Штрякин Матвей Иванович
Штрякин
Матвей
Иванович
Майор / Лётчик
1915 - 1990

История солдата

Штрякин Матвей Иванович родился в селе Лубяники в 1915 году в крестьянской семье. Окончив 7 классов, поступил на двухгодичные курсы учителей, после чего работал счетоводом в Лубяникском сельпо. До начала Великой Отечественной войны был переведён в войска ПВО в Ригу. Окончив школу младших авиаспециалистов, служил авиамехаником. 

Война застала его, когда ему было лишь 24 года. Будучи совсем еще молодым пареньком, Матвей Штрякин 22 июня 1941 года отправился на фронт. Прошедши всю войну, 18 августа 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. 

После войны продолжил службу в ВВС на территории Германии, Польши, Латвии. В 1952 окончил Краснодарскую высшую авиационную офицерскую школу штурманов. В 1958 году ушёл в запас в звании майора. С 1960 года жил в Рязани, работал в Железнодорожном райисполкоме.

Умер 23 апреля 1990 г., похоронен на Скорбященском кладбище г. Рязани.

Матвей Иванович Штрякин приходится мне двоюродным прадедушкой. К сожалению, я не застала его в живых, не смогла расспросить и узнать больше о тех страшных годах... Но несмотря ни на что, я горжусь им, горжусь тем, что и в моей семье был такой герой, который отважно и самозабвенно сражался за будущее нашей страны. Спасибо за эту Великую Победу!

Регион Рязанская область
Воинское звание Майор
Населенный пункт: Рязань
Воинская специальность Лётчик
Место рождения Россия, село Лубяники, ныне Касимовский район
Годы службы 1937 1958
Дата рождения 1915
Дата смерти 1990

Боевой путь

Место призыва Россия, г. Москва, р-н Каменки, Спасское РВК
Дата призыва 1937
Боевое подразделение 225-я штурмовая авиационная дивизия, 11-й смешанный авиационный корпус, 15-я воздушная армия, 2-й Прибалтийский фронт

Матвей Иванович Штрякин прошёл всю войну, начав свой боевой путь рядовым летчиком и окончив командиром звена авиационного полка в звании майора.

Матвей Иванович отправился на фронт в возрасте 24 лет. С первых дней войны и до апреля 1942 года воевал на Северо-Западном фронте, а затем, окончив Ивановскую военную школу лётчиков, воевал в составе 810-го штурмового Режицкого авиационного полка. Лейтенант Штрякин к 30 июля 1944 года совершил 13 успешных боевых вылетов на самолёте Ил-2, неоднократно попадая под сильный зенитный огонь противника. Так, однажды ранним весенним утром, шестёрка Ил-2, в составе который был Матвей Иванович, была подвергнута атаке вражеских зениток: "А неудержимая сила прижимает машину к земле. Огромной зелёно-бурой глыбой навстречу шла земля... Дикий рёв всколыхнул деревья, распугал зверьё", - самолет Штрякина упал в лесной бурелом. В полку Матвея Ивановича и его штурмана, Николая Дудченко, считали погибшими, однако, обнаружив не разбитую, а изрядно помятую, но в общем-то целую машину, очень удивились. И удивление было еще большим и радостным, когда вытащили лётчиков: "Живы, черти... Подправим и вас и машину!".

К концу войны заместитель командира авиаэскадрильи 810-го штурмового авиационного полка лейтенант Штрякин совершил 104 успешных боевых вылета на штурмовку живой силы и техники противника. За это время экипажем Штрякина было уничтожено 2 танка, 51 автомашина, 19 артиллерийских орудий, 26 подвод, 4 склада.

 

 

 

Воспоминания

Атака вражеских зениток

Ранним весенним утром шестёрка Ил-2 810-го штурмового авиационного Режицкого полка поднялась с полевого аэродрома. В сомкнутом строю она пробилась сквозь огненный заслон врагов и пересекла линию фронта. Чернела под крыльями земля, кое - где седыми проплешинами лежал снег. Замелькали внизу Латвийские хутора и деревни, занятые врагом. Слева свинцовым блеском светилось большое озеро; прямо по курсу, где обрывалась стена леса, показалась расчерченная струнами рельсов, забитая эшелонами железнодорожная станция. Шестёрка Ил-2 резко пошла на снижение. И вот они, секунды, разорванные огнём и металлом. Пламя заметалось по чёрным цистернам, вспыхнули вагоны, задымились постройки... Машины развернулись и пошли на новый заход. А когда выходили из штурмовки, откуда - то бешено огрызнулись уцелевшие вражеские зенитки. Шестёрка набирала высоту и ложилась на обратный курс... Матвей не сразу понял, что произошло. Словно в лихорадке, затряслась машина. Всё - таки попал в неё снаряд вражеской зенитки. Горит она или нет? И почему эта сумасшедшая тряска? Значит, повреждён винт. Наверное, отбита лопасть. Надо быстрей набирать высоту и сколько хватит сил тянуть к аэродрому. Переднее стекло забило маслом. Вибрацией разорван бензопровод. Горючее расползается по машине, пропитывая её, словно факел. Одна искра, всего одна искра и взрыв бросит на землю горящие обломки. Надо сейчас же заглушить мотор. Рука тянется, чтобы погасить пламя в ревущих цилиндрах. Нет, нет, ещё немного. Ещё секунду, две... Только бы перетянуть линию фронта. Слева, ему показалось, совсем рядом у борта выросла ослепительная вспышка взрыва. Потом справа и сверху. Ещё немного, ещё... Он открыл фонарь. Остались позади захлебывающиеся злобой зенитки. Но смерть не отстала, она здесь, с ним: каждое мгновение самолёт может вспыхнуть. Машина, будто проваливаясь в яму, теряет высоту. Внизу до самого горизонта громоздится лес, бушует зелёным пламенем сосен, белеет стволами берез. Парашют сейчас бессилен. Он лежит за спиной мёртвым грузом - слишком мала высота. А неудержимая сила прижимает машину к земле. Огромной зелёно-бурой глыбой навстречу шла земля... Просеку эту делали несколько лет назад, зимой. И вот сейчас, когда снег сошёл, выступили пни. Дикий рёв всколыхнул деревья, распугал зверьё. Подсыхавшая земля отдавала испариной. Запах прелых листьев смешивался с настоем хвои. Дурман весны не мог осилить едкий запах бензина. Янтарными слезами стекал он с металла. Порой красные капли падали рядом на землю - это была кровь...



Матвея Штрякина и Николая Дудченко в полку считали погибшими: лесной бурелом не посадочная полоса на аэродроме. Когда же нашли на просеке не обломки, а изрядно помятую, но в общем-то целую машину - удивились. Удивление было ещё большим и радостным, когда вытащили лётчиков. «Живы, черти... Подправим и вас и машину!»

Награды

Орден «Красная Звезда»

Орден «Красная Звезда»

09.08.1944; ?

Орден «Красное знамя»

Орден «Красное знамя»

30.09.1944; 19.02.1945; 1945

Орден «Отечественная война I степени»

Орден «Отечественная война I степени»

19.12.1944; 11.03.1985

Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»)

Герой Советского Союза (Орден Ленина и медаль «Золотая звезда»)

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками...

После войны

После войны продолжил службу в ВВС на территории Германии, Польши, в Латвии, служил в войсках ПВО города Москвы. В 1952 году окончил Краснодарскую высшую  офицерскую авиационную школу штурманов. В 1958 году ушёл в запас в звании майора. С 1960 года жил в Рязани, работал в Железнодорожном райисполкоме.

Умер 23 апреля 1990 г., похоронен на Скорбященском кладбище г. Рязани.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: