Шаров Григорий Максимович
Шаров
Григорий
Максимович
капитан / авиамеханик
Дата рождения: 9.10.1921

История солдата

ШАРОВ Григорий Максимович 9 10 1921 д. Торсуново; призван Очерским РВК 10 10 1939; Великая Отечественная; капитан (в запасе), авиамеханик звена, 192-й истр. авиаполк, 230-й авиадивизии, Ленинградский фронт 22.06.41-10.11.41, Южный фронт 19.05.42-6.06.42, Центральный фронт 16.07.42-8.05.43, 1-й Белорусский фронт 8.05.43-11.05.45; демоб. 1945; боевые награды: орд. Красной Звезды, Отечественной войны 2-й ст., мед. За боевые заслуги, За оборону Ленинграда, За взятие Вены, За победу над Германией; ранений нет; спецшкола, дом пионеров, руководитель кружка авиамоделистов, трансагентство.

 

НА ЗЕМЛЕ И В НЕБЕ

Великая Отечественная война застала меня в частях Военно-Воздушных Сил. Служил я авиамехаником в истребительной авиации под Ленинградом.

С первых дней войны летчики нашего полка вели упорные бои, совершали героические подвиги. Очень часто самолеты возвращались на аэродром сильно поврежденными, и нам, техническому персоналу, приходилось их ремонтировать, снова готовить в бой.

Интересен такой факт. Первые, даже не столь значительные повреждения, вызывали у нас сомнения в возможности устранить их своими силами. Дело доходило до того, что такие самолеты списывали. А потом мы брали эту же самую списанную технику и полностью восстанавливали. Самолет снова поднимался в воздух.

Работать доводилось сутками, без отдыха. Ремонтники уставали так, что засыпали на ходу или стоя у своего рабочего места. Уснувшего иногда невозможно было разбудить в течение нескольких часов.

Летом 1942 года наши истребители вылетели в район Сталинграда, а мы — следом за ними на самолете ЛИ-2. Но, прибыв на место назначения, летчиков там не застали — они отправились дальше. 20 дней мы их догоняли.

Без технического персонала летчикам пришлось самим заправлять, заряжать и даже ремонтировать самолеты. И это для них было самое трудное время. Ведь после напряженного полета и воздушного боя отдыхать не удавалось, каждому обо всем надо было позаботиться, чтобы быть готовым к следующему боевому вылету.

Один из летчиков нашего полка в этот период, совершив вынужденную посадку, сам разобрал истребитель, погрузил его на машину и привез на свой аэродром, хотя имел моральное право бросить самолет.

К лету сорок третьего года авиационные конструкторы и промышленность обеспечили Военно-Воздушные Силы отличной техникой в достаточном количестве. Это были уже далеко не те самолеты первого периода войны, уступавшие немецким в скорости и маневре. Советские летчики на новых истребителях добились господства в воздухе.

Но каждая победа по-прежнему давалась нелегко, с большим напряжением нервов. Летный состав совершал в день по 5-6 боевых вылетов, и каждый из них сопровождался воздушным сражением. Это значило столько же раз в день взглянуть смерти в лицо. К вечеру уставший до предела летчик, бывало, не мог сам выйти из кабины, хотя ранений не имел.

Однажды во время битвы на Орловско-Курской дуге наш однополчанин Вася Кашинцев прилетел с очередного задания.

На его истребителе мы насчитали 98 пробоин, а в парашюте нашли... неразорвавшийся снаряд от зенитной пушки «Эрликон». Этот самолет «технари» привели в боевую готовность за одни сутки. Об отдыхе, конечно, никто и не заикался.

Вася воевал с сорок третьего года и до конца войны. Не был ранен ни разу, сбил немало вражеских самолетов, награжден тремя орденами Боевого Красного Знамени. А уколов очень боялся. При виде безобидного шприца Вася убегал от медиков без оглядки.

Вспоминается и такой случай с другим летчиком нашего полка — Колей Галкиным, уроженцем Пермской области. В 1944 году при штурме одного из горных перевалов в Румынии он стал упрашивать авиатехников не проверять мотор перед вылетом, горячо уверяя, что двигатель работает хорошо, зачем зря гонять!

Но, как выяснилось, сердце самолета работало неважно, и пилот сам это прекрасно знал. А скрывал потому, что не хотел задерживаться с вылетом и отстать от товарищей. Колю все-таки пришлось немного задержать, всего на несколько минут, необходимых для устранения этой неисправности. Он был очень огорчен, но вскоре догнал свое звено в воздухе.

Ратные подвиги крылатых воинов Страны Советов, повседневный кропотливый труд авиационных техников, механиков и других авиаторов приблизили день нашей победы, войдя яркой страницей в летопись войны, являясь живым примером для грядущих поколений.

Г. Шаров, капитан запаса; «Знамя труда»

Шаров Григорий Максимович // Книга памяти. 1941-1945. Очёрский район. Т. 2. - С. 506-507.

Регион Пермский край
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Очёр
Воинская специальность авиамеханик
Дата рождения 9.10.1921

Боевой путь

Место призыва Очёрский РВК
Дата призыва 10.10.1939

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: