Сотников Иван Федорович
Сотников
Иван
Федорович
старший инженер-лейтенант / механик по топливу в ВВС
28.12.1917 - 2.10.1984

История солдата

     Родился 28 декабря 1917 г.  в селе Дубовец Долгоруковского района Орловской области в крестьянской семье. Его родители: отец – Сотников Федор Иванович, мать – Кралова Ефросинья Ивановна. Вместе с ним росли брат и две сестры. С 1925 по 1929 годы учился в сельской начальной школе, позднее с 1931 по 1934 годы в школе крестьянской молодежи. Как и всякий подросток на селе, он помогал родителям и на личном подворье, и на работах в колхозе.

      Трудовую деятельность Сотников Иван начал в 1935 г.  аппаратчиком Ефремовского завода синтетического каучука (некоторое время на этом предприятии работал и его отец).  С 1936 по 1940 годы Иван учился в Ярославском химико-механическом техникуме. Но диплом защитить не успел. Во время событий на границе с Финляндией в 1940 г., в соответствии с законом о воинской обязанности, Липецкий РВК Воронежской области призвал студента в ряды РККА. С февраля по июль 1940 г. Иван Сотников принял присягу, освоил основы армейской подготовки в запасном стрелковом полку в Приволжском военном округе (г. Казань). Дальнейшую службу проходил в авиационных частях на должности механика по топливу. 

    Иван Федорович был женат на Софье Ануфриевне, 1917 года рождения. В 1941 г. в молодой семье родилась дочь Галина.

     На фронтах Великой Отечественной войны Сотников И.Ф.  с 22 июня 1941 г. в составе 66-й отдельной корпусной авиаэскадрильи (66-я окаэ) ВВС Западного фронта в 1-м эшелоне. 7 июля 1941 г. эскадрилья привлекалась к бомбометанию танковых колонн и моторизованной пехоты противника в Островском направлении. Затем 66-я окаэ действует в составе Центрального, Брянского фронтов.

        На вооружении эскадрильи в начале войны были в основном самолёты Р-5, Р-Z( (созданы в ОКБ Поликарпова и до оснащения самолётами СБ (АНТ-40  — скоростной фронтовой бомбардировщик)   эскадрилья активно применялась в качестве разведывательной. 

   ( Справка:

   С конца декабря 1941 г. и в январе 1942 г. эскадрилья вела боевые действия в составе 61-й смешанной авиационной дивизии ВВС Брянского фронта. 

    С 12 мая 1942 г. 66-я окаэ входит в состав вновь образованной 2 ВА Брянского фронта. 28 мая 1942 года 66 окаэ переформирована в Отдельную резервную авиационную эскадрилью 2 ВА (орезаэ 2 ВА Брянского фронта). 23 августа 1942 г. орезаэ 2 ВА Воронежского фронта переформируется в 331-ю отдельную авиационную эскадрилью ночных бомбардировщиков (331 оаэнб 2 ВА Воронежского фронта).

С 28 мая 1942 года до 25 июля 1943 г. эскадрилья действует в составе 208 ночной бомбардировочной авиационной дивизии (208 нбад) 2 ВА, которая создана 18 мая 1942 года на основании Приказа НКО No. 0091).

 Командование 66-й отдельной корпусной авиаэскадрильи 05 сентября 1941 г. отметило вклад механика по топливу Сотникова И.Ф.  в осуществление боевых вылетов и представило к награде. Приказом №16/н от 16.02.1942 г. по 61-й авиационной дивизии сержант Сотников был награжден медалью «За боевые заслуги». 

   За защиту неба Москвы он позднее был удостоен медали «За оборону Москвы» (Согласно положению о награде, она вручалась военнослужащим и вольнонаёмному составу Советской Армии и войск НКВД, участвовавшим в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 г. по 25 января 1942 г.).

    208-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия (208 нббад) наносила бомбовые удары по аэродромам противника в Брянске, Орле, Курске, Харькове, железнодорожному узлу Думченко, железнодорожному мосту у г.  Семилуки. В ходе Сталинградской битвы дивизия принимала участие в контрнаступлении и разгроме окружённой под Сталинградом группировки противника.

    Иван Федорович - член ВКП(б) с 1942 г.

    К 1 сентября 1942 г. части дивизии произвели более 9,2 тыс. самолёто -вылетов и сбросили на противника около 113 тыс. бомб различных калибров с общим весом более 2,5 тыс. т.  Наиболее интенсивные боевые действия дивизия вела в сентябре — октябре 1942 г. В это время одной из важнейших задач дивизии являлось нарушение железнодорожных перевозок противника в полосе Воронежского фронта на участках Семилуки — Касторное и  Острогожск — Валуйки

    С июля 1943 г. дивизия  участвует в Курской битве, в контрнаступлении Воронежского фронта на белгородском направлении, а затем в наступлении на киевском направлении и освобождении городов ЗеньковПирятин и Киев. Закончила свой боевой путь дивизия в составе 2-й воздушной армии в Пражской операции].

  Старшине Сотникову И.Ф. командование части доверила новые участки службы. Он назначается начальником хозяйственной части управления, а затем и начальником административно – хозяйственной части управления 208-й нббад.   Старшина Сотников был награжден двумя орденами Красной Звезды (приказ по 208-му нббад: №7/н от 17.06.1944 г., архив ЦАМО, фонд ист. инф. 33, опись 69036, дело 1321 и №12/н от 26.09.1945 г., архив ЦАМО, фонд ист. инф. 33, опись 690306, дело 2474).

   В составе действующей армии дивизия находилась без перерыва с 18 мая 1942 г. по 11 мая 1945 г. Она принимала участие в важнейших операциях и битвах Великой Отечественной войны:

Воронежско-Ворошиловградская операция, Сталинградская битва,

Среднедонская операция, Острогожско-Россошанская операция,

Воронежско-Касторненская операция, Харьковская операция,

Курская битва, Белгородско-Харьковская операция,Битва за Днепр

Киевская наступательная операция, Житомирско-Бердичевская операцияКорсунь-Шевченковская операция,  Ровно-Луцкая операцияПроскуровско-Черновицкая наступательная операция

Львовско-Сандомирская операцияВосточно-Карпатская операция

Карпатско-Дуклинская операцияВисло-Одерская операция

Сандомирско-Силезская операцияНижне-Силезская операция

Осада БреслауВерхне-Силезская операцияБерлинская операция

Пражская операция.

      За успешное выполнение заданий командования при проведении Киевской наступательной операции 6 ноября 1943 г. дивизии Приказом ВГК присвоено почётное наименование «Киевская» и Указом Президиума Верховного Совета СССР она награждена орденом «Боевого Красного Знамени»

   Иван Федорович Сотников был награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождении Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», удостоен не менее 10 Благодарностей Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина, в том числе по приказам:

 №37 от 6 ноября 1943 г. за освобождение города Киев; №92 от 24 марта 1944 г. за освобождение городов Чертков, Гусятин и Залещики; №109 от 15 апреля 1944 г.  за освобождение города Тарнополь; №164 от 7 августа 1944 г. за освобождение города Самбор; №167 от 18 августа 1944 г. за овладение Сандомирским плацдармом; №172 от 23 августа 1944 г. за овладение городом Дембица;  №257 от 26 января 1945 г. за овладение городом Гинденбург; №307 от 24 марта 1945 г. за овладение городами Нейссе и Леобшютц; №357 от 2 мая 1945 г. за ликвидацию группы немецких войск, окруженной юго-восточнее Берлина; №364 от 7 мая 1945 г. за овладение городом и крепостью Бреславль.

  (некоторые источники утверждают, что 208-я нббад 35 раз отмечалась приказами Верховного Главнокомандования).

«Справка:

     25 января 1943 г. впервые  был подписан приказ Верховного Главнокомандующего – Маршала Советского Союза И. В. Сталина об объявлении благодарности войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Ленинградского и Волховского фронтов за успехи в разгроме немцев, за освобождение городов и сел нашей Родины. Следующая «Благодарность» была объявлена И. В. Сталиным войскам Донского фронта      2-го февраля 1943г. Текст приказа заканчивался фразой: «Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам Донского фронта за отличные боевые действия».

    По мере продвижения наших войск на запад, последовали «Благодарности» за взятие городов, плацдармов, ликвидацию фашистских группировок. Последняя « Благодарность» была объявлена 3 сентября 1945г. советским войскам за боевые действия против Японии и разгром ее армии. Всего за годы войны И.В. Сталиным лично было подписано 375 таких документов. Каждый такой приказ зачитывался перед личным составом войск и имел особое значение в поднятии боевого духа нашей армии. «Благодарность» приравнивалась к награждению орденами и медалями. Приказы Главнокомандующего были признанием патриотизма воинов, их стойкости духа, их веры в победу. Каждый такой приказ – это веха истории великой войны, истории великого народа, которую мы обязаны свято хранить».

 

   Демобилизовался Иван Федорович 12 декабря 1945 г. в звании старшего инженера - лейтенанта и направился в Ярославский химико – механический техникум для завершения учёбы, прерванной службой в РККА и участием в Великой Отечественной войне.

       29 – летний Иван Сотников, защитив диплом по специальности техника – механик, летом 1946 г. начал трудиться на Воронежском заводе синтетического каучука им. С.М. Кирова.

       Боевой офицер-фронтовик получил в жизни не только фронтовую закалку, но и прошел отличную трудовую школу в должностях механика и начальника цеха №4, заместителя директора по безопасности завода.

       И.Ф. Сотникова отличало редкое техническое чутье, развитая профессиональная интуиция, что позволяло ему находить порой единственное правильные решения в сложных и неясных ситуациях. Ведь часто речь шла о новых, неизведанных еще вещах, когда и спросить – то было просто не у кого.

       На должность главного инженера он был назначен весной 1961 г. В истории предприятия не было спокойных периодов. 60-е и 70-е годы прошлого столетия были временем необычайно бурного его развития. Сейчас это кажется невероятным, но тогда весь завод был превращен в единую строительную площадку. При этом производство каучука не только не прекращалось, но и планомерно возрастало. Конечным итогом этой слаженной совместной работы строителей и эксплуатационников явилось увеличение производства каучука ни много ни мало в 4 раза.

       Главными и принципиальными условиями этой героической эпопеи, да и выживания завода, было обеспечение четкого непрерывного взаимодействия между строителями и эксплуатационниками. Никаких недоразумений, никакого разнобоя нельзя было допустить. 

       В середине 60-х годов по проекту Ленинградского института ГИПХ была осуществлена коренная реконструкция цеха 57 по выпуску весьма дефицитного тогда персульфата калия. Мощность цеха тогда была увеличена, на что был оформлен акт государственной приемной комиссии. Однако новое оборудование заработало не сразу. Требовалась его доводка и настройка. Время шло, а готового продукта получалось все меньше. Дело дошло до городского комитета народного контроля. Руководство завода было обвинено в модном тогда «очковтирательстве». Иван Федорович провел в цехе 57 не один день и вместе с начальником цеха Поповым Алексеем Васильевичем осуществил ревизию оборудования и ведения процессов, обследовал каждое рабочее место, нашел нужные решения. Затем в цех пришли бригады монтажников, в короткие сроки недостатки были устранены. Цех заработал успешно. Надо отметить, что КНК тут же снял все обвинения и даже похвалил заводских специалистов.

       Генеральным направлением в работе главного инженера стало совершенствование работы производства дивинилстирольных каучуков. Запущенное в работу в конце 1949 г, оно спустя 10 лет страдало от ряда неблагоприятных факторов, как по количеству, так и по качеству полимера. Иван Федорович обеспечил планомерную работу в нужном направлении. Производство воронежского каучука СКС не только существенно выросло, но и качество его стало надлежащим. В этой работе по налаживанию и стабилизации выпуска СКС Иван Федорович проявил свой профессионализм, включая и умение выдвигать на ключевые должности наиболее работоспособных специалистов, в том числе из молодых. Затем был сложнейший и судьбоносный для завода период освоения каучука СКД. И здесь таланты Ивана Федоровича были востребованы и реализованы в полной мере. Именно он был, образно говоря, подлинной душой коллектива, который занимался пуском СКД.

       В конце 60-х готов было осуществлено то, что сегодня кажется невероятным – внутри действующего производства появился комплекс цехов и установок по выпуску нового, современного каучука.

       На завод пришло 2,5 тысячи новых работников, среди них несколько сотен дипломированных инженеров и техников. Пришлось приложить гигантские усилия по их обучению, подготовке и привязке к конкретным рабочим местам. Эту работу вдумчиво и целенаправленно возглавил Иван Федорович. Прежде всего, были определены конкретные люди на ключевые посты, затем укомплектован средний персонал и, наконец, немало опытных специалистов и рабочих из действующего производства были отобраны и направлены в новые цеха. Выпуск каучука СКД нарастал из месяца в месяц, мощности были освоены досрочно. Коллектив завода был заслуженно награжден орденом Трудового Красного Знамени.

      Без отрыва от производства Иван Федорович окончил химфак Всесоюзного заочного институт (1950 – 1955 гг.), а затем защитил диссертацию, получив ученую степень кандидата технических наук. И, конечно, именно такое отношение к расширению своих знаний, стремление быть в курсе новинок технического прогресса, достижений науки было залогом его успешной работы как главного инженера, создавало необходимую творческую атмосферу в коллективе завода. 

  Иван Федорович Сотников – «Заслуженный изобретатель РСФСР». Ему принадлежат 84 авторских свидетельства на изобретения, 138 рацпредложений. Являлся членом ученых советов Воронежского технологического института, филиала ВНИИСКа, президиума ВОИР облпрофсовета. Избирался членом Воронежского обкома КПСС, депутатом местных советов. 

      За трудовые успехи награжден орденами Октябрьской революции, «Знак почета», юбилейными медалями. 

   Иван Федорович Сотников скоропостижно скончался 2 октября 1984 г. Похоронен на Левобережном кладбище г. Воронежа.

 

 

 

 

 

 

 

Регион Воронежская область
Воинское звание старший инженер-лейтенант
Населенный пункт: Воронеж
Воинская специальность механик по топливу в ВВС
Место рождения Село Дубовец Долгоруковского района Орловской (ныне Липецкой) области
Годы службы 1940 1946
Дата рождения 28.12.1917
Дата смерти 2.10.1984

Боевой путь

Место призыва Липецкий РВК Воронежской области
Дата призыва 02.1940
Боевое подразделение 66-я отдельная корпусная авиаэкскадрилья 61-й авиадивизии, 208-я ночная ближне - бомбардировочная авиационная Киевская Краснознаменная дивизия
Завершение боевого пути В окрестностях Праги, Чехословакия
Принимал участие Воронежско-Ворошиловградская операция, Сталинградская битва,Острогожско-Россошанская операция, Воронежско-Касторненская операция, Харьковская операция, Курская битва и др.

   Во время событий на границе с Финляндией в 1940 г., в соответствии с законом о воинской обязанности, Липецкий РВК Воронежской области призвал Сотникова Ивана Федоровича в ряды РККА. С февраля по июль 1940 г. Иван Сотников принял присягу, освоил основы армейской подготовки в запасном стрелковом полку в Приволжском военном округе (г. Казань). Дальнейшую службу проходил в авиационных частях на должности механика по топливу. 

    Иван Федорович был женат на Софье Ануфриевне, 1917 года рождения. В 1941 г. в молодой семье родилась дочь Галина.

     На фронтах Великой Отечественной войны Сотников И.Ф.  с 22 июня 1941 г. в составе 66-й отдельной корпусной авиаэскадрильи (66-я окаэ) ВВС Западного фронта в 1-м эшелоне. 7 июля 1941 г. эскадрилья привлекалась к бомбометанию танковых колонн и моторизованной пехоты противника в Островском направлении. Затем 66-я окаэ действует в составе Центрального, Брянского фронтов.

        На вооружении эскадрильи в начале войны были в основном самолёты Р-5, Р-Z( (созданы в ОКБ Поликарпова и до оснащения самолётами СБ (АНТ-40  — скоростной фронтовой бомбардировщик)   эскадрилья активно применялась в качестве разведывательной. 

   ( Справка:

   С конца декабря 1941 г. и в январе 1942 г. эскадрилья вела боевые действия в составе 61-й смешанной авиационной дивизии ВВС Брянского фронта. 

    С 12 мая 1942 г. 66-я окаэ входит в состав вновь образованной 2 ВА Брянского фронта. 28 мая 1942 года 66 окаэ переформирована в Отдельную резервную авиационную эскадрилью 2 ВА (орезаэ 2 ВА Брянского фронта). 23 августа 1942 г. орезаэ 2 ВА Воронежского фронта переформируется в 331-ю отдельную авиационную эскадрилью ночных бомбардировщиков (331 оаэнб 2 ВА Воронежского фронта).

С 28 мая 1942 года до 25 июля 1943 г. эскадрилья действует в составе 208 ночной бомбардировочной авиационной дивизии (208 нбад) 2 ВА, которая создана 18 мая 1942 года на основании Приказа НКО No. 0091).

 Командование 66-й отдельной корпусной авиаэскадрильи 05 сентября 1941 г. отметило вклад механика по топливу Сотникова И.Ф.  в осуществление боевых вылетов и представило к награде. Приказом №16/н от 16.02.1942 г. по 61-й авиационной дивизии сержант Сотников был награжден медалью «За боевые заслуги». 

   За защиту неба Москвы он позднее был удостоен медали «За оборону Москвы» (Согласно положению о награде, она вручалась военнослужащим и вольнонаёмному составу Советской Армии и войск НКВД, участвовавшим в обороне Москвы не менее одного месяца за время с 19 октября 1941 г. по 25 января 1942 г.).

    208-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия (208 нббад) наносила бомбовые удары по аэродромам противника в Брянске, Орле, Курске, Харькове, железнодорожному узлу Думченко, железнодорожному мосту у г.  Семилуки. В ходе Сталинградской битвы дивизия принимала участие в контрнаступлении и разгроме окружённой под Сталинградом группировки противника.

     Иван Федорович - член ВКП(б) с 1942 г.

    К 1 сентября 1942 г. части дивизии произвели более 9,2 тыс. самолёто -вылетов и сбросили на противника около 113 тыс. бомб различных калибров с общим весом более 2,5 тыс. т.  Наиболее интенсивные боевые действия дивизия вела в сентябре — октябре 1942 г. В это время одной из важнейших задач дивизии являлось нарушение железнодорожных перевозок противника в полосе Воронежского фронта на участках Семилуки — Касторное и  Острогожск — Валуйки

    С июля 1943 г. дивизия  участвует в Курской битве, в контрнаступлении Воронежского фронта на белгородском направлении, а затем в наступлении на киевском направлении и освобождении городов ЗеньковПирятин и Киев. Закончила свой боевой путь дивизия в составе 2-й воздушной армии в Пражской операции].

  Старшине Сотникову И.Ф. командование части доверила новые участки службы. Он назначается начальником хозяйственной части управления, а затем и начальником административно – хозяйственной части управления 208-й нббад.   Старшина Сотников был награжден двумя орденами Красной Звезды (приказ по 208-му нббад: №7/н от 17.06.1944 г., архив ЦАМО, фонд ист. инф. 33, опись 69036, дело 1321 и №12/н от 26.09.1945 г., архив ЦАМО, фонд ист. инф. 33, опись 690306, дело 2474).

   В составе действующей армии дивизия находилась без перерыва с 18 мая 1942 г. по 11 мая 1945 г. Она принимала участие в важнейших операциях и битвах Великой Отечественной войны:

Воронежско-Ворошиловградская операция, Сталинградская битва,

Среднедонская операция, Острогожско-Россошанская операция,

Воронежско-Касторненская операция, Харьковская операция,

Курская битва, Белгородско-Харьковская операция,Битва за Днепр

Киевская наступательная операция, Житомирско-Бердичевская операцияКорсунь-Шевченковская операция,  Ровно-Луцкая операцияПроскуровско-Черновицкая наступательная операция

Львовско-Сандомирская операцияВосточно-Карпатская операция

Карпатско-Дуклинская операцияВисло-Одерская операция

Сандомирско-Силезская операцияНижне-Силезская операция

Осада БреслауВерхне-Силезская операцияБерлинская операция

Пражская операция.

      За успешное выполнение заданий командования при проведении Киевской наступательной операции 6 ноября 1943 г. дивизии Приказом ВГК присвоено почётное наименование «Киевская» и Указом Президиума Верховного Совета СССР она награждена орденом «Боевого Красного Знамени»

   Иван Федорович Сотников был награжден медалями «За взятие Берлина», «За освобождении Праги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», удостоен не менее 10 Благодарностей Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза И.В. Сталина, в том числе по приказам:

 №37 от 6 ноября 1943 г. за освобождение города Киев; №92 от 24 марта 1944 г. за освобождение городов Чертков, Гусятин и Залещики; №109 от 15 апреля 1944 г.  за освобождение города Тарнополь; №164 от 7 августа 1944 г. за освобождение города Самбор; №167 от 18 августа 1944 г. за овладение Сандомирским плацдармом; №172 от 23 августа 1944 г. за овладение городом Дембица;  №257 от 26 января 1945 г. за овладение городом Гинденбург; №307 от 24 марта 1945 г. за овладение городами Нейссе и Леобшютц; №357 от 2 мая 1945 г. за ликвидацию группы немецких войск, окруженной юго-восточнее Берлина; №364 от 7 мая 1945 г. за овладение городом и крепостью Бреславль.

  (некоторые источники утверждают, что 208-я нббад 35 раз отмечалась приказами Верховного Главнокомандования).

«Справка:

     25 января 1943 г. впервые  был подписан приказ Верховного Главнокомандующего – Маршала Советского Союза И. В. Сталина об объявлении благодарности войскам Юго-Западного, Южного, Донского, Северо-Кавказского, Воронежского, Ленинградского и Волховского фронтов за успехи в разгроме немцев, за освобождение городов и сел нашей Родины. Следующая «Благодарность» была объявлена И. В. Сталиным войскам Донского фронта      2-го февраля 1943г. Текст приказа заканчивался фразой: «Объявляю благодарность всем бойцам, командирам и политработникам Донского фронта за отличные боевые действия».

    По мере продвижения наших войск на запад, последовали «Благодарности» за взятие городов, плацдармов, ликвидацию фашистских группировок. Последняя « Благодарность» была объявлена 3 сентября 1945г. советским войскам за боевые действия против Японии и разгром ее армии. Всего за годы войны И.В. Сталиным лично было подписано 375 таких документов. Каждый такой приказ зачитывался перед личным составом войск и имел особое значение в поднятии боевого духа нашей армии. «Благодарность» приравнивалась к награждению орденами и медалями. Приказы Главнокомандующего были признанием патриотизма воинов, их стойкости духа, их веры в победу. Каждый такой приказ – это веха истории великой войны, истории великого народа, которую мы обязаны свято хранить».

 

   Демобилизовался Иван Федорович 12 декабря 1945 г. в звании старшего инженера - лейтенанта и направился в Ярославский химико – механический техникум для завершения учебы, прерванной службой в РККА и участием в Великой Отечественной войне.

Награды

Орден Красной Звезды, 17.06.1944 г.

Орден Красной Звезды, 17.06.1944 г.

Орден Красной Звезды, 26.09.1945 г.

Орден Красной Звезды, 26.09.1945 г.

медаль "За боевые заслуги", 16.02.1942 г.

медаль "За боевые заслуги", 16.02.1942 г.

медаль "За оборону Москвы", 1945

медаль "За оборону Москвы", 1945

медаль "За взятие Берлина", 1945

медаль "За взятие Берлина", 1945

медаль "За взятие Берлина", 1945 г.

медаль "За взятие Берлина", 1945 г.

медаль "За освобождение Праги",1945 г.

медаль "За освобождение Праги",1945 г.

медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

орден Красной Звезды, 1944.06.17

орден Красной Звезды, 1944.06.17

орден Красной Звезды, 1945.09.26

орден Красной Звезды, 1945.09.26

орден Октябрьской Революции

орден Октябрьской Революции

орден Знак Почета

орден Знак Почета

медаль "30 Советской Армии и Флота",1948 г.

медаль "30 Советской Армии и Флота",1948 г.

медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", 1965 г.

медаль "20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", 1965 г.

медаль «50  лет Вооруженных сил СССР»,1968 г.

медаль «50 лет Вооруженных сил СССР»,1968 г.

медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", 1970 г.

медаль "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", 1970 г.

медаль "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", 1975 г.

медаль "30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов", 1975 г.

медаль «60  лет Вооруженных сил СССР»,1978 г.

медаль «60 лет Вооруженных сил СССР»,1978 г.

После войны

   Демобилизовался Иван Федорович 12 декабря 1945 г. в звании старшего инженера - лейтенанта и направился в Ярославский химико – механический техникум для завершения учебы, прерванной службой в РККА и участием в Великой Отечественной войне.

       29 – летний Иван Сотников, защитив диплом по специальности техника – механик, летом 1946 г. начал трудиться на Воронежском заводе синтетического каучука им. С.М. Кирова.

       Боевой офицер-фронтовик получил в жизни не только фронтовую закалку, но и прошел отличную трудовую школу в должностях механика и начальника цеха №4, заместителя директора по безопасности завода.

       И.Ф. Сотникова отличало редкое техническое чутье, развитая профессиональная интуиция, что позволяло ему находить порой единственное правильные решения в сложных и неясных ситуациях. Ведь часто речь шла о новых, неизведанных еще вещах, когда и спросить – то было просто не у кого.

       На должность главного инженера он был назначен весной 1961 г. В истории предприятия не было спокойных периодов. 60-е и 70-е годы прошлого столетия были временем необычайно бурного его развития. Сейчас это кажется невероятным, но тогда весь завод был превращен в единую строительную площадку. При этом производство каучука не только не прекращалось, но и планомерно возрастало. Конечным итогом этой слаженной совместной работы строителей и эксплуатационников явилось увеличение производства каучука ни много ни мало в 4 раза.

       Главными и принципиальными условиями этой героической эпопеи, да и выживания завода, было обеспечение четкого непрерывного взаимодействия между строителями и эксплуатационниками. Никаких недоразумений, никакого разнобоя нельзя было допустить. 

       В середине 60-х годов по проекту Ленинградского института ГИПХ была осуществлена коренная реконструкция цеха 57 по выпуску весьма дефицитного тогда персульфата калия. Мощность цеха тогда была увеличена, на что был оформлен акт государственной приемной комиссии. Однако новое оборудование заработало не сразу. Требовалась его доводка и настройка. Время шло, а готового продукта получалось все меньше. Дело дошло до городского комитета народного контроля. Руководство завода было обвинено в модном тогда «очковтирательстве». Иван Федорович провел в цехе 57 не один день и вместе с начальником цеха Поповым Алексеем Васильевичем осуществил ревизию оборудования и ведения процессов, обследовал каждое рабочее место, нашел нужные решения. Затем в цех пришли бригады монтажников, в короткие сроки недостатки были устранены. Цех заработал успешно. Надо отметить, что КНК тут же снял все обвинения и даже похвалил заводских специалистов.

       Генеральным направлением в работе главного инженера стало совершенствование работы производства дивинилстирольных каучуков. Запущенное в работу в конце 1949 г, оно спустя 10 лет страдало от ряда неблагоприятных факторов, как по количеству, так и по качеству полимера. Иван Федорович обеспечил планомерную работу в нужном направлении. Производство воронежского каучука СКС не только существенно выросло, но и качество его стало надлежащим. В этой работе по налаживанию и стабилизации выпуска СКС Иван Федорович проявил свой профессионализм, включая и умение выдвигать на ключевые должности наиболее работоспособных специалистов, в том числе из молодых. Затем был сложнейший и судьбоносный для завода период освоения каучука СКД. И здесь таланты Ивана Федоровича были востребованы и реализованы в полной мере. Именно он был, образно говоря, подлинной душой коллектива, который занимался пуском СКД.

       В конце 60-х готов было осуществлено то, что сегодня кажется невероятным – внутри действующего производства появился комплекс цехов и установок по выпуску нового, современного каучука.

       На завод пришло 2,5 тысячи новых работников, среди них несколько сотен дипломированных инженеров и техников. Пришлось приложить гигантские усилия по их обучению, подготовке и привязке к конкретным рабочим местам. Эту работу вдумчиво и целенаправленно возглавил Иван Федорович. Прежде всего, были определены конкретные люди на ключевые посты, затем укомплектован средний персонал и, наконец, немало опытных специалистов и рабочих из действующего производства были отобраны и направлены в новые цеха. Выпуск каучука СКД нарастал из месяца в месяц, мощности были освоены досрочно. Коллектив завода был заслуженно награжден орденом Трудового Красного Знамени.

      Без отрыва от производства Иван Федорович окончил химфак Всесоюзного заочного институт (1950 – 1955 гг.), а затем защитил диссертацию, получив ученую степень кандидата технических наук. И, конечно, именно такое отношение к расширению своих знаний, стремление быть в курсе новинок технического прогресса, достижений науки было залогом его успешной работы как главного инженера, создавало необходимую творческую атмосферу в коллективе завода. 

  Иван Федорович Сотников – «Заслуженный изобретатель РСФСР». Ему принадлежат 84 авторских свидетельства на изобретения, 138 рацпредложений. Являлся членом ученых советов Воронежского технологического института, филиала ВНИИСКа, президиума ВОИР облпрофсовета. Избирался членом Воронежского обкома КПСС, депутатом местных советов. 

      За трудовые успехи награжден орденами Октябрьской революции, «Знак почета», юбилейными медалями. 

   Иван Федорович Сотников скоропостижно скончался 2 октября 1984 г. Похоронен на Левобережном кладбище г. Воронежа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: