Соловьев Михаил Спиридонович
Соловьев
Михаил
Спиридонович
Мичман / Механик
24.04.1925 - 21.06.2008

История солдата

Михаил Спиридонович Соловьев – мичман Морских частей погранвойск, в войну краснофлотец моторист на морском охотнике МО-113 КБФ.

Родился 24 апреля 1925 года в деревне Княжино, Плещеевский сельсовет, Сафоновский район, Смоленской области. Родился в большой крестьянской семье, в которой было 9 человек. Мать – Лобанова Елизавета Ананьевна, отец – Соловьев Спиридон Ваколович. Самый старший - брат Петр, второй брат Василий, сестры Мария, Настя, потом Михаил, сестра Нина, и самый младший - Александр. Жили они в своем доме, здесь же был огород. Из живности: корова, куры, свиньи, утки. Держали пчел, была своя пасека. Вокруг – лес. Деревня находилась недалеко от центра. Там же была и школа, Вышегорская НСШ. И в эту школу надо было идти 6 километров пешком. Учился Михаил хорошо. Много приходилось помогать родителям по хозяйству. Не смотря на то, что работали от зари до зари всей семьей – жили бедно. Михаил рано научился играть на гармошке, потом на баяне, еще подростком играл на вечеринках - танцах в клубе, за это получал первые деньги. Любовь к баяну, музыке прошла через всю жизнь. Младший брат Александр стал профессиональным музыкантом, после окончания Суворовского училища, играл на фаготе в показательном оркестре Министерства обороны в Москве. Первую специальность получил здесь же в своей деревне, стал трактористом, его очень ценили, отсюда в дальнейшем прекрасные знания механики: моторы, машины. Званием тракториста Михаил гордился. Техника стала призванием навсегда.

Когда началась война, закончил 7 классов. Нападение было очень неожиданным. Старшего Петра взяли в армию, отправили на фронт. С войны он так и не вернулся. Деревня, в которой было 10 домов, была вся разбита. Люди из деревни бежали, куда глаза глядят. Мать, младший брат Саша, сестры остались в деревне под  оккупацией немцев. В это время старшая сестра Мария жила с мужем и детьми в Волоколамске, на хуторе. Все дети стали перебираться к ней. Но и на Волоколамск вскоре посыпались бомбы. Отец Михаила погиб в первые же дни войны.

В совхозе, где Михаил работал трактористом, было много лошадей. Их нужно было как-то спасать. Как он рассказывал: шел с работы, по пути встретился сосед, который и предложил вместе с ним спасать лошадей, гнать в Мордовию. Михаил согласился, тогда  еще не знал, что в свою деревню он вернется не скоро -  после войны,  уже зрелым мужчиной.

Собираться было некогда, гнали лошадей вдвоем – Михаил и деревенский, в возрасте сосед. Есть было нечего, спали в лесу в стогах сена в «обнимку» с лошадьми. Спутник не выдержал, и Михаил, оставшийся длинный, тяжелый путь проделал один, но лошадей спас и в Мордовию пришел. Там встретили тепло: обогрели, накормили. Целый месяц «отходил» от тяжелой дороги. Обратно, в Волоколамск, он шел пешком, шел долго, мерз по ночам, из лап елей делал для себя лежак, накрывался ветками, спал. Еда закончилась, обрывал почки с деревьев, тем и кормился. Еле-еле, весь исхудавший, в рваной одежде со вшами, с температурой дошел он до сестры Марии. В доме на постое находились офицеры и солдаты. Они и подсказали, что кормить сразу нельзя. Одежду сожгли, помыли и понемногу стали кормить. Когда поправился, трудился трактористом. Работал много и хорошо.

В 1943 году призвали служить на Балтийский флот, стал курсантом в электромеханической школе в  Кронштадте. Учиться было нелегко, голод и холод донимал до такой степени, что маршируя строем по городу, ничего вокруг не видели. Когда в начале нового века вернулся в этот город, то не мог ничего вспомнить. Учился хорошо и вскоре был определен на морской охотник МО-113 – мотористом.

Тов. СОЛОВЬЕВ, плавая на катере МО-113 с мая 1943 года принимал непосредственное участие во всех операциях, проводимых катером. Где показал себя смелым и решительным бойцом.

В кампанию 1944 года участвовал:- в эскорте ПЛ ПЛ – 17 раз, сопровождении транспортов – 6 раз, сопровождении подводных лодок на позицию – 3 раза, находился в боевом дозоре – 78 суток, им пройдено – 5240 миль.

При выполнении указанных операций катер подвергся 4 атакам вражеских самолетов. Три раза участвовал в боях с катерами противника, где показал себя смелым и решительным бойцом, хорошо знающим свою специальность.

В июле 1944 года при отражении атаки вражеских самолетов от осколков бомб катер получил две пробоины, тов. СОЛОВЬЕВ быстро обнаружил пробоины и обеспечил бесперебойную работу мотора.

В октябре 1944 года в сопровождении каравана, от сильного хода вырвало сальник «Дейдвуда», тов. СОЛОВЬЕВ умело действуя, не допустил поступления воды, исправил повреждения, чем обеспечил выполнение боевого задания.

В том же месяце, находясь в обеспечении траления от взорвавшейся мины лопнула бензиновая трубка и загорелся бензин, не теряясь он быстро перекрыл все бензиновые винтили и потушил пожар.

За отличное использование техники в бою, за стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками, достоин правительственной награды – орден «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ».

 

КОМАНДИР КАТЕРА МО-113 3 ДМО ЮЗМОР

Младший Лейтенант   /Подпись/  АФАНАСЬЕВ

«17» мая 1945

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫШЕСТОЯЩИХ НАЧАЛЬНИКОВ

 

Достоин правительственной награды ордена «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»

 

КОМАНДИР 3 ДМО ЮЗМОР КБФ

Капитан 3 ранга /Подпись/   БОЧАНОВ

 

17 мая 1945 г.

 

На основании этого представления СОЛОВЬЕВ Михаил Спиридонович  Приказом Командующего ЮЗМОР №18 от 28.05.1945 года награжден одной из самых почетных наград для военного моряка медалью Нахимова.

Всю войну ходил в море. Защищал Кронштадт и Ленинград, освобождал Прибалтику.

Победу встретил в Пилау – ныне город Балтийск Калининградской области. Не демобилизовался, продолжил службу, с 10 августа 1945 уже на кораблях морских частей погранвойск.

 

ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ МИЧМАНОМ СОЛОВЬЕВЫМ М.С.

 

Воинское звание

Сроки службы

Место службы

Стаж

краснофлотец

Ноябрь1943г - июнь1944г

Учебный отряд КБФ

7 месяцев

старшина 2 статьи

Июнь1943г – январь1947г

МО - 113

2 года 3 мес.

старшина 1 статьи

Январь1947 – ноябрь1948г

МКМ - 290

1 год 10 мес.

главный старшина

Ноябрь1948г - май 1952г

МО - 224

3 года 7 мес.

мичман

Май 1952г – март 1956г

ТК - 514

3 года 10 мес.

мичман

Март1956г–сентябрь1957г

МО - 216

1 год 5 мес.

мичман

Сентябрь1957-апрель1959

МО - 214

1 год 7 мес.

мичман

Апрель1959-январь 1962

ПСКР - 228

2 года 7 мес.

мичман

Январь 1962-июль 1975 г

ПСКР - 262

13 лет 5 мес.

 

В 1949 году на торпедном катере прибыл в Лиепаю для ремонта корабля. Так и остался здесь, охранял морскую границу страны в составе 4-й Отдельной Бригады Пограничных сторожевых кораблей, которая базировалась на канале города.

Многие годы прослужил на ПСКР – 262 проекта 201М старшиной команды мотористов Боевой части 5. К концу службы этот корабль не узнали бы сами конструкторы и создатели, столько изменений в конструкции и механизмы внес Соловьев Михаил Спиридонович. Командование  бригады и корабля никогда не препятствовали, а напротив, приветствовали и поддерживали его новаторские рационализаторские предложения. В почете в соединении были профессионализм и умение Мастера военного дела Соловьева М.С. Десятки высококлассных специалистов он вырастил за годы своей службы. Все механики шли к нему за советом и помощью и знали, что он поможет найти самое верное и рациональное решение. И не было ни одного случая, чтобы корабль не вышел на охрану Государственной границы по каким-либо техническим причинам.

Соловьев Михаил Спиридонович

 

 

25.04.1925 - 21.06.2008

 

Михаил Спиридонович Соловьев – мичман Морских частей погранвойск, в войну краснофлотец моторист на морском охотнике МО-113 КБФ.

Родился 24 апреля 1925 года в деревне Княжино, Плещеевский сельсовет, Сафоновский район, Смоленской области. Родился в большой крестьянской семье, в которой было 9 человек. Мать – Лобанова Елизавета Ананьевна, отец – Соловьев Спиридон Ваколович. Самый старший - брат Петр, второй брат Василий, сестры Мария, Настя, потом Михаил, сестра Нина, и самый младший - Александр. Жили они в своем доме, здесь же был огород. Из живности: корова, куры, свиньи, утки. Держали пчел, была своя пасека. Вокруг – лес. Деревня находилась недалеко от центра. Там же была и школа, Вышегорская НСШ. И в эту школу надо было идти 6 километров пешком. Учился Михаил хорошо. Много приходилось помогать родителям по хозяйству. Не смотря на то, что работали от зари до зари всей семьей – жили бедно. Михаил рано научился играть на гармошке, потом на баяне, еще подростком играл на вечеринках - танцах в клубе, за это получал первые деньги. Любовь к баяну, музыке прошла через всю жизнь. Младший брат Александр стал профессиональным музыкантом, после окончания Суворовского училища, играл на фаготе в показательном оркестре Министерства обороны в Москве. Первую специальность получил здесь же в своей деревне, стал трактористом, его очень ценили, отсюда в дальнейшем прекрасные знания механики: моторы, машины. Званием тракториста Михаил гордился. Техника стала призванием навсегда.

Когда началась война, закончил 7 классов. Нападение было очень неожиданным. Старшего Петра взяли в армию, отправили на фронт. С войны он так и не вернулся. Деревня, в которой было 10 домов, была вся разбита. Люди из деревни бежали, куда глаза глядят. Мать, младший брат Саша, сестры остались в деревне под  оккупацией немцев. В это время старшая сестра Мария жила с мужем и детьми в Волоколамске, на хуторе. Все дети стали перебираться к ней. Но и на Волоколамск вскоре посыпались бомбы. Отец Михаила погиб в первые же дни войны.

В совхозе, где Михаил работал трактористом, было много лошадей. Их нужно было как-то спасать. Как он рассказывал: шел с работы, по пути встретился сосед, который и предложил вместе с ним спасать лошадей, гнать в Мордовию. Михаил согласился, тогда  еще не знал, что в свою деревню он вернется не скоро -  после войны,  уже зрелым мужчиной.

Собираться было некогда, гнали лошадей вдвоем – Михаил и деревенский, в возрасте сосед. Есть было нечего, спали в лесу в стогах сена в «обнимку» с лошадьми. Спутник не выдержал, и Михаил, оставшийся длинный, тяжелый путь проделал один, но лошадей спас и в Мордовию пришел. Там встретили тепло: обогрели, накормили. Целый месяц «отходил» от тяжелой дороги. Обратно, в Волоколамск, он шел пешком, шел долго, мерз по ночам, из лап елей делал для себя лежак, накрывался ветками, спал. Еда закончилась, обрывал почки с деревьев, тем и кормился. Еле-еле, весь исхудавший, в рваной одежде со вшами, с температурой дошел он до сестры Марии. В доме на постое находились офицеры и солдаты. Они и подсказали, что кормить сразу нельзя. Одежду сожгли, помыли и понемногу стали кормить. Когда поправился, трудился трактористом. Работал много и хорошо.

В 1943 году призвали служить на Балтийский флот, стал курсантом в электромеханической школе в  Кронштадте. Учиться было нелегко, голод и холод донимал до такой степени, что маршируя строем по городу, ничего вокруг не видели. Когда в начале нового века вернулся в этот город, то не мог ничего вспомнить. Учился хорошо и вскоре был определен на морской охотник МО-113 – мотористом.

 

 

«Морские охотники» типа МО-4 были созданы  в 1936 году. При длине 26,9 и ширине 4 м их водоизмещение было около 56 т. Катер имел трехслойную деревянную обшивку с прокладками из перкаля. Девять водонепроницаемых отсеков делали его удивительно непотопляемым — бывали случаи, когда катера приходили на базу даже с оторванным носом. Неуязвимые благодаря малой осадке, небольшим размерам и маневренности (два двигателя по 1300 л. с. сообщали скорость до 25 узлов), эти корабли предназначались для действий против вражеских подводных лодок в прибрежных районах. Они были вооружены двумя 45-мм пушками, двумя пулеметами ДШК калибром 12,7 мм, глубинными бомбами и снабжены шумопеленгаторами.

 

НАГРАДНОЙ ЛИСТ на моториста МО – 113 3-го дивизиона МО ЮЗМОР КБФ краснофлотца СОЛОВЬЕВА Михаила Спиридоновича от 17 мая 1945 года на орден «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА»:

НАГРАДНОЙ  ЛИСТ

 

НА МОТОРИСТА КАТЕРА МО -113 3 ДИВИЗИОНА МО ЮЗМОР КБФ

КРАСНОФЛОТЦА СОЛОВЬЕВА МИХАИЛА СПИРИДОНОВИЧА

ОРДЕН «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»

  1. Год рождения - 1925
  2. Национальность - Русский
  3. Соцположение -  Рабочий
  4. Партийность – Член ВЛКСМ
  5. С какого времени в РКВМФ – с 1943 года
  6. Участие в Гражданской войне – Не участвовал
  7. Представлялся ли ранее к награде, когда и за что – нет
  8. Какие поощрения и награды и за что – не имеет.
  9. Какие имеет поощрения и на град и за что – Не имеет
  10. Службы в белой или других буржуазных армиях и пребывание в плену – В белой армии не служил, в плену не был.
  11. Постоянный адрес –

Тов. СОЛОВЬЕВ, плавая на катере МО-113 с мая 1943 года принимал непосредственное участие во всех операциях, проводимых катером. Где показал себя смелым и решительным бойцом.

В кампанию 1944 года участвовал:- в эскорте ПЛ ПЛ – 17 раз, сопровождении транспортов – 6 раз, сопровождении подводных лодок на позицию – 3 раза, находился в боевом дозоре – 78 суток, им пройдено – 5240 миль.

При выполнении указанных операций катер подвергся 4 атакам вражеских самолетов. Три раза участвовал в боях с катерами противника, где показал себя смелым и решительным бойцом, хорошо знающим свою специальность.

В июле 1944 года при отражении атаки вражеских самолетов от осколков бомб катер получил две пробоины, тов. СОЛОВЬЕВ быстро обнаружил пробоины и обеспечил бесперебойную работу мотора.

В октябре 1944 года в сопровождении каравана, от сильного хода вырвало сальник «Дейдвуда», тов. СОЛОВЬЕВ умело действуя, не допустил поступления воды, исправил повреждения, чем обеспечил выполнение боевого задания.

В том же месяце, находясь в обеспечении траления от взорвавшейся мины лопнула бензиновая трубка и загорелся бензин, не теряясь он быстро перекрыл все бензиновые винтили и потушил пожар.

За отличное использование техники в бою, за стойкость и мужество, проявленные в боях с немецко - фашистскими захватчиками, достоин правительственной награды – орден «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ».

 

КОМАНДИР КАТЕРА МО-113 3 ДМО ЮЗМОР

Младший Лейтенант   /Подпись/  АФАНАСЬЕВ

«17» мая 1945

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВЫШЕСТОЯЩИХ НАЧАЛЬНИКОВ

 

Достоин правительственной награды ордена «КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ»

 

КОМАНДИР 3 ДМО ЮЗМОР КБФ

Капитан 3 ранга /Подпись/   БОЧАНОВ

 

17 мая 1945 г.

 

На основании этого представления СОЛОВЬЕВ Михаил Спиридонович  Приказом Командующего ЮЗМОР №18 от 28.05.1945 года награжден одной из самых почетных наград для военного моряка медалью Нахимова.

Всю войну ходил в море. Защищал Кронштадт и Ленинград, освобождал Прибалтику.

Победу встретил в Пилау – ныне город Балтийск Калининградской области. Не демобилизовался, продолжил службу, с 10 августа 1945 уже на кораблях морских частей погранвойск.

 

ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ МИЧМАНОМ СОЛОВЬЕВЫМ М.С.

 

Воинское звание

Сроки службы

Место службы

Стаж

краснофлотец

Ноябрь1943г - июнь1944г

Учебный отряд КБФ

7 месяцев

старшина 2 статьи

Июнь1943г – январь1947г

МО - 113

2 года 3 мес.

старшина 1 статьи

Январь1947 – ноябрь1948г

МКМ - 290

1 год 10 мес.

главный старшина

Ноябрь1948г - май 1952г

МО - 224

3 года 7 мес.

мичман

Май 1952г – март 1956г

ТК - 514

3 года 10 мес.

мичман

Март1956г–сентябрь1957г

МО - 216

1 год 5 мес.

мичман

Сентябрь1957-апрель1959

МО - 214

1 год 7 мес.

мичман

Апрель1959-январь 1962

ПСКР - 228

2 года 7 мес.

мичман

Январь 1962-июль 1975 г

ПСКР - 262

13 лет 5 мес.

 

В 1949 году на торпедном катере прибыл в Лиепаю для ремонта корабля. Так и остался здесь, охранял морскую границу страны в составе 4-й Отдельной Бригады Пограничных сторожевых кораблей, которая базировалась на канале города.

Многие годы прослужил на ПСКР – 262 проекта 201М старшиной команды мотористов Боевой части 5. К концу службы этот корабль не узнали бы сами конструкторы и создатели, столько изменений в конструкции и механизмы внес Соловьев Михаил Спиридонович. Командование  бригады и корабля никогда не препятствовали, а напротив, приветствовали и поддерживали его новаторские рационализаторские предложения. В почете в соединении были профессионализм и умение Мастера военного дела Соловьева М.С. Десятки высококлассных специалистов он вырастил за годы своей службы. Все механики шли к нему за советом и помощью и знали, что он поможет найти самое верное и рациональное решение. И не было ни одного случая, чтобы корабль не вышел на охрану Государственной границы по каким-либо техническим причинам.

 

 

Корабль проекта 201М создавался для ведения борьбы с подводными лодками противника и противовоздушной обороны при охране транспортных судов на переходе морем. Первые два корабля построили и сдали флоту в 1955 году. Кроме частей ВМФ корабль широко использовался в частях морской погранохраны. Водоизмещение полное – 207 тонн. Длина – 42 метра, ширина-6.1 метра, осадка – 1.8 метра, скорость максимальная – 26 узлов, дальность хода – 500 миль. Двигатели: три дизеля типа «37Д» общей мощностью 5400 л.с. Автономность – 7 суток. Броня отсутствует. Вооружение: 2 артиллерийские установки 25 мм «2М-3М» (боезапас по 500 выстрелов на ствол);4 пятиствольных «РБУ-1200»-«Ураган», 2 кормовых бомбосбрасывателя. Экипаж – 27 человек.

 

Именно в Лиепае, в очень полюбившемся ему городе, нашел он свое личное счастье. Повстречался со своей судьбой - Валентиной Леонидовной, с которой рука об руку, деля все радости и печали, пройдут 55-летний жизненный путь. Воспитают дочь Татьяну и сына Леонида, будут радоваться внукам.

Уволился Михаил Спиридонович в запас 7 июля 1975 года с правом ношения военной формы одежды.

В 2001 году Соловьевы уехали в Кронштадт к детям и внукам.

Михаил Спиридонович был незаурядным человеком, всесторонне развитой личностью. Круг его интересов был чрезвычайно очень широк.  Великолепный музыкант – чудесно играл на баяне и аккордеоне на всех праздниках, концертах и просто в кубриках матросов. А исполнение любимого чардаша Монти довел до виртуозного уровня. Великолепно декламировал стихи, очень любил поэму Твардовского  «Василий Теркин», которую знал наизусть. Мастер золотые руки – мог отремонтировать всё: от зонтика до цветного телевизора. Сильный шахматист. Высокой эрудиции человек, читал много и всегда. Замечательный спортсмен – бокс, плавание, парусный спорт – везде он был первым. Много лет представлял сборную соединения в соревнованиях по морскому многоборью, даже в меж-флотских. Был тонким и галантным кавалером, прекрасно танцевал. Своим жизнелюбием и оптимизмом он заражал всех, кто был рядом.

Его не стало 21 июня 2008 года после кратковременной, но тяжелой болезни. И ушел он мужественно, достойно.

Регион Московская область
Воинское звание Мичман
Населенный пункт: Волоколамск
Воинская специальность Механик
Место рождения в деревне Княжино, Плещеевский сельсовет, Сафоновский район, Смоленской области
Годы службы 1941 1975
Дата рождения 24.04.1925
Дата смерти 21.06.2008

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: