Старков Константин Архипович
Старков
Константин
Архипович
Старший лейтенант / Командир БЧ-2-3
1916 - 1.06.1943

История солдата

Старков Константин Архипович, 1916 гр, старший лейтенант, командир БЧ-2-3, Новосибирская обл., с. Рожденственское.
Жена Старкова Анна Васильевна, г. Сталинск Новосибирской обл. (ныне- г. Новокузнецк Кемеровской обл.), ул. 2-ая Школьная, д. 22
и г. Ленинград, В.О., 9 линия, д.48, кв. 58;

28 мая 1943 года Краснознамённая ПЛ "Щ-406" вышла в очередной боевой поход в условиях морской блокады противником баз Краснознамённого Балтийского флота. В течение всего выхода командир ПЛ капитан 3-го ранга Осипов Е.Я. на связь не выходил, и подлодка в базу не вернулась…

 По одной из версий, "Щ-406" была потоплена 1 июня 1943 года в районе Порккалан-Каллбода финскими силами противолодочной обороны, по другой, - в этот же день "Щ-406" была атакована в районе острова Вайндло немецким самолётом и кораблями 24-й десантной флотилии гитлеровцев, но, возможно, что "Щ-406" подорвалась на минах…

 Командир Краснознамённой ПЛ "Щ-406" капитан 3-го ранга Осипов Е.Я. вместе с экипажем погиб при выполнении боевого задания в июне 1943 года в Финском заливе.

Экипаж Щ-406

Погиб 01.06.1943г. при ведении боевых действий.

Регион Новосибирская область
Воинское звание Старший лейтенант
Населенный пункт: Новосибирск
Воинская специальность Командир БЧ-2-3
Место рождения Россия, Новосчибирская обл., село Рождественское
Годы службы 1941 1943
Дата рождения 1916
Дата смерти 1.06.1943

Боевой путь

Место призыва Кронштадт
Дата призыва 1941
Боевое подразделение Краснознаменный Балтийский Флот
Завершение боевого пути Завершение боевого пути Финский залив, о-в Большой Тютерс
Принимал участие Оборона Ленинграда

Воспоминания

Боевой путь ПЛ Щ-406

Минул первый год Великой Отечественной войны. Мы отлично понимали, что задачи, поставленные перед КБФ Военным советом фронта, прямо отвечали общему стратегическому замыслу Верховного Главнокомандования — повсюду изматывать и уничтожать силы врага, срывать его планы и создавать условия для перелома в ходе войны. В эту пору мы активизировали боевую деятельность сил флота, в первую очередь подводных лодок. Причем их позиции выбирались вблизи берегов противника, а это имело важное практическое и военно-политическое значение: пребывание здесь наших подводников свидетельствовало об уязвимости противника не только в открытом море. Сообщение капитана 2 ранга В. А. Егорова о прорыве «Щ-317» в Балтику послужило сигналом для отправки в боевые походы других подводных лодок. 12 июня разрешение выйти в море получил командир «Щ-406» капитан 3 ранга Е. Я. Осипов. 16 июня «Щ-406» вышла из Кронштадта на Лавенсари, а прибыла туда лишь 21 июня. Произошло это потому, что контрольное траление обнаружило минное заграждение противника в средней части Финского залива, северо-западнее Деманстейнских банок. Осипову приказали задержаться в районе Шепелевского маяка, и «Щ-406» пролежала там на грунте почти четверо суток. 23 июня «Щ-406» начала форсировать Финский залив. А через два дня во время зарядки аккумуляторов гитлеровцы с воздуха обнаружили лодку. Самолет пикировал на корабль, ведя пулеметный огонь, сбросил бомбы. Лодка быстро ушла под воду. Все же несколько бомб разорвалось у кормы с левого борта. Погас свет, вышло из строя электрическое управление горизонтальными и вертикальными рулями, в трюмах показалась вода. Существеннее всего было повреждение перископа: командиру перестали служить «глаза» корабля. Впрочем, умелый штурманский электрик старшина 2-й статьи Лапшонков скоро исправил один из перископов. Были бы быстро устранены и другие повреждения, если бы «Щ-406» могла всплыть на поверхность. Но все работы пришлось делать под водой. В продолжение двух суток за кораблем неотступно следовали, то и дело возобновляя бомбежку, катера противника. Осипов продолжал вести корабль на запад самыми малыми ходами. Конечно, не тратили энергию на камбуз. В часы преследования всякие шумы на лодке прекращаются, экипаж буквально замирает на своих местах, поднимать перископ нельзя. В этих условиях особенно неоценима роль акустика. Он прослушивает шумы в воде и на поверхности моря. Лодочные акустики в большинстве были виртуозами. Таким на «Щ-406» был Николай Кучеренко. Осипов скоро убедился, что он не только хорошо улавливает шумы, но и тонко различает их, определяет класс корабля, точно указывая пеленг преследователя. В необычайно трудной обстановке Кучеренко 47 часов подряд не выходил из акустической рубки! И вряд ли ему удалось в течение двух суток вздремнуть больше четырех часов. Впрочем, и другие члены экипажа были под стать Кучеренко. Кислородное голодание никому не идет на пользу. Физически всем было плохо — это ясно. Но нормативы на боевых постах выполняли, и ни одного случая, как говорил потом Осипов, худшей, чем обычно, сноровки он не видел, а командиры боевых частей даже отмечали еще более подкупающую собранность людей, повышенную чуткость и заботливость друг о друге, готовность помочь товарищу. В боевом походе Евгений Яковлевич действовал расчетливо и методично. Несколько суток он вел разведку, изучал район и проверял боевую подготовку. Осипов подвел корабль к границе своей позиции. И тут вахтенный офицер старший лейтенант Константин Старков обнаружил в перископ большой конвой. Транспорты следовали в охранении сторожевых кораблей и катеров противолодочной обороны. Их курсы затрудняли атаку. Осипов волновался. Это и понятно: до сих пор он производил атаки лишь в кабинете на приборах. А вот теперь в море на глазах у команды ему предстояло держать экзамен. — Я сразу определил элементы движения цели и лег на боевой курс, — докладывал он с обычным лаконизмом. — Решил стрелять с предельной дистанции по крайнему судну. Но вдруг моя цель изменила курс, и дистанция стала возрастать. Идти ближе? Мало воды под килем. Надо стрелять. Кстати, транспорты хотя и на дальней дистанции, но были на углу упреждения. Самое выгодное положение для нас. Дал залп двумя торпедами. Взрывы Осипов услышал будучи под водой и осторожно поднял перископ. Он увидел: сторожевики и катера подбирают в воде тонущих солдат. Включив трансляцию, командир поздравил экипаж с победой — потоплением крупного транспорта противника. Один из кораблей охранения, вероятно, заметил перископ и принялся преследовать лодку, но Осипов быстрым и искусным маневром скоро оторвался от него. Что делать дальше? Конечно, враг мог усилить охрану этого района, но возможно и другое. Почему, например, гитлеровцы не могли предположить, что подводная лодка скорее всего будет искать добычу в другом месте? И Осипов твердо решил остаться в том же районе, где добыл такую нелегкую первую победу. Ждать пришлось недолго. На следующий день произошла еще одна встреча с большим конвоем. Обнаружил его старший лейтенант В. И. Саплин. После атаки командир лодки приказал записать: «В 13. 00 обнаружили конвой транспортов под охраной сторожевых кораблей. Легли на курс сближения. В 14.28 залп торпедами. Транспорт затонул». Третья победа «Щ-406» была достигнута в более сложной обстановке. В теплую и светлую ночь лодка всплыла для зарядки аккумуляторов. Начали вентилировать отсеки. За горизонтом с мостика следил старший лейтенант Б. А. Пономарев. Вдруг в наиболее светлой части горизонта появился силуэт четырехмачтового транспорта. Пономарев тотчас доложил об этом командиру. Зарядку аккумуляторов немедленно прервали и срочно погрузились. Но и в перископ было видно, что на транспорте обнаружили наш корабль и явно растерялись. Большое судно медленно разворачивалось и вскоре легло на обратный курс. Еще несколько минут — и транспорт будет в безопасности. Поняв это, Осипов мгновенно определил новый курс по отношению к цели и громко подал команду: «Пли!» Лодка выпустила одну торпеду, но последовали два взрыва, из которых второй был намного сильнее первого. Итак, в активе «Щ-406» за весьма короткий срок оказались три победы! Ни одна из выпущенных в атаках торпед не прошла мимо! На большом удалении в перископе появились крохотные, как спички, мачты нескольких судов. Изменив курс, Осипов несколько сблизился с ними и установил, что идут два транспорта с усиленным охранением — четырьмя сторожевиками. При атаке, подумал он, один из сторожевиков мог оказаться в непосредственной близости от лодки и таранить ее, начав преследование. Осипов рассчитал элементы маневра и оптимистически заключил, что с некоторым напряжением упредит контрудар. Вероятно, кроме него только акустик Кучеренко мог представить себе, как велика была опасность, угрожавшая лодке от стремительно приближавшегося сторожевика. На очень короткой дистанции Осипов приказал: «Второй и четвертый аппараты, пли!» Прислушался и, как только торпеды вышли, быстро скомандовал уходить на максимальную глубину. Под восьмидесятиметровым слоем воды сначала слышны были шумы воды в цистернах, затем донесся слитный глухой гул двух взрывов, и наступила тишина. Немецкий сторожевой корабль в решающий момент потерял нашу лодку. Осипов выжидал недолго. Он обязан был убедиться в успехе своей атаки и всплыл под перископ. На скрещении нитей в линзе перископа плыли обломки корпуса транспорта, а затем он увидел сотни голов, между которыми сновали шлюпки конвоя. Итак, метким ударом было уничтожено подкрепление, предназначавшееся для группы армий «Север». После этого «Щ-406» одержала еще одну победу, использовав свою последнюю торпеду. Да, удача не изменила Осипову: 100 процентов выпущенных торпед попали в цель!

Награды

Орден Ленина,Орден Отечественной Войны I-ой степени

Орден Ленина,Орден Отечественной Войны I-ой степени