Широков Кузьма Николаевич
Широков
Кузьма
Николаевич
Младший лейтенант авиации / Летчик
2.09.1920 - 5.09.2007

История солдата

Наступление продолжается

В 1944 году наступление наших войск развернулось на обширнейшем фронте. Этот год стал годом решающих побед над гитлеровской Германией.

Преимущество в воздухе было на стороне советской авиации. Отечественная промышленность производила самолеты, моторы, вооружение и аппаратуру, по своему качеству и количеству превосходящие вражескую технику.

Коренной перелом в воздушной обстановке определился еще в первые месяцы 1943 года. Советские летчики нанесли поражение немецко-фашистской авиации под Сталинградом, разгромили ее на Кубани, одержали победу в сражении на Курской дуге.

Первый день 1944 года гвардейцы отметили крепким ударом по врагу. Они вылетели в район Мостище-Никитиха, станции Оболь и Замосточье. Группы вели капитан Феофанов, старшие лейтенанты Павлов и Чувин, лейтенанты Афанасьев, Инасаридзе и Пяткин. [154]

Летчики и авиаспециалисты — в приподнятом настроении. Что ни говори — первый вылет в новом году! К тому же и погода хороша: слабый морозец, безветренно. Вьются в воздухе снежинки и медленно оседают на плоскостях самолетов, на меховых воротниках летчиков и куртках механиков.

Инасаридзе и Афанасьев беседуют с молодыми летчиками, еще и еще раз напоминают им о том, чтобы держали место в строю, внимательно следили за ведущим, были осмотрительны и попусту не расходовали боекомплекты.

Георгий Мошанин и Кузьма Широков слушают своих командиров звеньев с особым вниманием. На такую штурмовку они вылетают впервые. Внимательно прислушиваются к словам старших товарищей Степан Янковский и Дмитрий Тарасов, хотя они уже участвовали в серьезных делах. Несколько дней назад вместе с Инасаридзе и Пяткиным Янковский выполнял специальное задание командования, снабжая боеприпасами партизан в глубоком вражеском тылу. Правда, в строю они пока ведомые, но такие ведомые, которые и сами вскоре смогут повести своих молодых товарищей.

— По самолетам! — слышится команда.

К взлетной полосе подруливает первый самолет. Приняв команду по радио и увидев поднятый флажок стартера, летчик начинает разбег. Машина незаметно отрывается от аэродрома. Мелькают и сливаются большие буквы на обеих сторонах фюзеляжа, но еще можно разобрать написанное на них слово «Мститель».

Это взлетел Инасаридзе. Вслед за ним поднимаются в воздух его ведомые — Янковский, Севастьянов и Широков, пристраиваются к ведущему и, сопровождаемые четверкой истребителей, уходят в направлении Витебска.

Через 15 минут они будут над целью. А за это время поднимутся еще три группы штурмовиков.

По железной дороге Орша — Витебск немцы подбрасывают к фронту резервы, и штурмовики получили задание взять под контроль эту дорогу.

Длинную цепочку открытых площадок с техникой и большое белое облако от паровоза, который вот-вот двинется на север, Инасаридзе замечает сразу. О назначении эшелона красноречиво говорят и появившиеся справа четыре «фоккера». [155]

Ведущий подает команду «Атака» и нацеливается своим самолетом на паровоз. Вслед за ним пикируют Янковский, Севастьянов и Широков. Разворачиваясь, летчики замечают разбросанные вагоны, взорванный паровоз и одновременно совсем близко вражеских истребителей.

Тотчас начинается воздушный бой. С исключительным спокойствием отбиваются от «фоккеров» воздушные стрелки. Три атаки, несмотря на полученное тяжелое ранение руки, отражает Каплин.

В этом бою экипажи Инасаридзе и Янковского сбили два вражеских самолета, экипаж Севастьянова повредил третий, а четвертый предпочел уйти. Сопровождающие штурмовиков истребители в это время связали боем группу «мессершмиттов» и сбили одного из них.

* * *

Удивительно складываются судьбы людей на войне. Один, не раз глядя смерти в глаза, остается неуязвимым, его даже не оцарапает пуля или осколок. Иной сто раз поднимается на самолете, видит врага рядом, израненный, на подбитой машине добирается до своей территории, а через месяц — два снова возвращается в строй. А некоторые после одного — двух боев выбывают и уже не возвращаются...

Младший лейтенант Кузьма Широков оказался в числе последних.

1 января 1944 года он не вернулся на свой аэродром.

Только после войны Широков смог рассказать товарищам о том, что с ним произошло в тот злополучный день:

«1 января 1944 года в группе лейтенанта Инасаридзе мне пришлось штурмовать железнодорожный эшелон у станции Замосточье. В этом, по счету пятом, боевом вылете я был сбит самолетом противника. Очнулся в тот момент, когда мне нанесли несколько ударов прикладом. Я был в руках немецких солдат.

На следующий день меня отправили под усиленным конвоем в витебский лагерь военнопленных. Здесь я увидел, как умирают раненые товарищи в грязных холодных помещениях, без одежды и медицинской помощи.

Спустя несколько дней я попал в город Лодзь, где размещался лагерь советских летчиков. На пути в Лодзь [156] я с группой товарищей пытался совершить побег из вагона. За попытку к бегству мы все были избиты и раздеты. В холодном товарном вагоне, в одном нижнем белье, без пищи прожили три дня. В лагере нас подвергали всевозможным издевательствам, мы были острижены, одеты в лохмотья и деревянные колодки на ноги. На всех частях одежды крупными буквами было написано «US» (Советский Союз).

Мне был присвоен номер 51684 и дана бирка на шею. С этого момента я назывался этим номером. За короткий срок я дошел до истощения вследствие постоянного голода. 300 граммов хлеба наполовину с древесными опилками, 3/4 литра бурды (вода с гнилой капустой) — вот что давали на сутки. Лагерь был обнесен несколькими рядами колючей проволоки. Пулеметные вышки с прожекторами через каждые 50 метров, и часовые с собаками надежно охраняли пленных. Везде предупреждающие надписи: «За приближение — расстрел». Однако это не исключало побегов. Они совершались систематически. За побеги весь лагерь подвергался репрессиям. Многих товарищей отправили в застенки гестапо, откуда они уже не возвратились.

В лагере я встретил бывшего командира нашего полка полковника Чубченкова. Его и других самых опасных заковали в кандалы и отправили неизвестно куда. Впоследствии мы узнали, что их заживо сожгли{23}.

Я принимал участие в нескольких подкопах, но они были неудачными. Нас били и пытали. Летом 1944 года лагерь был расформирован. [157]

Нас заковали в кандалы и в вагонах, опоясанных колючей проволокой, под усиленной охраной перевезли в Судетскую область.

В марте 1945 года я бежал из лагеря вместе со старшим лейтенантом Шевченко. В течение четырех дней без пищи (питались травой, добытой из-под снега), падая от усталости и голода, мы пробрались через горы в Чехословакию. Там попали к чешским партизанам вблизи Праги. Нас приняли, как братьев, помогли одеться и вооружиться.

За все мучения, которые нам пришлось испытать, за погибших товарищей мы мстили фашистам».

http://militera.lib.ru/h/chechelnitsky_ga2/10.html

 

Регион Архангельская область
Воинское звание Младший лейтенант авиации
Населенный пункт: Архангельск
Воинская специальность Летчик
Место рождения деревня Олюшинская, Вожегодский район, Вологодская область
Годы службы 1941 1944
Дата рождения 2.09.1920
Дата смерти 5.09.2007

Боевой путь

Дата призыва 1941
Плен город Лодзь, лагерь советских летчиков (с 01.1944 по 03.1945)

Награды

Орден Знак Почета

Орден Знак Почета

После войны

Работал капитаном гидрографического судна в Архангельске

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: