Смирнов Владимир Васильевич
Смирнов
Владимир
Васильевич
Полковник / Лётчик
18.12.1902 - 27.07.1943

История солдата

27 июля 1943 года в воздушном бою у деревни Злынь погиб командир 233-й штурмовой авиадивизии Герой Советского Союза полковник Смирнов Владимир Васильевич. Он возглавлял девятку штурмовиков Ил-2, которые должны были нанести удар с воздуха по танковым дивизиям, двигавшимся по дорогам от Орла на север. Шел дождь, и поэтому штурмовики летели очень низко. Их обстреливали подвижные зенитные установки противника, сопровождавшие колонны стальных машин. Прямым попаданием снаряда Смирнов был смертельно ранен. Его самолет разбился на поле между деревнями Кутьма и Злынь. Когда немцы подбежали к разбитой дымящейся машине, то увидели бездыханное тело в форме офицера с наградами: «Золотой Звездой» Героя, орденами Ленина, Красного Отечественной войны I степени, медалями. Вместе с полковником погиб инженер-майор Денисов, который был стрелком- радистом. Немцы похоронили летчиков под троекратный ружейный салют в знак уважения к ним, в присутствии жителей местных деревень. Долгое время летчики считались пропавшими без вести, пока этой историей в послевоенные годы не заинтересовался тогдашний директор местной школы Н.Я. Корнилов. Николай Яковлевич нашёл и опросил нескольких свидетелей, видевших падение самолёта 27 июля 1943 года. Они рассказали, что в тот день шел дождь, и поэтому штурмовики летели очень низко. Их обстреливали подвижные зенитные установки противника, сопровождавшие колонны стальных машин. В самолет полковника Смирнова угодил зенитный снаряд, и подбитый «ИЛ-2» упал на поле между населёнными пунктами Кутьма и Злынь (это село в Болховском районе, в 40 км к северо-западу от Орла и в 25 юго-западнее Болхова – А.П.). Свидетели помогли директору школы найти место падения штурмовика, а некоторое время спустя Корнилов организовал перенос обнаруженного фрагмента самолёта на злынское кладбище, установив рядом скромный памятник погибшим лётчикам.

Владимир Васильевич Смирнов родился 24 июля 1902 года в дер. Коленово Ростовского района, Ярославской области в семье железнодорожника. Детство и юность прошли в г. Любиме, куда переехали его родители. В Любиме окончил 4 класса церковно-приходской школы. Но этого явно не хватало для познания жизни и происходящих в стране событий и перемен. Он много занимается самостоятельно и в 1920 году, сдав экзамен экстерном, получает среднее образование. Рано начав работать на ж.д. станции Любим рабочим, Смирнов активно включился в общественно-политическую деятельность. Здесь в Любиме партийная ячейка Любимской ж.д.станции в 1919 году приняла его в ряды РКП/б/, направив для работы с  молодежью. Он в те трудные годы являлся освобожденным секретарем Любимского уездного комитета комсомола.
    Стремясь попасть в авиацию, Смирнов много работает над собой и получив комсомольскую путевку направляется в г.Ярославль для сдачи экзаменов. Много молодежи стремилось стать летчиками, но в Ярославле из 200 кандидатов отобрали только двоих. В 1925 году Смирнов стал курсантом Ленинградской теоретической школы летчиков, по окончании которой направлен в Борисоглебскую воен-но-авиационную школу, которую успешно заканчивает в 1928 году. Став военным летчиком, Смирнов начинает службу в Кировограде, совершенствуя свое летное мастерство. В 1930-32гг. он уже командир звена в Евпаторийском авиаотряде, а с 1933 по 1935 год - командир отдельного авиационного отряда в г. Конотоп Сумской области. Бывший летчик Конотопского авиаотряда полковник в отставке Михаил Спиридонович Карпенко /в 1938 г. он был командиром Овручкого отряда добровольцев-летчиков в Испании/ в своем письме ко мне пишет: ..."Я всегда вспоминаю своего наставника и командира Смирнова, славного, энергичного, доброго человека, любителя летной качественной работы своих подчиненных. Когда заканчивали полеты, он взмахом руки звал меня, и я подходил к нему, он небольшим наклоном своего туловища сходу толкал меня своим плечом, говоря: - пошли, "побреем". Это означало полет на высоте 30-40 метров, он знал, что к этому толчку плечом ничего добавлять не нужно. И - по машинам Р-5. Взлет, набор высоты сначала 100-150 метров, а потом, отойдя от аэродрома, резкий вариант полета, и мы у земли. Ищем дорогу и по ней пошли стричь макушки. При подлете к аэродрому мы смыкаемся крылом к крылу и в парадном строю летим над городом Конотопом. Наш полет узнавали...
    В 1935 году В.В.Смирнов был назначен командиром Проскуровского /ныне Хмельницкого/ отдельного авиаотряда. Покидая Конотоп, летчики отряда подарили Смирнову групповую фотографию, на которой сделали надпись 14 июня 1935 года."Боевому командиру и чуткому товарищу-большевику от всего личного состава бывшего в подчинении отряда в память о совместной работе в/ч 2671. Нашим пожеланием, Владимир Васильевич, Вам будет: сделать Вашу будущую часть крепким несокрушимым оплотом Социалистической Родины".В Про-скуровском авиаотряде Смирнов работал до 1937 года, а затем был выдвинут на должность командира авиаэскадрильи 87-й авиабригады Киевского Особого военного округа. Здесь начиналось освоение новых для того времени скоростных бомбардировщиков СБ. Успешно освоив новую технику, Смирнов вывел свою эскадрилью в передовые, за что был направлен в 1938 году на учебу в Липецкую высшую теоретическую школу, которую окончил с отличием. С присвоением звания майор назначен командиром 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка Ленинградского военного округа. Как отличный летчик, прекрасно владеющий техникой пилотирования новых самолетов, на протяжении 1938-40 г.г. Смирнов неоднократно принимает участие в воздушных парадах над Красной Площадью г. Москвы, посвященных знаменательным датам нашей страны.
    В должности командира полка Смирнов проводит огромную ра-боту по повышению боевого мастерства летчиков, сплочению всего личного состава, четкой работы всех служб полка. И эта напряженная работа дала свои результаты в начавшейся войне с белофиннами зимой 1939-1940 г.г. Как отмечается в наградном листе на присвоение В.В.Смирнову звания Героя Советского Союза (21 марта 1940г.)..." с первых дней борьбы с белофиннами т.Смирнов со своим полком находится на северо-западном фронте. Молодой состав полка, 44 летчика, едва успевшие к началу войны стать в строй, под руководством Смирнова окончательно сплачиваются в боях и показывают образцы работы. За период борьбы с белофиннами полк имеет 2289 самолетовылетов..." Смирнов чутко следил за боевой работой экипажей, своевременно устранял недочеты в работе, внедрял опыт лучших летчиков. Сам неоднократно вылетал на выполнение наиболее сложных заданий, за что в феврале 1940 года был награжден орденом Красного Знамени. Ему досрочно присваивается звание полковника. 11 лет-чиков полка также были удостоены звания Героев Советского Союза. Он выполнил наказ своих конотопских боевых товарищей - 50-й скоростной бомбардировочный авиаполк, которым Смирнов командовал, также был награжден орденом Красного Знамени.
    Смирнов  обобщил итоги работы полка, успехи и неудачи, их причины и направил подробную докладную записку командующему ВВС Красной Армии Смушкевичу, и принял участие в совещании в Кремле с участием членов Политбюро, посвященном анализу боевых действий в войне с белофиннами, проходившем в апреле 1940 года. В июне 1940 года В.В.Смирнов назначен заместителем командира 41-й бомбардировочной авиадивизии Ленинградского военного округа, где вновь проявился его организаторский талант командира и летчика. О стиле его работы свидетельствует и сохранившийся у жены дневник, написанный им  в период боевых действий против белофиннов. В основном он делал записи о недос-татках, промахах, ошибках отдельных летчиков и техников, работе материальной части в суровых условиях той зимы.  Он был требователен к себе, подчиненным и своим близким. Как вспоминает дочь Смирнова В.В., Эльвира Владимировна Рузянова, "он в повседневной жизни говорил, что мама и мы, его трое детей, должны получать от жизни только то, что положено, что заработано своим трудом, никогда не пользоваться привилегиями, которые мы сами не заслужили. Как командир части, он имел закрепленную за ним легковую автомашину, но никогда не давал ее для поездок семье в личных целях, заявляя, что машина выделена только для службы и только для службы. На наши доводы, что другие семьи командиров пользуются служебным транспортом, он отвечал: чтобы никаких разговоров о машине в семье больше никогда не было, она нам не положена".
    Любовь к авиации Смирнов передал и своим детям. Его старший сын Юрий, как и отец, с отличием окончил Борисоглебское военно-авиационное училище в 1943 году, очень много летал, сейчас на пенсии. Дочь Эльвира закончила Московский авиационный институт, долгое время работала конструктором  на авиационном заводе, сейчас на преподавательской работе.
    Приказом народного комиссара обороны СССР от 27 марта 1941 года за № 0791 полковник Смирнов В.В. был назначен командиром 62-й бомбардировочной авиадивизии, которую ему предстояло сформировать. Прибыв к месту назначения в г.Овруч Житомирской области /Киевский особый военный округ/, Смирнов с присущей ему энергией и целеустремленностью приступил к формированию дивизии. В ее состав вошли четыре скоростных бомбардировочных авиаполка, насчитывалось около 250 самолетов СБ. СУ-2. Личный состав полков состоял в основном из молодых летчиков, штурманов и техников, выпускников военно-авиационных училищ 1940-41 г.г. В стадии формирования дивизии и полков, освоения новой техники /самолеты СУ-2 и Пе-2/, напряженной учебы в полках и застало начало Великой Отечественной войны.
    С 4-х до 5 часов 22 июня 1941 года фашисты подвергли бомбардировке и обстрелу аэродром 52 и 94-х полков, базировавшихся в районе Овруча, повторили налет и во второй половине дня. После налетов врага полки не утратили своей боеспособности и в течение дня совершили два успешных боевых вылета на бомбардировку танковых и механизированных колонн 6-й армии и 1-й танковой группы врага, наступавших через Устилуг - Владимир Волынский с общим направлением на Киев. Только за два дня 22-23 июня летчики этих полков совершили 240 самолетовылетов в район Грубешув-Устилуг, сбив только в одном из вылетов 22 июня 8 вражеский истребителей, хотя и сами несли тяжелые потери. Действуя в полосе главного удара вражеских войск 62-я авиадивизия под командованием Смирнова наносила врагу ощутимые удары в районе крупнейшего танкового сражения начального периода войны Луц-Дубно-Ровно. Успешные действия наших войск поддержанные летчиками значительно замедлили темп продвижения врага.
    В воздухе господствовала вражеская авиация. Летчики 62-й дивизии, летая без сопровождения истребителей, которых не хватало для прикрытия важных объектов и борьбы с авиацией врага, с беспримерным мужеством и героизмом наносили удары по врагу, совершая по 2-3 вылета в день, приобретая боевой опыт, неся потери. Атакуя с малых высот, они наносили врагу большой урон. Летчик капитан Борисов П.Ф., летавший на Пе-2 после выполнения задания отправлял ведомую группу на аэродром, а сам оставался за линией фронта, отыскивая вражескую колонну на марше, снижался до такой высоты, заходя с хвоста колонны, что рубил головы врагов винтами своего самолета. Такова была ненависть к врагу. Летчик майор Грачев на бомбардировщике вступил в единоборство с фашистским истребителем Ме-100 и сбил его. Таких примеров множество. Бывший военком 19-го механизированного корпуса ныне генерал-майор в отставке И.С.Каладин вспоминает: "1-2 июля летчики нанесли мощный удар по врагу на р.Горынь, восточнее Ровно, задержав на два дня продвижение врага. Летчики отбомбились с большим успехом, уничтожив более 15 танков, несколько бронетранспортеров, немало солдат и офицеров. Это был один из редких в те дни случаев непосредственной поддержки авиацией наземных войск корпуса. Сам этот факт высоко поднял дух войск. Пехотинцы, танкисты, артиллеристы дрались с удвоенной силой, я бы сказал с подъемом".
    6 июля 1941 года летчики нанесли новый удар по танкам 3-го мехкорпуса врага на переправах через р. Случ,  разрушили переправу. Враг вновь был задержан.10 июля 1941 года свыше трехсот танков врага, выйдя из Житомира через Коростышев устремились по шоссе на Киев. На пути этой стальной армады был лишь один полк 213 мотострелковой дивизии. Вся надежда была на авиацию. Генерал Астахов, командующий ВВС Юго-Западного фронта, заверил Военный Совет, что летчики сделают все возможное и невозможное, чтобы остановить врага. Враг был остановлен. С этого дня началась оборона г.Киева. За мужество и отвагу в боях летчикам полковника Смирнова была объявлена бла-годарность военного Совета фронта.
    Как вспоминает маршал Советского Союза И.Х.Баграмян "Один из пленных летчиков под Киевом, когда привели его в штаб, воскликнул: - "Ваши летчики - безумцы. Они проявляют невиданную дерзость, на которую способны только сумасшедшие. Где ему было понять душу советского человека". Наши летчики видели неравенство сил и отлично сознавали смертельную опасность, на которую шли. Безумцы?, о таких писал  Горький - "Безумству храбрых поем мы славу...".  За мужество и героизм при обороне города Киева личному составу 62-й бомбардировочной авиадивизии полковника Смирнова была вновь объявлена благодарность Военного Совета Юго-Западного фронта и 27 июля 1941 года она была предоставлена к награждению орденом Красного Знамени. Стойкие, беззаветно храбрые, готовые к самопо-жертвованию летчики полковника Смирнова, пламенные патриоты  своего Отечества до конца выполнили свой долг. Многие из них сло-жили головы от границы до Киева, но и враг смог продвинутся на восток, дорого заплатив за это. Из оставшихся в живых отличились в последующих боях. 15 из них стали Героями Советского Союза, а один дважды Герой (Одинцов М.И.).
    К середине сентября 1941 года обстановка на фронте значи-тельно осложнилась. Танковые группы врага с севера и с юга соединились 14 сентября в районе Лоховицы. Решение на отход своевременно принято не было, в результате значительная часть войск Юго-Западного фронта, штаб фронта, остатки 5-й армии, в том числе и 61-й авиадивизии оказались в окружении.
    Оставшиеся 12 самолетов вылетели из окружения по приказу Смирнова. Остальной личный состав, в том числе и раненные летчики, остались в окружении. Полковник Смирнов В.В. и его заместитель генерал-майор авиации Г.И. Тхор отказались вылететь из окружения, остались с личным составом, разделив его судьбу. С исключительным мужеством, ценой больших потерь, вооруженные только личным оружием, они пробили себе  выход из кольца. Среди них и будущие Герои Советского Союза Л.И.Чесноков, Н.Г.Макаров, И.М. Кухарев. Смирнов получил тяжелую травму, сломал несколько ребер при падении в противотанковую яму, но с помощью своего адъютанта тоже вышел из окружения. После лечения Смирнов назначается на Северо-Западный фронт на должность зам. командующего 50-й армии по авиации. Однако, как летчик, он стремится к личной боевой работе в воздухе. И добивается своего. В конце 1942 года его назначают зам.командира 213 ночной бомбардировочной авиадивизии, командиром которой был прославленный полярный летчик В. Молоков. В феврале 1943 года Смирнов назначается командиром 233-й штурмовой авиадивизии 1-й воздушной армии генерала М.М.Громова. Здесь проявился в полной мере талант командира и летчика В.В.Смирнова. Он, командуя дивизией, сам неоднократно водил большие группы штурмовиков ИЛ-2 в бой.
    27 июля 1943 года на Курской дуге Смирнов лично повел группу штурмовиков в бой в район Болохова и погиб. Герой Советского Союза генерал-лейтенант авиации Карякин В.Г. в своем письме ко мне отмечал, что он знал Смирнова как хорошего командира, эрудированного офицера и приятного человека: "В полках дивизии весть о гибели командира была воспринята как тяжелая утрата. Летчики поклялись отомстить за гибель командира и товарищей. В этот день полк, которым я командовал, еще дважды вылетал на задание. Летчики мстили за гибель командира".
    Бывший начальник штаба 233 штурмовой авиадивизии полковник в отставке Епанчин А.С. в письме сообщил: "О полковнике Смир-нове было очень высокое мнение у командования ВВС Красной Ар-мии, как о командире. Он пользовался большим авторитетом в диви-зии. О нем были только хорошие отзывы. На совещании у представителя Ставки Верховного Главнокомандования генерала Худякова /на котором присутствовали и Смирнов, и я, состоявшемся незадолго до начала Курской битвы, Смирнов был выдвинут на должность командира авиационного корпуса".
    Смерть в бою оборвала жизнь талантливого летчика и командира ,Героя Советского Союза, полковника Владимира Васильевича Смирнова.

Регион Самарская область
Воинское звание Полковник
Населенный пункт: Самара
Воинская специальность Лётчик
Место рождения дер. Коленово, Ростовский уезд, Ярославская губерния, Российская империя
Дата рождения 18.12.1902
Дата смерти 27.07.1943

Боевой путь

Боевое подразделение 233-я штурмовая авиационная дивизия
Завершение боевого пути Орловская область, село Злынь
Принимал участие Курская битва

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: