Солнцев Николай Васильевич
Солнцев
Николай
Васильевич
Капитан I ранга

История солдата

Мой дедушка, Солнцев Николай Васильевич, родился 9 декабря 1914 года, в 1940-м году окончил Ленинградское Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э.Дзержинского и получил назначение на Балтийский флот, на должность командира БЧ-5 сторжевого корабля «Пурга». Корабль с первых дней войны выполнял задания по конвоированию транспортов, производил минные постановки и нес дозорную службу в восточной части Финского залива. В конце июля 1941 года корабль был переведен на Ладожское озеро в состав Ладожской военной флотилии и участвовал в первых артиллерийских боях с противником на флангах войск 23-й армии. В эти дни сложилась особенно тревожная обстановка на ближних подступах к Ленинграду со стороны северо-востока. «Пурга» обеспечивал переброску прижатых к северному берегу озера 142, 198 и 168 дивизий на другие участки Ленинградского фронта, вел артобстрелы противника и прикрывал дымзавесами транспортные суда, тральщики и баржи, ведомые буксирами.

С началом блокады «Пурга» доставлял в Ленинград через Ладогу продовольствие, топливо, боезапас и войска, эвакуировал жителей. Ладога стала « Дорогой жизни». Это было трудное, напряженное время. Корабли не имели оборудованных баз и причалов. Враг с каждым днем усиливал бомбежки рейдов, кораблей и мест погрузки. Зенитчики ежедневно отражали атаки до сотни самолетов противника. Осенью Ладожское озеро часто штормило, поэтому топливо приходилось принимать вручную брандсбойтом из подводимых к борту деревянных барж в темное время суток.

В ночь на 1 сентября 1942 года «Пурга» вел артобстел укреплений противника в районе Синявино. Огонь корректировали береговые посты. На расвете при возвращении с огневой позиции корабли подверглись массированному налету вражеской авиации. Шесть юнкерсов пикировали на корабль с разных углов. Одна из бомб попала в  корабль и пройдя через шахту котельного вентилятора взорвалась под днищем. Корабль получил сильный крен и перевернулся. Из экипажа погибло 11 человек, многие были ранены. Дедушка получил легкую контузию и осколочные ранения, но остался в строю. Осколки в руке так и остались до конца жизни.

Весной 1943 года остатки корабля были подняты, и то, что можно было отремонтировать, поставили потом на другой корабль. А дедушка получил новое назначение – флагманский инженер-механик Осиновецкой военно-морской базы. В этой должности принимал активное участие в боевых действиях Ладожской военной флотилии до ноября 1944 года.

В ноябре 1944 года дедушка был назначен командиром БЧ-5 эскадренного миноносца «Свирепый», на котором и встретил День Победы 9 мая 1945 года.

Награжден 5-ю орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 и 2 степени, двумя орденами Красной Звезды и 12 медалями.

В 1950 году окончил Военно-морскую академию. В 1950-1970 гг. – адъюнктура  и преподавательская работа в академии, а затем в Ленинградском технологическом институте холодильной промышленности. В 1970 году будучи заместителем начальника кафедры, доктором технических наук, профессором, капитаном I ранга-инженером, уволился в запас, но преподавательскую деятельность не оставил.

Вскоре у него появились внучки, и нашему воспитанию он посвятил очень много времени и сил. Именно дедушка научил меня кататься на велосипеде, лыжах, собирать грибы, привил любовь к работам на дачном участке, водил в кружки и секции. Только он умел бесконечное количество раз терпеливо объяснять решение задач по математике и физике. С бабушкой они отметили золотую свадьбу, навсегда заложив в меня какой должна быть счастливая семья. Ушел из жизни дедушка в 1991 году, был похоронен с воинскими почестями.

Я счастлива и горда, что у меня был такой дедушка. Вечная тебе память.

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание Капитан I ранга
Населенный пункт: Санкт-Петербург

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: