующем аэродроме.

 

 clip_image016.jpgclip_image018.jpg

Посадка Ту-4  на дрейфующий арктический аэродром

 

 

 

 

clip_image020.jpg clip_image022.jpg

 

Примерно в 1961 году 291 тбап – расформировуется и Ивана Александровича переводят зам.ком. 402 тбап по лётной подготовке. На этой должности он прослужил до января 1963 года. И «… на основании Закона «О новом Значительном сокращении Вооруженных Сил СССР» от 15 января 1960года и в соответствии с «Положением о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота»…» был уволен в запас по здоровью. (хотя, положа руку на сердце – мог ещё летать и летать, готовить молодых лётчиков, но авиация в то время переживала тяжёлые времена – полки разгонялись, личный состав, можно сказать – выбрасывался на улицу).

В этом же году Иван Александрович переезжает со своей семьёй на Родину жены в г. Чернигов. Не может он сидеть дома без дела! Работает в Чернигове на заводе Химволокно, затем слесарем-лекальщиком 6-го разряда в НИИ. Проводит военно-воспитательную и патриотическую работу среди молодёжи (Иван Александрович был частым гостем в школах города)

clip_image024.jpgclip_image026.jpg

 

 

 

 

 у среди молодёжи (Иван Александрович был частым гостем в школах города)

clip_image024.jpgclip_image026.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регион Украина
Воинское звание гвардии полковник
Населенный пункт: Украина
Воинская специальность военный лётчик
Место рождения Свердловская обл.
Годы службы 1941 - 1963
Дата рождения 10.09.1922
Дата смерти 12.02.2005

Боевой путь

Место призыва г. Новосибирск
Дата призыва 01.1941
Завершение боевого пути Великую Отечественную войну закончил в Польше, г. Белосток, где квартировался 16 гвардейский бомбардировочный авиаполк (с 9.04.1945 по 1.06.1946г., он же 157 гвардейский Бомбардировочный Авиационный Рижский Краснознамённый полк)
Принимал участие Тильзит, Енстенбург, Будапешт, Дербенен, Мемель, Штартард, Кенигсберг, Данциг, Пиллау, Фишхаузен, Берлин, Грайфсвальд, Штральзунд.

«…За время войны совершил 86 боевых вылетов, из них 8 днём и 78 ночью, в том числе 33 на бомбардирование военно-промышленных объектов, политических центров, коммуникаций, живой силы и техники противника в городах фашистской Германии и её вассальных государств: Тильзит, Енстенбург, Будапешт, Дербенен, Мемель, Штартард, Кёнигсберг, Данциг, Пиллау, Фишхаузен, Берлин, Грайфсвальд, Штральзунд. А так-же порты Рига, Либава, Митава…» (из служебной характеристики) «…Совершил 9 боевых вылетов на фотографирование результатов бомбардирования целей, из них 2 вылета на отлично, 4 – на хорошо, 3 раза – цель не фотографировалась из-за плохих метеусловий…» 

 

Воспоминания

П.П.Бочкарёв и Н.И.Парыгин в книге «Годы в огненном небе (Авиация Дальнего Действия в Великой Отечественной войне 1941-1945

«…Личный состав АДД, как и в других операциях, проявил в боях за Венгрию массовый героизм, отвагу и высокое летнее мастерство. В ночь на 20 сентября 1944 г. экипаж 16-го гвардейского полка младшего лейтенанта И. А. Седых (штурман Б. С. Образцов, стрелок-радист С. П. Журавлев, воздушный стрелок В. П. Агеев), выполнив боевое задание по бомбардировке объектов в Будапеште, взял курс на свой аэродром. В районе Стара-Любовня бомбардировщик был атакован тремя истребителями противника. Первый произвел атаку слева снизу, но был своевременно замечен стрелками экипажа. Завязался воздушный бой. Истребитель меткой очередью разбил правую плоскость и повредил кабину летчика, но сам был сбит бортовым огнем бомбардировщика. Два «мессершмитта» продолжали атаки. Воздушный стрелок В. П. Агеев сбил еще один самолет врага. Но и бомбардировщик вышел из боя в тяжелом состоянии, получил крупные повреждения, а стрелки Журавлев и Агеев были ранены. Несмотря на это, летчик и штурман сумели привести тяжело повреждённый самолет на свой аэродром и отлично произвести посадку.. Они были награждены орденом Отечественной войны I степени, а воздушные стрелки — орденом Отечественной войны II степени…»

Награды

1) Орден Красного Знамени

1) Орден Красного Знамени

«…За время войны совершил 86 боевых вылетов, из них 8 днём и 78 ночью, в том числе 33 на бомбардирование военно-промышленных объектов, политических центров, коммуникаций, живой силы и техники противника в городах фашистской Германии и её вассальных государств: Тильзит, Енстенбург, Будапешт, Дербенен, Мемель, Штартард, Кёнигсберг, Данциг, Пиллау, Фишхаузен, Берлин, Грайфсвальд, Штральзунд. А так-же порты Рига, Либава, Митава…» (из служебной характеристики) «…Совершил 9 боевых вылетов на фотографирование результатов бомбардирования целей, из них 2 вылета на отлично, 4 – на хорошо, 3 раза – цель не фотографировалась из-за плохих метеусловий…»

Орден Отечественной войны I степени

Орден Отечественной войны I степени

«…Личный состав АДД, как и в других операциях, проявил в боях за Венгрию массовый героизм, отвагу и высокое летнее мастерство. В ночь на 20 сентября 1944 г. экипаж 16-го гвардейского полка младшего лейтенанта И. А. Седых (штурман Б. С. Образцов, стрелок-радист С. П. Журавлев, воздушный стрелок В. П. Агеев), выполнив боевое задание по бомбардировке объектов в Будапеште, взял курс на свой аэродром. В районе Стара-Любовня бомбардировщик был атакован тремя истребителями противника. Первый произвел атаку слева снизу, но был своевременно замечен стрелками экипажа. Завязался воздушный бой. Истребитель меткой очередью разбил правую плоскость и повредил кабину летчика, но сам был сбит бортовым огнем бомбардировщика. Два «мессершмитта» продолжали атаки. Воздушный стрелок В. П. Агеев сбил еще один самолет врага. Но и бомбардировщик вышел из боя в тяжелом состоянии, получил крупные повреждения, а стрелки Журавлев и Агеев были ранены. Несмотря на это, летчик и штурман сумели привести тяжело повреждённый самолет на свой аэродром и отлично произвести посадку.. Они были награждены орденом Отечественной войны I степени, а воздушные стрелки — орденом Отечественной войны II степени…» http://militera.lib.ru/h/bochkarev_parygin/05.html

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

За боевые заслуги

"Орден Ленина"

"Орден Ленина"

за налёт в сложных метеоусловиях

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

за добросовестное выполнение служебного долга

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

за добросовестное выполнение служебного долга

Орден Богдана Хмельницкого III степени

Орден Богдана Хмельницкого III степени

за боевые заслуги, за добросовестное выполнение служебного долга

Фотографии

После войны

Однополчане

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: