Сенько Василий Васильевич
Сенько
Василий
Васильевич
военный штурман гвардии-капитан; с 1977 года полковник в запасе. / штурман
15.10.1921 - 5.06.1984

История солдата

Недавно мой сын Владислав написал сочинение в школе :

            МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ РОССИИ

 

   У каждой семьи есть своя история, и она тесно переплетается с историей его Родины.

   И, как мне, кажется, самое трудное время для моей Родины, для моего народа и для моей семьи пришлось на года Великой отечественной войны. В годы войны, люди жили по-особенному. Народ стремился выжить, пережить общую боль, выстоять в неимоверной борьбе. У моих прадедушек очень разная, но трудная и героическая судьба. У каждого из них. И про каждого можно было написать отдельную книгу. Но сегодня, вспоминая о дате 27 января (70 лет со дня снятия блокады Ленинграда) я  хотел бы рассказать  о родном брате,бабушки моего отца, моем двоюродном прадедушке – Сенько Василии Васильевиче, который тоже лично в освобождении Ленинграда, да и многих других городов.. Мой прадедушка до войны был учителем, когда пришло время призвать его в армию ему предложили поступить военно-авиационную школу.Он ее окончил  и в ноябре 1941 года он уже был на фронте.Недавно праздновалась дата, очень важная для сегодняшнего Петербурга, бывшего Ленинграда. Дата снятия блокады с этого героического города. Но тогда, когда дедушка попал на фронт все только начиналось для этого города и для солдат, которые ценой своей жизни защищали единственную дорогу, как ее назовут «Дорогу жизни», связывавшую осажденный  Ленинград со всей страной. Здесь он совершил 83 вылета, а когда в полку осталось совсем мало летчиков его перевели в 752 авиационный полк. 9 декабря 1942 года. Окруженная под Сталинградом крупная группировка фашистских войск пытается прорвать кольцо и немецкие самолеты поддерживали свою армию сбрасывали своим солдатам продовольствие, оружие. Задача экипажа Дмитрия Барашева, в котором был и мой прадедушка Василий, расстроить планы противника и прекратить подачу продовольствия и оружия фашистам. Я приведу строки из книги воспоминаний Андрианова про Василия Васильевича, где рассказывается  про этот случай  :           

«Погода для полёта была трудная: низкая облачность, ночью и днём шёл густой снег. В таких условиях найти цель очень трудно. Это могли сделать очень немногие.

Вылетели. Сначала шли в сплошной облачности, но штурман точно давал курс. Когда подлетели к Тацинской, облачность начала рассеиваться и Сенько в разрыве облаков увидел в воздухе немецкие самолеты. Решили идти за ними. Конечно, это был большой риск, ибо в любой момент немцы могли опознать наши самолеты. Стали в круг фашистов, заходящих на посадку. Сделав последний разворот, Барашев вслед за немецкими летчиками стал планировать на посадочную полосу. Немцы на аэродроме ничего не подозревали и приняли советский самолет за свой. Когда до земли оставалось 15-20 метров, Барашев резко увеличил скорость и на бреющем полете развернулся в сторону стоянки немецких самолетов. Сенько приготовился к сбрасыванию бомб. Сумеет ли он это сделать? Ведь на бреющем полете самолет буквально проносится над целью. Вражеские самолеты в прицеле. Сенько нажимает на кнопку бомбосбрасывателя. Подчуфаров бьёт по немецким самолётам из пулемета. Не успели немцы разобраться, в чём дело, как несколько их самолетов загорелось. Бомбы, сброшенные штурманом Сенько, точно попали в цель. А командир Дмитрий Барашев неукротим: развернувшись, он делает второй заход на лётное поле. Новые бомбы летят вниз. Вдруг мощный взрыв потряс воздух, и советскую машину воздушной волной подбросило вверх: это взорвался склад бомб. Опомнившись, фашисты открыли беспорядочный огонь по бомбардировщику, но было уже поздно, он уходил от аэродрома, на котором горели фашистские самолеты.»

 Я задумался, а было ли страшно тем людям, которые были на войне. Ведь кажется, они совершали такие поступки и совершенно не задумывались о своей жизни…Мне нравятся слова Юлии Друниной:

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу - во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

 

Как-то моя прабабушка спросила своего брата уже после войны : «Страшно было летать?» и Василий ответил : «Бомбили мы врага, а сами все равно думали, как хочется живым остаться…»

Но, наверное, герои это те люди, которые умеют сказать себе «нет» и доделать свою работу до конца, несмотря ни на что. А крушить врага это и была работа для каждого человека, для всего моего народа.

 Уже 26 января 1943 года подполковник Бровко в представлении Сенько к награждению писал следующее:

   "За период Отечественной войны с ноября 1941 года совершил 154 боевых вылета, из них 144 ночью. За время пребывания в составе авиации дальнего действия совершил 71 боевой вылет, из них 63 вылета ночью. Как в ночных, так и в дневных полетах завоевал себе славу грамотного штурмана. Всегда отлично находит цель, метко её бомбит с минимальной высоты. Случаев потери ориентировки не имеет. Экипаж, где штурманом товарищ Сенько, как правило, посылается разведчиком погоды и для выполнения заданий при тяжёлых метеорологических условиях.

Примером отличного владения своей специальностью, примером отваги служат такие полёты, как 9-10 декабря по аэродрому противника. ... За два вылета уничтожил 9 самолётов противника (имеется в виду налёт на аэродром у Тацинской - Л. Д.). В большинстве случаев результаты бомбометания тов. Сенько, как днём, так и ночью, подтверждаются фотоснимками. Тов. Сенько молодой штурман, но прилежность, отвага при выполнении боевых заданий сделали его лучшим штурманом полка, служащим примером для всех.

За героизм, проявленный в боях с немецкими захватчиками, достоин присвоения высокого звания - Герой Советского Союза".  Не смог убрать с этого письма ни одной строчки, потому что горжусь своим прадедом. Думаю, мой отец Василий Макаренко, тоже стал штурманом не случайно.

Экипаж Барашева выполнял функции лидировщика при нанесении мощных авиаударов в глубоком тылу противника. Василий Васильевич точно выводил самолет на цель, сбрасывал светящиеся бомбы и тогда уже все наши самолеты наносили удар по противнику.

   Фотоконтроль, кажется такое мирное слово. Сел в самолет, пролетел над разрушенными тобой же целями и сфотографировал. Все очень мирно, легче и придумать нельзя. Я так думал пока не прочитал следующие строки из книги сына Барашева (командира экипажа)

    «А знаете ли вы, что такое фотоконтроль? Это когда после бомбометания нескольких десятков бомбовозов, над целью появляется один-единственный самолет, вместо бомб вооруженный фотокамерой. Фото-техника того времени требовала, чтобы самолет летел по прямой на заданной высоте с постоянной скоростью, не меняя курса, пока не закончена съемка результатов бомбометания. При этом вся оставшаяся в целости зенитная артиллерия противника ожесточенно молотит по одинокой цели, двигающейся, как учебная мишень на стрельбище. Поэтому один боевой вылет на фотоконтроль приравнивался к 5 боевым вылетам в составе обычного экипажа бомбардировщика. В американской армии после 20 вылетов экипаж демобилизовался и больше не воевал» А наши летчики воевали до конца, до конца жизни или до конца войны. Да и не только летчики, все … весь народ от мала до велика, сражались как могли… Тогда наш народ был одной семьей сплоченной в борьбе с врагом. Была одна беда на всех и победа была одна на всех. Помните песню Окуджава

Когда-нибудь мы вспомним это

И не поверится самим,

А нынче нам нужна одна победа,

Одна на всех, мы за ценой не постоим,

Одна на всех, мы за ценой не постоим.

...Январь 1944 года. Гвардии капитан Сенько на фронте под Ленинградом. В те дни происходили радостные события - советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Вместе с другими экипажами Сенько доставлял в только что освобождённый от блокады город-герой продовольствие, одежду, медикаменты, вывозил больных и раненых. Наградой стала медаль "За оборону Ленинграда", которой всегда гордился Василий Васильевич.

Еще он всегда вспоминал один свой полет, когда надо было отвезти продовольствие партизанам. Они приземлились, но двигатели не выключили, начали выгружать продовольствие, вот вот должны были подойти наши партизаны. Но вдруг вместо наших появились фашисты. Экипаж в самолет, но самолет не может взлететь слишком мягкий грунт. Немцы уже близко, можно поджечь самолет, чтобы не достался фашистам,но экипаж не привык сдаваться. Тут и партизаны появились и завязалась перестрелка. Некоторые партизаны помогли – таки экипажу, подложили твердую основу под самолет и тот взлетел. Но тут с черного моря их заметили на корабле и начали стрелять по самолету. Самолет летел низко и не мог сильно маневрировать. Еле-еле удалось уйти от прицельного огня, добрались до базы, посадили самолет, но к сожалению самолет восстановлению не подлежал.

За весь период войны Сенько Василий Васильевич участвовал в боях под Ленинградом и Сталинградом, в Польше, Венгрии, Германии. Совершил 430 успешных боевых вылетов. Он был награжден орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, а 29 июня 1945 года ему было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. Он был единственным штурманом в нашей авиации, удостоенным такого звания дважды.

Василий Васильевич принимал участие в войне с империалистической Японией. После войны он один из первых облетывал реактивные самолеты и преподавал в Тамбове в летном училище. Как-то мы нашли авиационный форум и прочитали там воспоминания о нашем прадедушке, воспоминания тех людей, которым он преподавал после войны. Приведу маленькую выдержку из форума: «…..  Все почтительно умолкли - такие ИМЕНА!
Как-то на лекции мы уговорили Василь Васильевича рассказать, как он получил Дважды Героя. Такого простого, скромного и короткого повествования мы не ожидали. Но в этом был весь Сенько - не раз совершал то, что называют подвигом и искренне оценивал - "А чего особенного? Война".

И в мирной жизни он продолжал оставаться человеком с большой буквы. Как-то у моей прабабушки Марии заболел младший сын. А было их у нее четверо. Отец погиб на фронте и воспитывала она их одна. После войны было голодно, а лекарств вообще не достать. И написала прабабушка  своему родному брату письмо с просьбой достать в Москве лекарства для сына. Василий и так помогал сестре, присылал для детей гостинцы, посылки. Но в этот раз приехал сам и уговорил сестру отдать ему больного сына. Василий Васильевич увез его к себе, определил в больницу, вылечил. Через год мальчик приехал обратно домой, болезнь отступила, все обошлось. Он живет до сих пор и благодарен Василию Васильевичу за свое спасение.

 Когда-то давно в одной из книг я прочитал такие слова: « Когда глаза устремлены в небо, в них отражается небо. Когда смотрят на болото – отражается болото. Наша воля и выбор в том, куда глаза обратить»

   Думаю, если люди будут помнить и почитать память в своей семье, о своих близких, если народ не забудет своего прошлого и будет передавать следующим поколениям гордость за свой народ и свою Родину, то мы все станем добрее и как говорил Чехов: «Сохраним в себе человека». Мы сохраним  то, за что боролись и за что погибли миллионы людей во время Великой Отечественной войны.

    Сейчас мы живем по-другому, собственные цели ставим превыше всего, порой, не обращая внимания даже на своих близких людей. Думаю надо не забывать, что «…человек является человеком не потому - что у него человеческое лицо, а потому что у него есть душа.» Важно сохранить лучшее, что у нас есть - любовь к матери, детям, близким, к Родине. Нужно жить дружно в своей семье, в своей стране, в своем мире!!!

 

 

         

 

 

 

 

Регион Москва
Воинское звание военный штурман гвардии-капитан; с 1977 года полковник в запасе.
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность штурман
Место рождения село Семеновка Черниговская обл.
Дата рождения 15.10.1921
Дата смерти 5.06.1984

Боевой путь

В Красной Армии с декабря 1940 года. В 1941 году окончил Олсуфьевскую военную авиационную школу. В июне 41-го — младший лейтенант. На фронтах Великой Отечественной войны с ноября 1941 года в должности стрелка-бомбардира 667-го бомбардировочного авиационного полка под Ленинградом. В ходе войны был стрелком-бомбардиром 752-го авиационного полка дальнего действия. С сентября 1942 года младший лейтенант В. В. Сенько — штурман экипажа 752-го авиаполка 24-й авиадивизии Авиации дальнего действия на Сталинградском фронте. С 1943 года и до конца войны — штурман звена 10-го гвардейского авиаполка (3-я гвардейская авиадивизия, 3-й гвардейский авиакорпус, 18-я воздушная армия).

С сентября 1942 года сражался на Сталинградском фронте. В составе экипажа тяжелого бомбардировщика Барышева совершал по три-четыре боевых вылета в сутки. В один из вылетов штурман Сенько вывел дальний бомбардировщик на фашистский аэродром, где скопилось до 200 «юнкерсов» и нанес меткий удар. В тот же день разбомбил железнодорожную станцию. К январю-февралю 1943 года он совершил 154 боевых вылета (из них 144 — ночью).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за героизм и мужество, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Василию Васильевичу Сенько присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 840).

После разгрома немцев под Сталинградом он продолжил свою боевую работу. Участвовал в бомбардировках по объектам противника, доставлял партизанам оружие и боеприпасы, летал на разведку в глубокий тыл врага. К концу декабря 1944 года гвардии капитан В. В. Сенько совершил 402 боевых вылета.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года Василий Васильевич Сенько награждён второй медалью «Золотая Звезда» (№ 59) и стал единственным в истории советской военной авиации штурманом — дважды Героем Советского Союза.

Участвовал в боях в Польше, Венгрии, Восточной Пруссии, Германии.

Всего за период войны совершил 430 успешных боевых вылетов на бомбардировку, разведку, доразведку и обозначение важных объектов противника и уничтожение его живой силы и техники.

После войны находился на штурманских должностях и на педагогической работе в военно-учебных заведениях ВВС. В 1952 окончил Военно-Воздушную академию. С 1960 года — на преподавательской работе в Краснознаменном Тамбовском высшем военном авиационном училище летчиков им. М.М.Расковой.

С 1977 года полковник В. В. Сенько — в запасе

Жил в городе Тамбов. Умер 5 июня 1984 года. Похоронен в г. Тамбов, на Воздвиженском кладбище

Награды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Орден Красного знамени

Орден Красного знамени

Орден Ленина

Орден Ленина

орден отечественной войны

орден отечественной войны

Герой Советского Союза

Герой Советского Союза

Герой Советского Союза

Герой Советского Союза

Фотографии

Видео

Однополчане