Скороходов Александр Семенович
Скороходов
Александр
Семенович
гвардии лейтенант

История солдата

Александр Скороходов выехал из Рязани в Ленинград в начале июня 1941 года. В планах у него было заключение договора с издательством на выпуск отдельной книгой романа в стихах «Гамбургский цирюльник». Поэт не знал, что вместо издательских хлопот его ждёт героическое участие в обороне Ленинграда…

Очень краткая биография

Во многотомном справочном издании «Рязанская энциклопедия» (том IV, Рязань, 1992 г.) встречаем краткую творческую биографию:

«Скороходов Александр Семёнович.

1906 год, Спасск – 1949 год, Рязань.

Поэт, журналист. Родился в семье банковского служащего, окончил среднюю школу в Спасске, Московский художественно-технический институт. В предвоенные годы был литсотрудником рязанской областной газеты «Сталинское знамя». Участник обороны Ленинграда. В послевоенные годы работал в Рязанской областной и Касимовской районной газетах.

Автор сатирических стихов и басен, фельетонов, рассказов, очерков, незавершенного сатирического романа в стихах «Гамбургский цирюльник».

Биографическая справка довольно лапидарна. В ней всего одной фразой выражено то, что разделило судьбу поэта из Рязани – как и судьбы тысяч поэтов со всей страны – на две несопоставимые, несравнимые между собой части: до Великой Отечественной войны и после Великой Отечественной войны.

О том, как глубока граница между «до войны»«после войны» и «без войны», задумывались не только в Советском Союзе. Ведь Великая Отечественная война СССР с гитлеровской Германией была – в масштабе истории человечества – наиболее кровопролитной и продолжительной, но страницей Второй Мировой войны, по сей день крупнейшей из войн на планете Земля. И разрушения, которые причинила Вторая Мировая людям, располагаются не только в материальном, политическом, экономическом пластах. Едва ли не самая серьёзная деструкция оказалась нанесена сфере духовной. Мыслящим, способным к сопереживанию, состраданию, склонным к созидательной деятельности людям во многих странах приходила мысль, что после Второй Мировой невозможно жить как раньше. Недаром немецкий мыслитель и культуролог Теодор Адорно сказал, что после Освенцима писать стихи невозможно. Ибо писать стихи после Освенцима – это варварство. Эта точка зрения стала весьма популярной в западном искусстве и философии второй половины ХХ века…

Но – все теории стоят одна другой, и в СССР восторжествовала иная точка зрения. Она была выражена не столько вербально, сколько действенно. Жизнь продолжалась, а её качество зависело от самих живущих. Наиболее внятно возразил Адорно отечественный историк и философ Михаил Гефтер: «После Освенцима нельзя и дышать, думать, любить, рождать детей. Тем не менее, люди сочиняют стихи, делают открытия, радуются восходу солнца, продолжают себя в потомстве».

Александр Скороходов не формулировал громких фраз, хотя его природные способности позволяли сочинить практически что угодно – от афоризма до поэмы. Он пришёл с войны, занялся двумя любимыми делами – литературой и журналистикой, причём отдавал должное поэтической сатире, как мощному, в его глазах, средству построения действительно нового, совершенного, социалистического не по форме, а по сути, мира. У него родилась дочь Татьяна (летом 1946 года). Поэт был счастлив… но то, что война не прошла для него бесследно, доказала внезапная безвременная смерть в возрасте 43 лет.

Семейный архив

Спустя шестьдесят с лишним лет о поэте Александре Скороходове Рязань литературная знает до обидного мало. Фактически – только вышеприведённую главку из «Рязанской энциклопедии». Конечно, её наличие в областном справочном издании лучше, чем отсутствие. И всё-таки Александр Скороходов заслужил, чтобы о его жизненном и боевом пути узнали больше и подробнее. Его памяти посвящаем настоящий очерк.

Основной информацией РИА «7 новостей» обязаны дочери и внучке Александра Скороходова: Татьяне и Екатерине Шиллер. В доме Татьяны Александровны бережно сохранены бумаги отца: рукописи стихов, машинописные варианты романа «Гамбургский цирюльник» и многих других текстов вместе с письмами с фронта и печатными книжками «Папины уроки». Это последнее издание стихов Александра Скороходова. Надо признать, давнишнее: осуществлено Рязанским книжным издательством в 1963 году, через 16 лет после смерти автора. С тех пор его в нашем городе  вспоминали разве что эпизодически. Например, к 100-летию со дня рождения статья об Александре Семёновиче Скороходове вошла в «Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области на 2006 год». Эта книжица тоже благоговейно сберегается Татьяной Александровной.

Из статьи в «Календаре…», более подробной, чем в «Рязанской энциклопедии», можно почерпнуть некоторые этапы биографии Александра Скороходова. Он родился 3 сентября 1906 года (по новому стилю) в Спасске-Рязанском в семье писаря земского начальника. Семён Скороходов был происхождения крестьянского, но выучился, получил образование и смог работать на «интеллигентных» должностях. Дети его также получили образование: Мария – в Спасской женской гимназии, Александр – в Спасском мужском приходском училище. «Культурность» семейства могла бы быть скверно расценена большевистской властью… однако правильное социальное происхождение выручило Скороходовых. С 1918 по 1921 год Семён Скороходов был председателем профсоюза уезда и заведующим финансовым отделом. Но ещё при жизни отца Александр Скороходов (как следует из его собственноручной автобиографии, а она тоже одна из семейных реликвий) «начал жить своим трудом, работая подручным пахаря в сельхозкоммуне так называемых безлошадных». А после смерти отца в 1921 году Александр оказался ответственен не только за себя, но и за больную мать и юную сестру. Он поступил на службу в военный духовой оркестр Спасского военного комиссариата, одновременно учился в школе второй степени, а в 1923 году поступил в Рязанский земельный техникум, который не закончил. Как комсомолец, был направлен в Кронштадт на службу в Балтфлот. В Ленинграде он работал в торговом порту и параллельно учился в вечернем полиграфическом техникуме.

В 1925 году Александр Скороходов стал студентом полиграфического факультета ленинградской Академии Художеств. Видимо, ему хорошо давалась вся деятельность в сфере искусства: музыкальная, художественная, литературная… Явление редкое, которое всё чаще приходится называть, увы, «уходящей натурой»…

Годы учёбы в Ленинграде не только оказали значительное влияние на эстетику и поэтику стихов Александра Скороходова, но и на его «социализацию» в качестве литератора. Он занимался поэтическим творчеством в ряде ленинградских поэтических объединений, «набивал руку» и был отмечен – в сборнике молодых писателей «Дозор», вышедшем в Ленинграде в 1934 году, появились стихи Скороходова. При этом в предисловии к сборнику говорилось, что их автор «обладает своим неповторимым поэтическим голосом».

Александр Скороходов защитил диплом в 1930 году, но в Ленинграде не остался – работал в Москве и в Башкирии на предприятиях полиграфической промышленности, а потом прямо с производства был мобилизован в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА, как она тогда называлась). В армии поэт получил специальность авиатехника и даже отличился на этом поприще. Но в 1935 году был уволен из армии в звании командира-техника запаса. «Запасу» для него было суждено длиться не так долго, но об этом поэт не мог знать. Среди его талантов не было дара предвидения. Да если бы он и был, ему не дано было бы раскрыться в атмосфере «исторического материализма»…

Александр Скороходов приехал в Рязань, в первые месяцы 1939 года начал сотрудничать с редакцией рязанской районной газеты «Ленинский путь», а затем перешёл на службу в редакцию областной газеты «Сталинское знамя», где довольно быстро «вырос» до заведующего художественным отделом редакции. Но он не оставлял и творческую работу: «шлифовал» своё главное произведение, стихотворный антимилитаристский роман «Гамбургский цирюльник», основное действие которого происходит в годы Первой Мировой в Германии. «По следам» сотрудничества в городе на Неве у него остались знакомые, чьё мнение много значило: писатель и литературный критик Николай Гаврилович Жданов и литературовед Виктор Семёнович Бакинский. Оба эти авторитета прочили Александру Скороходову большое литературное будущее. Не исключено, что с их помощью роман «Гамбургский цирюльник» заинтересовал и издательство. А может, то была естественная реакция профессионалов на качественный текст…

Пересказать «Гамбургский цирюльник» прозой, сведя к изложению сюжета, сложно, точнее, кощунственно. Это значит – упростить и «уплощить» его, не обращая внимания на игру фантазии автора, на ядовито прописанные образы главных героев, не просто персонажей, но символов, носителей идей.

Одна из глав романа зовётся по имени своей центральной героини:

«Фрау фон Штарке

В торговом Гамбурге,

В ганзейском старом парке,

Жила вдова Розалия фон Штарке,

Прославленная прихотью молвы.

Печальная история вдовы

Полна превратностей… По некоторым слухам

(Чему не верили ни пастор Гудельфетт,

Ни банщица из бань Святого Духа),

Вдова фон Штарке в тридцать девять лет

Считалась  девственницей. Этому причиной

Была война германцев с Украиной.

Тевтонский бог, воинственный Вотан,

В угоду жертвенника бесноватой Весты,

Расстроил брак фон Штарке… Лейтенант,

Супруг вдовы (тогда ещё невесты),

Едва повенчанный, был вызван вестовым

В дивизион со свадебного бала…»

Лейтенант фон Штарке является главным героем опубликованных глав роман «Гамбургский цирюльник». Его глазами в стихах созерцается чудовищная и жестокая нелепость войны. А её бессмысленность, растущая прямо пропорционально с пролитой кровью, осуждается устами другого персонажа романа, пожарного Капусты, с которым Александр Скороходов, по собственным его записям судя, отождествлял себя.

Как страшны взгляды серых, на ветру

Окаменелых, остроскулых масок!

У многих тел свисают вместо рук  

Короткие, тряпичные колбасы… –

превращение человека в «полуфабрикат», неизбежное следствие войны – одна из магистральных тем «Гамбургского цирюльника». Наверное, благодаря этому антивоенному пафосу роман получил высокую оценку не только коллег по перу, но и более «прагматичных» издательских работников. К сожалению, о том, почему роман приняли к печати перед самой войной, документальных свидетельств в домашнем архиве не осталось…

Сидя в гостях у Татьяны Александровны, листая пожелтевшие страницы документов и книг (см. иллюстрации), я всё время думала: какое счастье, что дочь Александра Скороходова сохранила его архив!.. Пусть этот архив доступен не широкой публике, а только тем, кто заинтересуется, пусть он систематизирован дилетантски и хранится «не по ГОСТу», зато это бесценные свидетельства памяти. В том числе и о Великой Отечественной войне.

В наши дни, когда всё ещё «закрыта» огромная часть общегосударственных архивов, касающаяся социалистического строительства и военной годины (см. статью «Закрытые папки» Леонида Максименкова в «Огоньке» от 13.04.2015 г.), такие вот небольшие «частные архивы», дань уважения ушедшим предкам, становятся не только родовыми реликвиями, но и информационной базой. Они могут сослужить добрую службу исследователям не по одной теме. Тут и страницы блокады Ленинграда, и эпизоды прорыва «кольца» захватчиков, и литературные особенности гражданской и лирической поэзии советских авторов эпохи Великой Отечественной…

Героическая оборона Ленинграда

Александр Скороходов выехал из Рязани в Ленинград в начале июня 1941 года. В планах у него было заключение договора с издательством на выпуск отдельной книгой романа в стихах «Гамбургский цирюльник». Поэт не знал, что вместо издательских хлопот его ждёт героическое участие в обороне Ленинграда…

Наиболее полное и художественное описание жизни, творчества и гражданской позиции Александра Скороходова оставила его внучка Екатерина Шиллер. Её работа без названия, точнее, поименованная в честь её героя «Скороходов Александр Семёнович», была сделана во время учёбы в Рязанском филиале Московского государственного университета культуры и искусств. Но по сути это не студенческая работа, а качественный «очерк о настоящем человеке». И тот факт, что написан он не об отвлечённом «субъекте», а о родном дедушке, не снижает, напротив, добавляет ему ценности. На чём, как не на любви и уважении к своим предкам, зиждется патриотическое воспитание?..

Свою работу Екатерина основывала на автобиографии деда, его письмах с фронта и немногочисленных сохранившихся свидетельствах той поры. Очерк очень «зрелищен», в нём информативные блоки перемежаются голосом самого Александра Скороходова. Невозможно без содрогания читать главку № 4: «…этот город заставил болеть моё сердце, поражённое его красотой». Великая Отечественная война». Ведь она начинается с мирных бытовых деталей. Александр Скороходов приехал в город на Неве, где его ждали друзья, где жил его любимый двоюродный брат Сергей. Товарищи сняли для него дачу, чтобы он мог спокойно работать над романом. Он устроился на временную работу в «Ленинградскую правду», в газете его стихи и фельетоны были желанными материалами…

Эта идиллия не смогла тягаться с грубой реальностью. 22 июня 1941 года поставило крест на мирных занятиях всех без исключения граждан Советского Союза.  

«…На фронт Скороходов ушёл добровольцем по призыву Петроградского райвоенкомата, – пишет Екатерина о своём дедушке, которого никогда не видела – значит, его жизненный путь был изучен и усвоен старшими членами семьи. – С 1 июля 1941 года он сражался в рядах защитников любимого города в должности командира стрелково-маскировочного взвода… В яростных сражениях мой дед несколько раз был ранен, получил контузию и обморожение конечностей. За участие в героической обороне Ленинграда Александра Семёновича Скороходова наградили орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 45 г.г.».

Но все слова «со стороны» о героизме, подвиге, неимоверном напряжении сил и так далее блекнут перед одним-единственным свидетельством очевидца…

«В сентябре я уже был на обороне самого убийственного участка Ленинградского фронта, возле знаменитого Невско-Дубровского «пятачка». Немцы были всего в 500-х метрах от наших траншей. Отстреливались мы здесь всю осень, ползая по болоту, неделями не снимая сапог, белых от воды… иногда казалось, что живым уже не быть…»

Из дальнейших фронтовых писем Скороходова выясняется, что Ханковской дивизии, в которой состоял Скороходов, «поручили возглавить исторический прорыв блокады Ленинграда», для чего прислали пополнение и отправили отдельную роту дивизии «на передний край обороны под Шлиссельбург», причём «третьим взводом этой роты командовал я». Позднее полку за боевые действия было присвоено звание гвардейского, а лично Скороходову – звание гвардии лейтенант. В 1944 году он уже командовал маршевой ротой.

Однако неизвестно, что сам Александр Скороходов считал наибольшим своим вкладом в победу над врагом. Из его писем видно, что он очень ценил и радовался тому, что его стихи читались «актёрами Ленинграда на концертах и вечерах в самые чёрные дни блокады». В то самое время, когда он «непрерывно отстреливался в траншеях и водил в атаки на немцев своих бойцов». Вероятнее всего, Александр Семёнович, по призыву Владимира Маяковского, «к штыку приравнял перо» и бил врага обоими этими орудиями.

В особенности ценилось в блокадном городе стихотворение про «Борискиного папу» – яркий и жестокий портрет отвратительно практичного и притом малограмотного человека, засоряющего родную речь всякими «новоизобретениями»:

«Но зато Борискин папа –

Непонятный человек.

Он принёс однажды вату,

Говорит:  «Достал по блату»…

…Что такое значит «шамать»,

Что такое «щи на-ять!».

Каждый в школе проходил,

Что такое крокодил, –

Но зовёт Борискин папа

«Крокодилом» тётю Капу».

…Нас вопрос суровый мучит:

Кто Бориску тут научит

В окружении таком

Говорить, писать – могучим

Русским, пушкинским, певучим

Настоящим языком?!

Страшно подумать, что бы сказал Александр Скороходов о сегодняшнем «новоязе»…

Не только уродливые образы современников были «пищей» поэтического вдохновения Скороходова. Однако из всех возможных тем его меньше всего «привлекала» война. В семейном архиве Скороходовых-Шиллер всего два стихотворения (записанных каллиграфическим почерком художника) однозначно обращены к войне (см. иллюстрацию), и то – трагично, а не бравурно. Видно, те, кто пережил настоящую войну, не любят смаковать её подробности…

Оборванная нить

После войны Александр скороходов вернулся в Рязань, а надеялся переехать в интересах более насыщенной творческой деятельности в Москву или Ленинград. Но пока не представилась такая возможность, он работал в рязанской газете «Сталинское знамя», единственном печатном органе областного центра, и воплощал своей персоной целый «печатный станок», выдававший материалы во всех жанрах: статьи, новости, заметки, хроники, обзоры, рассказы, фельетоны, сатирические стихи и басни. Эти последние принесли ему в те годы особую известность. Поскольку корреспондентов в газете было мало, а материалов (скороходовских) много, он прибегал к различным псевдонимам. Какими только ни были эти псевдонимы!.. В касимовской «районке» рубрику «Воскресный раешник» – «воспитание» читателей в популярной форме, в духе шутливого фольклора, вёл, к примеру, Дед Ипат Семибратов. Излишне говорить, что это была очередная «личина» Александра Скороходова.

В своём собственном «обличье» Скороходов переписывался с сестрой знаменитого поэта Екатериной Александровной Есениной. В 1948 году, указывает внучка Александра Семёновича, та выслала Скороходову рукопись своих воспоминаний о брате. Но судьба их осталась неизвестной. Задуманная Скороходовым работа по реабилитации имени опального тогда Сергея Есенина тоже не состоялась. До смерти Александра Семёновича оставалось меньше года… В один горестный день всё это – труды, задумки, стремления – оказалось прервано в одночасье.

Творческое наследие поэта-фронтовика Александра Скороходова многогранно и интересно. Хотелось бы, чтобы настоящая статья была не только данью его памяти, но и «стимулом» литературоведам – или будущим литературоведам, скажем, студентам филфака РГУ – изучать литературные и журналистские материалы Александра Скороходова, популяризовать его немногочисленный, к сожалению, опубликованный архив, и даже организовать издание всего неизданного, хранящегося у дочери поэта. Такой акцией потомки воистину, а не формально отдали бы участнику Великой Отечественной войны долг памяти.

По материалам статьи журналиста Елены Сафроновой.

http://7info.ru/news/accents/arhiv_kotoryj_zhdjot_publikatora/

Регион Рязанская область
Воинское звание гвардии лейтенант
Населенный пункт: Рязань

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: