
Василий
Георгиевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
На фронт 17-летнего Василия Широкова призвали в 1944 году из… сапожной мастерской. Заведовать ей сына устроил отец, работавший заместителем директора Балахнинской электростанции по снабжению (Широковы переехали всей семьей в этот город на Волге из Рязанской области, деревни Голышево).
Дедушка рассказывал :
"Меня сразу определили в водители. Сначала на нашу полуторку, потом на американский «додж», или «три четверти», как все его называли из-за непривычной грузоподъемости в 3/4 тонны, не вписывающейся в типовой ряд отечественных машин. Их нам поставляли по ленд-лизу. Таскали 120-мм миномет с опорной плитой. Расчет состоял из четырех человек: водителя, командира орудия, наводчика и заряжающего. Прошли вместе всю Восточную Пруссию, закончив войну под Кенигсбергом.
Минометчики в основном обеспечивали огневую поддержку отступающих и наступающих войск, воевали не на самой передовой, но, как и все, подвергались опасности. Немцы и им давали жару. "
На глазах Василия Георгиевича во время вражеского обстрела полностью погиб расчет, а вместе с ним его земляк из города Бора Виктор Васильевич Торбеев.
Военная служба для водителя Широкова закончилась только в 1951 году. Из Кенигсберга минометчиков погрузили в теплушки и отправили в Биробиджан, в пятый запасной полк. А оттуда Василий Георгиевич попал в Благовещенск, в местечко Моховая падь. Поступил приказ эвакуировать японцев и корейцев, отправляли их в порт Корсаков и дальше — на родину. На Южном Сахалине водитель Широков уже служил в 219-м гаубичном полку, на «студебеккере», возившем в кузове снаряды, а на прицепе — гаубицу.
Там, на краю страны, он и познакомился с будущей супругой.
Боевой путь
После войны
Приехали в Горький, областное ветеринарное управление возглавлял тогда Иван Иванович Шамин, опытный специалист и уважаемый руководитель. С его легкой руки и поехали в Навашино: в отличие от других предложенных городов там давали жилье. С 1951 года так и живут ветераны Широковы в частном доме с земельным участком недалеко от центра города судостроителей. Марина Евгеньевна (супруга )всю жизнь проработала в ветлаборатории, да и когда вышла на пенсию, до семидесяти лет еще ходила туда. Колхозов в то время в Навашинском районе было много, скот некуда ставить, не то, что сейчас.
Василий Георгиевич сначала строил от управления начальных работ двухэтажные дома. Одно время, когда ветеринарам выделили автомобиль, трудился на нем шофером, затем — водителем автобуса в ветлечебнице. А с 1965 года его трудовая биография была связана с навашинским заводом «Ока». Работал слесарем в цехе № 8 на сдаче судов, имел дело с дизелями в машинном отделении.
— Я же в механизмах хорошо разбирался, — резонно замечает он. — Тогда предприятие было на подъеме. В год сдавали пять морских и семь речных теплоходов. Наша бригада специализировалась на последних, в основном на «Волго-Донах». Приезжаешь домой после сдачи очередного судна, недельку отдохнешь — и дальше на завод. Проработал на нем до пенсии, а потом занялся личным хозяйством. Для меня и сейчас пошвыряться в огороде — одно удовольствие. Позапрошлый год я его один посадил. Выращиваю все: и лук, и картошку, и разные овощи. На урожай не жалуюсь.
И все это время подспорьем ветерану была машина: Василий Георгиевич прикипел к отечественным «Жигулям» четвертой модели, на которые можно много чего загрузить. Бывало, когда держал до восьмидесяти кроликов, ездил на ней с прицепом за травой. Обеспечивал живность кормом, выкашивая придорожные кюветы. И для земли не жалел навоза, по машине приво-зил каждый год. Отсюда и урожай. А сейчас больше смотрит телевизор — спортивные передачи, болеет за нижегородских хоккеистов, например — за автозаводскую «Чайку», победившую в финале МХЛ. У Марины Евгеньевны свое отношение к телепрограммам. Старые фильмы знает наизусть, а новые… Про войну, считает, должны рассказывать те режиссеры, которые знают о ней не понаслышке. А так много неправды. И страна наша всегда была великой, люди знали, ради чего работали и воевали.