
Яков
Леонтьевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Родился в октябре 1905 года в Смоленской губернии Бельского уезда Нелидовской волости в деревне Батурин в семье безземельных крестьян. Родители много работали,а сам Яков имел тягу к учебе, но средств на это в семье не было. Отец Якова погиб на Первой мировой войне. Немного поучившись, ему пришлось работать в батраках. С 1919 по 1922 год работал на фанерном заводе. К середине 1922 года вступил в комсомол. В 1924 году был избран членом Волостного комитета ВЛКСМ. В конце 1925 года по своему желанию поехал учиться в Смоленскую партшколу (сведения взяты из автобиографии из архива Смоленской Советской партшколы.) Затем по призыву был направлен в Ленинградскую летно-техническую авиашколу. По окончании школы служил старшим авиатехником Белорусского военного округа. В последствии по личной просьбе был направлен в летную школу г.Энгельс, откуда был направлен в Крым на должность старшего летчика. Перед войной служил в 1 - АЭ 116 - Ап ВВС-ЧФ. Погиб 5 марта 1942 года при исполнении служебных обязанностей. Похоронен на братском кладбище г.Севастополь на Северной стороне (Сведения о месте службы и гибели из учетной карточки №625 от 06.07.1943 года)
Боевой путь
С начала войны и до гибели принимал участие в боевых действиях на полуострове Крым. Погиб там же 05.03.1942 году при исполнении служебных обязанностей.
Воспоминания
В.И. Коваленко. Бывший авиационный штурман.Участник обороны Севастополя в 1941-1942годах (отрывок из книги "Крылья Севастополя")
"...Пока же небо над бухтой было чистым, полеты приближались к завершению, оставалось взлететь одному или двум самолетам. Вот один из них помигал, получил разрешение на взлет, и мощный гул мотора огласил бухту,-самолет пошел на взлет. В темноте были отчетливо видны языки пламени, вырывавшиеся их выхлопных патрубков. Показалось,что самолет на разбеге чуть задержался, но потом он все же оторвался от воды и начал круто набирать высоту, стараясь успеть проскочить над туманом, заполнившим ущелье. И не успел... Мы видели, как он нырнул в белесую массу, и замерли, ожидая, что через секунду-две он снова выскочит из тумана. Самолета не было.
- Может прозевали...- неуверенно произнес кто-то. - Темно все же...
Но вскоре стало известно: да, случилась беда. Самолет капитана Смирнова попал в туман, мгновенно обледенел, свалился на крыло и разбился. Капитан Смирнов и Штурман Федор Аброщенко погибли. Стрелок радист каким-то чудом остался цел и невредим.
...Вечером хоронили боевых друзей. Молча стояли у разверстых могил. Горько было осознавать, что война вырывает из жизни молодых, полных здоровья и энергии ребят. Рассудительный капитан Смирнов, гордый красавец Федя Аброщенко. Только что они были с нами, шутили, пели, смеялись. Где-то их ждут матери, жены, дети. Они еще не знают,какое огромное горе свалилось на них. Сегодня еще весело щебечет Федина дочка. Радостно улыбается, глядя на нее, мать, а завтра почтальон принесет страшный прямоугольник...
...- Ну,гады, мы еще припомним вам и Смирнова, и Аброщенко! - процедил кто-то сквозь зубы. "
Младший сын капитана Смирнова, доктор медицинских наук профессор Смирнов В.Я.(газета Смоленские новости №36 от 11.03.1995 г.)
"Фанерой же, толщиной от 3 до 6 мм, обшивалась вся лодка. Корпус собирался на шурупах, оцинкованных гвоздях с использованием казеинового клея. Наружные поверхности МБР-2 оклеивались полотном на аэролаке. Ну еще два пулемета и немного бомбочек в нагрузку. Чувствуете мощь простив современных немецких мессеров? Их пилоты, хохоча, отрабатывали свои тренировки на "рус.фанер". У нас "МБР-2" и "МБР-3" окрестили "фанерно-перкалевые броненосцы". И вот такие же, как капитан Смирнов, творили чудеса на своих "фанерках". Однажды две из них вступили в открытый бой с двумя немецкими "Мессерами" и...сбили их.
В книге бывшего штурмана авиации Черноморского флота Владимира Игнатьевича Коваленко "Крылья Севастополя" сказано и о последних минутах капитана Смирнова. Трижды в ту ночь самолеты, в числе которых и звено капитана Смирнова, летали на бомбардировку, страшно устали от немецких зениток и прожекторов, нервного напряжения. К утру появился еще один враг: сырой туман над речкой Черная. Такое бывало пострашнее вражеской встречи. Но капитан Смирнов решил не откладывать очередного полета. Взревел "фанерно-перкалевый броненосец", и командир звена повел его сквозь белые космы. Все со страхом следили. Вернется или нет? Не вернулся. Враг ли? Внезапное ли проклятое обледенение? Свидетелей, кроме Бога, нет.
Впрочем остался один свидетель: чудом уцелевший стрелок-радист: "Не вышли из тумана, врезались. Внезапная неуправляемость" Не стало командира звена 1-й эскадрильи 116 авиаполка Черноморского флота."