Смердин  Павел Васильевич
Смердин
Павел
Васильевич
рядовой гвардии / водитель колесных автомобилей
19.04.1924 - 9.09.1998

История солдата

«Историческая судьба моего прадеда Павла Васильевича Смердина и его вклад в Великую Победу»

В нашей семье Барган к сохранению памяти о предках относятся серьезно. Вместе с родителями и бабушкой мы восстанавливаем родословную нашей семьи, принимаем активное участие в различных патриотических акциях, тем самым сохраняем память о Великой Отечественной войне и вспоминаем историческую судьбу моего прадеда Павла Васильевича Смердина, 19 апреля 2024 года рождения.

Мой прадед ушел добровольцем на фронт 22 июня 1942 года из Крапивинского районного военкоматом в 19 лет. После призыва был направлен в 22 отделение учебного автомобильного полка г. Новосибирска. В январе 1943 года  к правам тракториста добавились права автомобилиста, и как специалист колесных машин, водитель прошел он всю войну.

Прадед воевал в составе 25-й истребительной противотанковой дивизии в звании гвардии рядовой: в 1942 году на 2-ом Украинском фронте, в 1943 году  - на 3 - м Белорусском фронте, на 1 – ом Прибалтийском фронте, в 1947 году – на 1 Белорусском фронте.

За боевые заслуги прадед был награжден орденом «Красной Звезды» (7 мая 1945); орденом «Отечественной войны I степени»(1985 год).

Множество медалей: «За отвагу»(7 апреля 1945 года), «За оборону Киева», «За освобождение Варшавы» (14 мая 1946 года), «За взятие Берлина» (10 ноября 1945 года); «За победу над Германией»(27 декабря 1945 года) и множество юбилейных наград дают право говорить о том, что прадед мой был смелым и отважным солдатом, честно боролся за Победу и приближал ее своей храбростью и бесстрашием,

Мой прадед был награжден 9 благодарственными письмами от Верховного Главнокомандующего, а их давали не каждому.

С войны Павел Васильевич вернулся в 1947 году, остался жить и работать шофером в Крапивинском районе. Ушел из жизни в 1998 году, воспитав троих детей и четверых внуков. После войны прадед делился своими воспоминаниями с членами нашей семьи, со школьниками, когда они приглашали его на встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Хотя был он немногословен и не любил много говорить о войне.

По словам отца, прадедушка рассказывал, что бойцам этих подразделений завидовали и — одновременно — сочувствовали: ствол длинный, жизнь короткая, говорили про них, кто воевал в этих войсках. Стрельба прямой наводкой по немецким танкам – основная задача, которая была поставлена перед его дивизией.

Нелегко было на войне, Красная Армия была многочисленной, но преследование противника проходило в очень сложных условиях. Солдаты были уставшими от постоянных боев, да и дороги, вспоминал прадед, были из-за болотистой местности труднопроходимыми для транспорта после дождей. В памяти остались воспоминания о нехватке провизии, медикаментов, снарядов и топлива и то, что части выходили к Днепру, огромной реке, без табельных переправочных средств.

Осенью 1943 г. Ставка Верховного Главнокомандования потребовала от фронтов выхода армий к Днепру, чтобы форсировать его на широком фронте для того, чтобы рассредоточить внимание и силы фашистских захватчиков.

При форсировании Днепра использовались подручные средства, искали их в округе на берегу, все это проходило под сильными ударами немецких самолетов. Запомнился моему отцу из детства рассказ деда о том, что, действовали они смело и быстро, не давая фашистам опомниться и собраться с силами. Не забывал он о том, что в форсировании помогали и простые жители окрестных сёл, что люди прятали от немцев, а затем передавали советским войскам отремонтированные рыбачьи лодки.

Много тысяч километров по военным дорогам проехал на полуторке мой прадед. Он рассказывал, что очень любил дороги и свою машину, она помогала ему как будто укрываться от страха войны. Только в военное время дороги были совсем другие: разбитые снарядами и бомбами, узкие и ветвистые, через пригорки и канавы. А, бывало, подъезжала их колонна к мосту, а его уже нет давно, взорван немецкими самолетами

Некоторые его рассказы до сих пор цепко держит память бабушки и отца. Разные случаи на памяти у прадеда, связанные с фронтовыми дорогами. Особенно запомнилось моей бабушке из рассказа, как при форсировании Днепра вода в реке была красной от крови раненых и погибших солдат, упавших в реку. Он со своей полуторкой переправился на другой берег, а по бокам плота вцепившись в него, плыли солдаты, это была наступательная операция. Страшно было и больно, как будто сердце остановилось, и не видело происходящего вокруг. Многих тогда наградили медалями, прадед тоже был удостоен медалью «За отвагу».

Рядом с моим прадедом много шоферов колесили по дорогам войны, и они знали, что это такое – дорога военных лет. И у каждого была своя история про себя и про свою машину, было о чем рассказать, о том, как они воевали со своим боевым другом-автомобилем.

Прошли годы, ушли в Мир иной многие водители, прошедшие войну. Но память об их ежедневных подвигах мы правнуки должны обязательно хранить. Однако, чтобы помнить, нужно знать! Вот и пытаюсь я восстановить некоторые фрагменты из военного прошлого моего прадедушки по воспоминаниям родственников и сохранившимся архивным данным. Хочу, чтобы и читатели прокатились мысленно вместе со мной по фронтовым дорогам моего прадеда, по которым он прошёл на своей машине, и смогли понять, что пришлось испытать фронтовым шоферам.

Из истории прадеда было понятно, что фронтовые дороги всегда были линией фронта, передовой. Немцы гонялись за каждой машиной с воздуха, не жалея ни пуль, ни снарядов. Возили они в полк продовольствие: мешки с мукой и сухарями, консервы, снаряды, даже несколько раз принимал мой прадед участие в разведоперациях. Не любил он говорить об этом, был скуп и краток, но однажды разоткровенничался и поделился на встрече с ребятами - пионерами, что страшно бывало очень, и лучше бы вам никогда не узнать этого страха. По военным дорогам часто попадали под обстрел немецких пулеметов, горели машины товарищей рядом. Но часто машины с грузом и спасали водителей, если они успевали спрятаться под свой автомобиль, в жизни прадеда тоже были такие моменты.

Павел Васильевич считал, что находчивость и выдержка в профессии шофера многое значили. Но ещё и знание техники, своей машины, выучка – вот это самое главное. И как бы в подтверждение этим словам бабушка вспоминает слова прадеда о том, что выучка шоферскому и слесарному делу была у него ещё довоенной. Пришлось и автомехаником поработать. Много полуторок возвратил он к жизни в Крапивино в начале войны. В Крапивинскую ремонтно-строительную мастерскую притаскивали их со всего района, со всех деревень, он их ремонтировал, и после ремонта отправлялись они на фронт.

Ремонтные мастерские были на фронте в авторотах. А в пути прадед был и механик, и водитель, и слесарь. Нередко под огнём противника приходилось ремонтировать свою машину. Он всегда в кузове и под сидением возил запчасти, чтобы в нужную минуту подремонтировать машину, и она была в строю. Дед рассказывал бабушке, что многое шоферам приходилось делать самим, а ремонтники потом его благодарили. Они даже двигатели сами форсировали, делали их мощнее; и лебёдки всевозможные конструировали, чтобы можно без чьей-либо помощи, выбираться из ямы. Но главное было для прадеда на фронте, – доставить груз вовремя. От опыта и умения, смекалки и находчивости водителя порой зависела жизнь многих солдат. Не привёз вовремя топливо, опоздал на полчаса с боеприпасами – и роте нечем драться с фашистами. И хотя, казалось бы, было оправдание: плохая дорога, самолёты бомбили, мост разрушен – в сознании всегда присутствовало: от тебя зависит, когда же будет Победа.

Эту историю боевого пути моего прадеда я постараюсь сохранить в своей памяти для своих детей и внуков, так же как мой отец и бабушка сохранили эту память для меня.

Регион Кемеровская область
Воинское звание рядовой гвардии
Населенный пункт: Крапивинский муниципальный округ
Воинская специальность водитель колесных автомобилей
Место рождения с. Поперечное
Годы службы 1942 1947
Дата рождения 19.04.1924
Дата смерти 9.09.1998

Боевой путь

Место призыва Крапивинский РВК
Дата призыва 22.06.1942
Боевое подразделение 25-й истребительной противотанковой дивизии
Завершение боевого пути Германия, г. Дессау
Принимал участие освобождение Варшавы, взятие Берлина.

Ушел добровольцем на фронт 22 июня 1942 года из Крапивинского районного военкоматом в 19 лет. После призыва был направлен в 22 отделение учебного автомобильного полка г. Новосибирска. Воевал в составе 25-й истребительной противотанковой дивизии в звании гвардии рядовой: в 1942 году на 2-ом Украинском фронте, в 1943 году  - на 3 - м Белорусском фронте, на 1 – ом Прибалтийском фронте, в 1947 году – на 1 Белорусском фронте.

Награды

Орденом «Красной Звезды»; орденом «Отечественной войны I степени»; Медали: «За отвагу», «За оборону Киева», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За...

Орденом «Красной Звезды»; орденом «Отечественной войны I степени»; Медали: «За отвагу», «За оборону Киева», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За...

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт: