Спехович Павел Викентьевич
Спехович
Павел
Викентьевич

История солдата

     Спехович Павел Викентьевич. (начальник паровозного депо Минеральные Воды).

Как минераловодские железнодорожники спасли от фашистской неволи тысячи раненых и эвакуированных.

Лето 1942 года. 22 июля германские войска форсировали Дон. 

Паровозному депо надо было перебазироваться в Дербент, 

Станки, кузнечный молот, колесные пары почти вручную грузили в вагоны, под беспрерывными бомбежками. 8 августа поступает приказ из Управления дороги - заканчивать эвакуацию имущества и выезжать. 

К 13 часам собралось около 400 железнодорожников. 

К вечеру последний поезд с рабочими депо отправился в сторону Георгиевска по встречному пути. Страшную картину увидели они: от хутора Евдокимовского до станции Георгиевск в затылок друг другу выстроились поезда с эвакуированными. Раненые из госпиталей стояли в тамбурах, висели на подножках и даже сидели на крышах вагонов. И так несколько суток без воды, продуктов питания и медикаментов. Фашистские летчики не бомбили эти поезда, надеясь вскоре захватить их.

Все станционные пути были разрушены, шпалы и рельсы вздыбились, повсюду тела погибших. Минводский поезд остановился возле входных стрелок: дальше была груда искореженных рельс.

Надо было срочно восстанавливать 3-ий путь Георгиевска. 

Руководил восстановительными работами начальник паровозного депо Минеральные воды Спехович П. В. 

К вечеру единственный 3-ий путь был готов. Первым по нему прошел поезд с рабочими депо, а потом все поезда, стоявшие за ним. На другом пути дорогу заблокировали 3 паровоза, у которых кончились вода и топливо. 

П. В. Спехович отправился на станцию Зольскую, где находился штаб Дороги, чтобы привезти в Георгиевск полностью экипированные паровозы. Назад ехали при полной светомаскировке.

Начальник депо был на первом паровозе. Не доезжая до станции, остановились, провели разведку. Немцев не было. Отцепили от состава бездействующие паровозы, перегнали их на соседний путь – и через минуту пошел первый поезд на юг страны. Караванным способом, соблюдая лишь дистанцию безопасности, медленно двинулись поезда. Машинисты действовали с ювелирной точностью – малейшее столкновение, и тогда все станут добычей немцев. 

9 августа 1942 года немцы заняли станцию, но поездов не было. 

Можно представить себе ярость танкистов фельдмаршала фон Клейста: у них из-под носа ушли 12 санитарных поездов, тысячи эвакуированных рабочих, 2 эшелона авиационного оборудования, 2 бронепоезда, имущество паровозного депо. 

48 деповчан под руководством П.В.Спеховича лишили их этой победы. 


 

Регион Санкт-Петербург
Населенный пункт: Санкт-Петербург

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: