Спицын Петр Владимирович
Спицын
Петр
Владимирович
майор
9.01.1909 - 20.02.1945

История солдата

В 1924г. окончил школу 7-летку в г.Белый.

С 15 декабря 1929г. курсант теоретической школы летчиков г.Ленинград.

В 1931г. окончил военно-теоретическую школу летчиков.

С 15 июня 1931г. курсант 2-й военной школы летчиков Красного Воздушного Флота (г.Борисоглебск).

С 08 июня 1932г. младший летчик 36 авиаэскадрильи (Харьковский военный округ).

С 01 декабря 1932г. старший летчик 124 отдельного авиаотряда. С 20 ноября 1934г. командир звена. 

07 марта 1936г. присвоено звание старший лейтенант.

С 23 января 1937г. инструктор по технике пилотирования авиаотряда.

С 29 апреля 1938г. инструктор по технике пилотирования 1 авиаэскадрильи 9 легкобомбардировочного полка. С 04 декабря- помощник командира 2 авиаэскадрильи.

10 июля 1938г. присвоено звание капитан.

С 07 июня 1939г. помощник командира эскадрильи 4 легкобомбардировочного авиаполка.

Участник Советско-финской войны.

13 февраля 1940г. самолет  Р-3ет (заводской №2001) экипаж: летчик помощник командира авиаэскадрильи капитан П.В.Спицын, стрелок-бомбардир лейтенант Калиниченко Дмитрий Григорьевич, упал в районе Ристсеппюля. Пилот невредим, стрелок-бомбардир убит в воздухе огнем зенитной артиллерии, похоронен в селе Котлы.

Совершил 7 боевых вылетов на самолете Р-Зет.

Указом Президиума ВС СССР от 07 апреля 1940г. награжден орденом Красной Звезды.

В декабре 1940г. в связи с перевооружением на самолеты Ил-2 полк переименован в 4 штурмовой авиаполк (ШАП). Командир полка- майор Гетьман Семен Григорьевич.

18 апреля 1941г. Петр Владимирович назначен командир эскадрильи.

26 июня 1941г. полк в составе 63 самолетов Ил-2 перебазировался с аэродрома Богодухов на аэродром Карачев. 27 июня- на аэродром Старый Быхов в составе 55 самолетов.

28 июня совершено 12 самолетовылетов в район Бобруйска.

29 июня- 59 самолетовылетов.

30 июня- 36 самолетовылетов в район Бобруйска, налет на центральный аэродром города.

01 июля- 14 самолетовылетов, атаковали колонны противника на дорогах Бобруйск- Могилев, Бобруйск- Рогачев.

02 июля 1941г. полк перебазировался с аэродрома Карачев на аэродром Гановка.

11 июля 1941г. два звена, первое- три Ил-2, второе- два, с 13-05 до 13-10 с высоты 30м. бомбардировали колонну танков на дороге Бобруйск- Могилев, участок Болоновка- Межисетки. С первого звена возвратился ст.лейтенант Куликов. Во втором звене у самолета капитана Спицына пробит элерон, у капитана Двойных Ивана Михайловича пробит обтекатель правого центроплана.

21 июля 1941г. с аэродрома Каничи пара Ил-2, ведомая капитаном Спицыным, провела штурмовой налет на танки на дороге Воронево- Беля-2-я

25 июля 1941г. с аэродром Каничи с 16-04 до 16-50 звено (3 самолета Ил-2) под командой капитана Спицына вылетало в район Михеевичи- Кричев. Над лесом у Красная Буда были обстреляны зенитной артиллерией и пулеметами. Реактивными снарядами и авиабомбами ФАБ-50 уничтожили до 2-х зенитных точек и 3 орудия. Все три самолета получили повреждения.

26 июля 1941г. с аэродрома Каничи ведущим звена (ведомые- ст.лейтенант Плешков Сергей Васильевич и лейтенант Столетний Григорий Дмитриевич)  совершил разведывательный вылет в район Мстиславля. Звено было обстреляно зенитной артиллерией. Сбит самолет лейтенанта Столетнего. Остальные два самолета получили повреждения.

29 июля 1941г. ведущим трех звеньев по три Ил-2 с 10-12 до 10-20 с высоты 25-30м. произвел атаку на восточную окраину г.Кричев.

20 августа 1941г. полк убыл для доукомплектования в 1 резервную авиабригаду г.Воронеж.

С 10 сентября 1941г. командир 567 ШАП, формируемого на базе бригады.

С 10 октября 1941г. командир 568 ШАП, формируемого на базе бригады. Полк был переведен в район г.Куйбышев, где личный состав проходил переучивание на самолет Ил-2.

С 25 ноября 1941г. по 07 февраля 1942г. на доукомплектовании в 12 запасном авиаполку г.Чапаевск (Куйбышеская обл.) находился 198 штурмовой авиаполк. Петр Владимирович был переведен в полк и назначен командиром эскадрильи. К 14 февраля 1942г. полк перелетел на аэродром Суково.

04 марта 1942г. капитан Спмцын в составе группы атаковал узлы сопротивления противника в Мотаево, Груздево, Клягино, Сорокино, Худяково.

07 марта 1942г. атаковал скопление автомашин на дороге Гжатск- Вязьма.

08 марта 1942г. полк имел задачу- атаковать аэродром противника Двоевка. Не обнаружив на аэродроме самолетов, летчики атаковали запасные цели в Боташево, Шахматово, Польки. 12 летчиков совершили 16 вылетов.

19 марта 1942г. в составе группы из 6 самолетов уничтожал огневые точки противника в Рудная и Шеломцы.

23 марта 1942г. совершил 3 боевых вылета в составе групп на уничтожение огневых точек противника на западном берегу р.Улька в районе Шеломцы.

К 28 марта 1942г. совершил 25 боевых вылетов на самолете Ил-2. Представлен к ордену Ленина. Приказом от 21 июня 1942г. награжден орденом Красного Знамени.

31 марта 1942г. в составе группы атаковал пехоту противника в Фомичево 2-е и Екатериновка. Над целью группа была обстреляна зенитной артиллерией. Самолета получил повреждения, летчик легко ранен.

12 апреля 1942г. присвоено звание майор.

13 апреля 1942г. ведущим звена (3 самолета Ил-2) атаковал огневые точки противника в районе Федотовка- Долгое.

05 мая 1942г. ведущим шестерки уничтожал автотранспорт по Варшавскому шоссе в районе Чепляево, Ипоть.

Полк был направлен на доукомплектование на аэродроме Подлипки.

С 10 июля 1942г. майор Спицын назначен начальником комендатуры промежуточного аэродрома воздушной трассы №5.

С 28 июня 1944г. начальник авиагарнизона 151 комендатуры ВВС Приволжского военного округа.

С  10 сентября 1944г. начальник 151 комендатуры.

За долголетнюю и безупречную службу Указом Президиума ВС СССР от 03 ноября 1944г. награжден орденом Красной Звезды.

20 февраля 1945г. скончался после тяжелой болезни.

Регион Смоленская область
Воинское звание майор
Населенный пункт: Смоленск
Место рождения г.Белый, Смоленская обл.
Годы службы 1929 1945
Дата рождения 9.01.1909
Дата смерти 20.02.1945

Боевой путь

Дата призыва 15.12.1929
Боевое подразделение 4 штурмовой авиаполк, 198 штурмовой авиаполк

Воспоминания

Из книги Героя Советского Союза Емельяненко Василия Брисович "В военном воздухе суровом"

(О событиях 27-28 июня 1941г., аэродром Старый Быхов)
Многотрудный день был уже на исходе, как вдруг командира первой эскадрильи капитана Спицына и его заместителей старшего политрука Филиппова и капитана Холобаева срочно вызвали к командиру полка.
Они представились суровому на вид полковнику с двумя орденами Красного Знамени на шевиотовой гимнастерке и с огромным маузером в деревянной кобуре. Это был Николай Федорович Науменко, возглавивший теперь авиационную группу Западного направления. Прибывшим летчикам Науменко сказал:
- Втроем полетите на разведку боем в район Бобруйска. Что увидите восточнее реки Березины, не трогать, а западнее - бить. Ясно?
- Ясно! - разом ответили летчики, но продолжали стоять. Конечно же, полковник Науменко еще что-то добавит. Слишком уж кратко поставлена задача на первый боевой вылет. Учили совсем не так, а по всем пунктам боевого приказа: линия фронта, группировка противника и своих войск, маршрут полета, боевой порядок... А тут - две короткие фразы, но действительно как будто все ясно. Может быть, оттого, что Спицын и Филиппов воевали еще в финскую, а Холобаев в авиации тоже не новичок, на испытательной работе ко всякому притерпелся. Таким летчикам и карты в руки.
Поскольку вопросов не последовало, Науменко строго сказал:
- Выполняйте!
Летчики козырнули, сделали поворот кругом через левое плечо и заспешили к своим самолетам. И только теперь у них стали один за другим возникать вопросы. Что, собственно, надо разведать? Какие цели бить и каким оружием? Насколько надо углубляться на запад за реку Березину? Как проложить маршрут, на какой высоте лететь и в каком построении?
Вопросы, вопросы, вопросы... Искать ответы на них пришлось самим.
Прежде всего проложили линию пути. На картах протянулась прямая черта от Старого Быхова на запад. Она пересекла Березину севернее Бобруйска, а километрах в тридцати за рекой изогнулась влево на 180 градусов, выводя на Слуцкое шоссе. Остальное решили быстро: высота полета двадцать-тридцать метров. Холобаев летит слева, Филиппов - справа. По самолетам!
Не закрывая колпаков кабин, летчики поочередно подняли вверх руки - знак: "К взлету готов". Сигналили руками по старинке, как на прежних самолетах, хотя на штурмовиках были установлены рации. Сейчас о них никто и не вспомнил. Пробовали их настраивать еще в Богодухове, но в наушниках стоял такой треск, будто сало на сковородке жарилось. Из-за этого шума работу мотора не прослушаешь, тогда на радиосвязь махнули рукой.
Взлетели, построились клином, легли на расчетный курс, засекли время. "Как отличить противника? - думали летчики. - Линии фронта на карте нет, обстановка неясная, не ударить бы по своим..." А то, что и по самолету могут ударить зенитки, как-то никому и в голову не приходило.
Штурмовики неслись над самыми верхушками густого леса западнее Березины, где нужно искать противника. Летчики увеличили скорость, закрыли бронезаслонки маслорадиаторов, чтобы не пробило пулей или осколком. Есть такое указание в инструкции, чтобы перед атакой закрывать. Подошло расчетное время, начали разворот; левое крыло консолью чуть не чиркает по макушкам сосен, правое вздыбилось к небу. Еще не закончив маневр, выскочили на Слуцкое шоссе, а там колонна...
Впрочем, то, что увидели летчики, нельзя было назвать колонной. Это был сплошной поток техники: танки, тупоносые, крытые брезентом грузовики, тягачи с пушками и бронеавтомобили - в несколько рядов движутся в сторону Бобруйска. По обочинам дороги прыгают на кочках мотоциклы с колясками. И не видно ни начала, ни конца этой лавины. "Неужели наши отступают к Березине?" Вдруг заметили на танках белые кресты. Спохватились: противник!! Но почему так нахально-беспечны фашисты? Сидят на башнях танков и бронеавтомобилей с засученными до локтей рукавами, свесив ноги в открытые люки, не прячутся, не стреляют?
Вывод из разворота закончили как раз над самой колонной.
Летчики по нескольку раз нажали на кнопки, штурмовики облегченно вздрогнули. Бомбы сбросили на глазок, не целясь: по такому скопищу техники с малой высоты промазать просто невозможно - там яблоку негде упасть!
И тут же с земли к самолету потянулись светящиеся пунктиры. Их становилось все больше, и вскоре уже целые снопы стремительных искр пронизывали небо вокруг.

Однополчане

Гетьман Семен Григорьевич

Гетьман Семен Григорьевич

Плешков Сергей Васильевич

Плешков Сергей Васильевич

Столетний Григорий Дмитриевич

Столетний Григорий Дмитриевич

Горлаченко Михаил Иосифович

Горлаченко Михаил Иосифович

Холобаев Константин Николаевич

Холобаев Константин Николаевич

Филиппов Виктор Тимофеевич

Филиппов Виктор Тимофеевич

Базылев Петр Калинович

Базылев Петр Калинович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: