Штепа Федор Пантелеевич
Штепа
Федор
Пантелеевич
старшина

История солдата

Из реферата Штепы Никиты (правнука Федора Пантелеевича):

Я хочу поделиться историей жизни одного из моих прадедов Фёдора Пантелеевича Штепы, который воевал в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Фамилию которого я ношу с гордостью. О моем великом прадедушке был снят документальный фильм Дальневосточной студией кинохроники. Этот фильм показывался во всех городах Советского Союза. В музее боевой славы Амурской области в городе Благовещенске есть стенд, посвященный моему прадеду. Также у нас дома хранится множество газет, в которых есть статьи о нем и фотографии с ежегодных парадов победы, где мой колоритный прадед принимал участие. Память о моем прадеде увековечена в книге “Металлисты” благовещенского завода “Амурский металлист”, в которой Фёдор Пантелеевич рассказывает о боях в Северном море. Я горжусь своим прадедом и благодарен за то, что он сделал для победы над врагом и сегодняшней  моей счастливой мирной жизни.  

Федор Пантелеевич Штепа (1920г.-)  образование 3 класса, работал с 12 лет, с 1932 г. в с. Волково чернорабочим на Дорстрое. Подводил бревна, строил мосты. В 1935 г. – ученик слесаря на заводе Амурский металлист. Уволился и пошел работать электриком в Заготзерно. В 1938г. поступил на Рембазу 19 автослесарем. В 1940г по возрасту был призван в армию в 20 лет во Владивосток. Его зачислили в школу шоферов. Отец подарил ему новые кирзовые сапоги, которыми он натер себе палец и попал в госпиталь. Поэтому отстал от своего курса. В это время требовался один человек в боцманскую команду на корабль «Тбилиси» лидер эскадренных миноносцев, который был построен в г. Николаевск – на - Амуре и только сдавал швартовые испытания во Владивостоке. В 1940г. корабль пришел в строй и деда приняли рядовым краснофлотцем в боцманскую команду. Прослужил один год с 1940-1941гг. Прадед служил посыльным у одного мичмана, которому 22 июня 1941г. И сообщил о тревоге, начале войны. Сразу ушли в море и к берегу не подпускали, ночью шли учения и ставили мины, заграждения от японцев, днем отдыхали. В 1941 году на корабль прибыл один мичман, подходит к деду и спрашивает:

-Фамилия?

-Штепа.

-На фронт желаешь?

-Да.

Он записал 8 человек, в число которых вошел и прадед. Их списали на Лидер эскадренных миноносцев «Баку» добровольцами. 

В 1942 году Сталин дал команду отставший корабль вернуть во Владивосток, а им идти по Северному морскому пути в Мурманск, на помощь североморцам. В помощь командиру “Баку” прислали известного северного мореплавателя Воронина и ледоколы «Красин», «Ленин», «Сталин», «Коганович» и ледорез «Лидке» («Микоян» шел с ними). Шли через Берингов пролив, где было много льдин, их отталкивали от кораблей вручную баграми, было очень тяжело. Но чем дальше, тем больше было льдин и труднее с ними справляться, пока не настал сплошной лед. “Трудный это был путь. Настолько трудный, что однажды мы даже получили приказ: если дальнейшее продвижение не возможно, то вернуться обратно  во Владивосток. Но уже ничего не могло нас остановить. Отряд был очень нужен Северному флоту”. Поход продолжался. Три месяца шли в Мурманск.  Когда пришли в Диксон получили радиограмму «Японский рейдер обстрелял нефтебазу на Диксоне и ушел». Но этот рейдер корабли не встретили. Далее был порт Ваенго, где мы получили первое боевое крещение. Немецкие бомбардировщики летали над головами, береговая охрана подбила один самолет, но летчик катапультировался. Этот летчик все знал про ЭОН - эскадра особого назначения, про встречу кораблей. Т.е. среди экипажа был шпион, но его не нашли. “Долго длился бой. Казалось, целая вечность прошла от первого и до последнего захода самолетов на миноносцы. Фашисты не выдержали плотного заградительного огня и, так  и не сбросив до конца свой смертоносный груз, ушли на базу ”.

За этот переход многие моряки, в том числе и мой прадед, получили правительственные награды. ”То было время, когда фашистские армии рвались к Сталинграду. Мы стремились сделать все, чтобы парализовать гитлеровцев в северных водах, не дать им возможности забрасывать на нашу землю новые подразделения, технику и снаряжение. Каждый осознавал, что это поможет сталинградцам выстоять в обороне ”. Далее корабли ушли в Мурманск.

20 ноября 1942 года “Баку” сопровождал конвой. “Тогда, разыгрался 10- бальный шторм. Громадные волны обрушились на корабль. На лидере появилась трещина. Вода, просачиваясь внутрь корпуса, затопила 2 котельное отделение и размыла топку. Устойчивость ухудшилась. Крен достигал до 40 градусов. Ударом очередной волны пробило кожух 3 котельного отделения, образовалась пробоина размером 9 кв. м. Тогда кораблю грозила полная потопляемость, т.к. судно потеряло ход, а это равносильно гибели. 2 суток мы боролись со стихией, но, невероятным чудом и усилиями нам удалось избежать беды”.

Однажды два миноносца из их эскадры получили задание встретить караван вражеских транспортов и вступить с ними в бой. Через несколько часов хода караван был обнаружен. Транспорты шли под охраной  двух миноносцев  и трех сторожевых катеров. Несмотря на превосходство сил противника, мы завязали бой. Отвага и героизм советских моряков определили успех операции. Один вражеский транспорт был потоплен, у остальных судов остались серьезные повреждения.

Получили новый приказ: Обстрелять норвежский порт, в котором скопились гитлеровские войска, боеприпасы, военная техника перед отправкой на фронт. “И этот приказ мы выполнили успешно. Мы разнесли в щепки военные склады, уничтожили сотни фашистских солдат. Орудие, которым я командовал, в этом бою сделало наибольшее количество метких выстрелов”.

 Как только «Баку» подошел на боевую дистанцию, командующий отрядом контр-адмирал В. А. Фокин приказал дать сигнал красным ратьером. Это был знак начала обстрела. Комендоры лидера открыли шквальный огонь по причалам в северной части порта Варде. Заговорили орудия эсминцев. Через несколько минут берег ослепительно пылал.

Очевидцы — норвежские рыбаки потом рассказывали: первые же снаряды разнесли в щепки причальные сооружения, уничтожили стоящий у пирса транспорт вместе с сотнями фашистских лагерей — «героев Крита и Нарвика».

Удар лидера и эсминцев с моря был настолько дерзким и неожиданным, что фашисты приняли его за налет авиации. Они открыли сильный зенитный огонь. Только позже, когда наши корабли начали отходить, гитлеровцы сообразили, что бомбардировка идет не с воздуха, а с моря. Открыли стрельбу немецкие береговые батареи крупного калибра. Четыре осветительных снаряда повисли в небе, и темные силуэты кораблей четко обрисовались на воде.

Немцы сосредоточили основной огонь на флагманском корабле — лидере «Баку». Снаряды падали у самого борта, осколки стучали по корпусу и надстройкам.

За образцовое выполнение этого задания мой прадед был награжден орденом Красной Звезды.

За годы войны мой прадед участвовал во многих военных операциях. Они сопровождали караваны советских транспортов, охотились за подводными лодками, - словом, выполняли разные опасные задания.

Эсминец “Баку”, на котором воевал мой прадед, стал Краснознаменным кораблем Северного флота.

“Очень трудно доставались победы в боях. Ценой крови, невероятного напряжения всех сил”- говорил мой прадед.

Однажды они подошли очень близко к береговым укреплениям гитлеровцев в проливе Варда. Советскую эскадру обстреляли, а за крутой сопкой немцы. Решили стрелять по немцам. Стали стрелять уменьшенными зарядами, чтобы они, перелетев сопку, сразу падали. Артиллеристы сделали свое дело, и корабль развернулся в обратный путь. После чего получили радиограмму «Вход перекрыт немцами, выйти нельзя».

Прошло не больше 10 минут, и командир различил вдали вражеские торпедные катера. “С нами решили свести счеты. Путь был отрезан. Справа и слева - минные поля. Корабль оказался в западне, вырваться из которой можно было только чудом”. Был только один выход – идти через минированный пролив. Командир повел “Баку” полным ходом через минные заграждения. “Зловеще скрежетали мины, отводимые специальными приспособлениями- параванами. Парован- это маленький самолет, который «бреет» мины (мины всплывают и их видно)  Каждую минуту мог произойти взрыв…“.

Но и на войне бывают чудеса. Миноносец вышел из этой западни невредимым.

“Помню, еще один  захватывающий случай. Немцы везли свой десант. Нужно было их встретить ночью. Пришли, а их нет. Или прошли или недошли. Противник первым заметил наши корабли. Мы запустили торпеды и взорвали врага ”. Прадед был командиром главного орудия. «Баку» торпедировал по кораблю противника и потопил десант” – таким образом, Лидер эскадренных миноносцев «Баку» первым применил торпеды по врагу  во время Великой отечественной войны.

Однажды им довелось взорвать подводную лодку. Подводная немецкая лодка дает координаты акустики, и они её засекли. Корабли зашли над ней и сбросили мины и потопили лодку. “Мы обкидали её минами, та взорвалась.”

В 1945 г.3 января Фёдор Пантелеевич Штепа, мой прадед, был ранен осколком, который рикошетом попал в ногу. Его ногу перебинтовали и направили  в санчасть, 14 дней он находился в море с этим ранением. Приехав в Мурманск, отправили в военный  госпиталь, Оказалось, что осколком пробили кость, а прадед растер ее за полмесяца. 4 месяца пролежал в больнице, а нога не срослась.  9 мая окончена война, моего прадеда комиссовали и дали инвалидность. После войны продолжал работать на заводе “Амурский металлист”.

Мой прадед был не только человеком с большой силой воли и крепким характером, но и человеком с незаурядным умом. Большую часть своей жизни он работал на ставшем ему родным заводе “Амурский металлист” города Благовещенска.

Его труд на заводе не остался незамеченным. Он вносил много предложений по улучшению аппаратуры, а также техники обработки деталей. Одним словом старался улучшить производство как мог. За один год он внес целых 7 предложений по усовершенствованию техники, что считается много для такого производства. Еще он вносил предложения по организации труда на заводе. Так, например, он выручил завод в трудный момент, когда не хватало людей. Или лишь одно его усовершенствование экономило 800 рублей в год.

В газете “Амурская правда” писали о его заслугах: “Много людей получило поддержку Фёдора Пантелеевича. Таков уж характер у коммуниста Штепы. Не только самому идти в первых рядах, но и вести за собой других. Сделать больше и лучше – вот о чем заботится этот человек ”.

Я думаю, что унаследовал пытливый и творческий ум от прадеда.   

В газете “Амурская правда” сделали шарж и написали шуточный стих про прадеда.

Дед мороз уже устал.

А тут: - здоров приятель! –

Входит Штепа в светлый зал –

Рационализатор.

Среди гостей движение,

Летит эпитет меткий:

- Его рацпредложения –

Копилка семилетки!

Зал рукоплещет стоя,

Приветствуя героя.

Приветствуют новатора-

Рационализатора.

…..

10 мая 2000 года мой прадед умер, исполнив свою мечту дождаться 55 летия окончания Великой Отечественной войны.

Защитник Северного Заполярья Федор Штепа награжден боевыми наградами: медалью “За боевые заслуги”, “За  оборону Советского Заполярья”, ”За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”. В 1943 году его наградили орденом “Красной звезды”.

За период участия в боевых действиях лидер “Баку”прошел свыше 42 тысяч миль и провел без потерь 29 отечественных и союзных конвоев. Четыре раза выходил в воды противника для поиска и уничтожения его транспортных средств, дважды обстрелял вражескую военно-морскую базу Варде. Корабль участвовал в огневой поддержке сухопутных войск и совместных поисках гитлеровских подводных лодок, в отражении атак авиации противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года за образцовое Выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и геройство экипажа лидер "Баку" был награжден орденом Красного Знамени.

Отгремела война, но корабль по-прежнему находился в строю. В 1949 году он был переклассифицирован в эскадренный миноносец и в 1959 году - в плавказарму, а еще через несколько лет исключен из списков флота.

Регион Амурская область
Воинское звание старшина
Населенный пункт: Благовещенск

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: