Старыгин Александр Петрович
Старыгин
Александр
Петрович
Старшина II статьи / Гидроакустик
2.04.1915 - 2.05.1999

История солдата

Александр  Петрович родился  5   апреля   1915  г. в с. Вязовый Гай Красноармейского р-на  Куйбышевской области. В 1936 году был призван в армию, служил во Владивостоке на  Тихоокеанском  флоте гидроакустиком подводной лодки. В 1941 году  должен  был  мобилизоваться, но, началась война, и он остался на флоте.

     В  1943  году  в  соответствии  с  соглашением  по  программе  ленд-лиза  в  США строились 10 морских тральщиков. Экипажи кораблей формировались во Владивостоке.

     В середине мая 1943 года на теплоходе  «Балхаш»  команда  моряков  (офицеры, старшины, в том числе  и  Старыгин А.П.)  начала  движение  в  США  по  маршруту: Владивосток — Татарский  пролив — 1-й  Курильский  пролив — Акутан   (Алеутские острова) — Сиэтл. Затем на поезде до Тампа (Флорида), где и строились для  СССР тральщики.

 Тральщики по мере окончания их строительства группами по 2 – 3 корабля совершали переход  в  Кольский залив (в Мурманск или Архангельск), входили  в  состав  Северного  флота и немедленно вступали в активные боевые действия.

     Основные  маршруты  поставок  в  СССР  грузов   по  ленд-лизу:   Тихоокеанский, Трансиранский, Арктические конвои, Черное море, Авиатрасса Аляска – Сибирь.

     Направлявшиеся в Мурманск и Архангельск конвои  назывались «арктическими», «северными»,«полярными», «мурманскими» или  «союзными».  Из  всех маршрутов, по которым в СССР шла помощь по ленд-лизу, этот  путь был самым коротким, самым быстрым, но и самым опасным. Его ценность заключалась в том, что так  было  ближе  и  проще  доставлять грузы в Европейскую часть СССР и непосредственно на фронт.

     После возвращения одного из конвоев (Владивосток – США – Англия) 

из  Англии  в  Мурманск  Старыгин А.П. был  включён  в  экипаж  тральщика  ТЩ-118  6-го  Дивизиона Тральщиков Охраны Водного Района Главной  Базы  Северного  Флота,  на  котором  служил командиром отделения гидроакустиков в  звании  старшины  2-й статьи с октября 1943 г. по август 1944 г.

     С октября 1943 г. по февраль 1944 г. Александр Петрович участвовал в выполнении задания по приёму и переводу кораблей из США в СССР. Прекрасно усвоил сложную американскую гидроакустическую установку и сумел передать свои знания подчиненным.

     Во время перехода из США в СССР в январе и феврале 1944 г. благодаря бдительному несению вахты старший корабль был гарантирован от внезапных атак подлодок противника.

     На переходе Азорские острова – Англия в ночное время с катерами БО на буксире отряд благополучно уклонился от атаки немецкой подлодки, благодаря своевременному обнаружению её Старыгиным А.П.

     На переходе Англия – СССР, в штормовую погоду, при видимости «ноль» давал исчерпывающую ориентацию о близко идущих кораблях конвоя, что давало возможность вовремя уклониться от столкновения и не терять своего места в строю. В марте и апреле 1944 г. участвовал в шести боевых операциях корабля (данные из архива ЦВМА).

     В августе 1944 г. тральщик ТЩ-118 участвовал в печально известном конвое БД-5, состоявшем из транспортного судна парохода «Марина Раскова» и трёх тральщиков сопровождения: ТЩ-114, ТЩ-116 и ТЩ-118.

     Конвой БД-5 (Белое море – Диксон № 5) –  внутренний арктический конвой

 был потоплен 12-13 августа 1944 года в 60 милях  от  о.  Белый  в  Карском  море немецкой подводной лодкой U-365 (погибли пароход «Марина Раскова», тральщики ТЩ-114 и ТЩ-118, на котором служил Александр Петрович).

     Это было попадание торпед немецкой подлодки U-365 (командир оберлейтенант Хеймар Ведемейер), сделавшей по конвою веерный залп. Немецкая субмарина применила в Арктике  новейшее  оружие  --  бесследные  акустические электроторпеды, самонаводящиеся на шум винтов  кораблей.  Такие  торпеды  позволяли  подводным лодкам атаковать корабли с дальних  дистанций,  находясь  за  пределами действия корабельных гидролокаторов. После выстрела торпеда могла пройти  дистанцию  от 500 до 12 500 м, после чего повернуть в любую сторону на угол  до  135°.  (На самом деле это были  старые  немецкие  торпеды  G7e,  оснащённые  новейшим  прибором

наведения FaT). При этом внешние признаки взрывов торпед были очень похожи  на взрыв мин, что и ввело в заблуждение наших моряков...

     Трагедия унесла 378  жизней  советских  военнослужащих и работников тыла из числа 752 участников конвоя. Погибли  дети  и большинство женщин. Судьба 51 человека неизвестна. Среди спасённых был и А.П. Старыгин.    

     Это самая трагическая страница внутренних арктических конвоев  в  истории  Великой  Отечественной  войны  в  Арктике.   Часть   людей погибла в момент торпедирования  кораблей,  а  многие  –  в  последующие дни, когда пытались на спасательных судах достичь берега. Без пищи, воды, одежды десятки людей умерли в холодном штормовом море.

     После госпиталя Александр Петрович был направлен на эскадренный миноносец ЭМ «Карл Либкнехт», где служил Старшим отделения гидроакустиков с ноября 1944 г. по май 1945 г. Участвовал во всех боевых операциях эсминца «К. Либкнехт», в которых корабль прошёл более 7000 миль; отконвоировал 75 отечественных и союзных транспортов в условиях сильного воздействия вражеских подлодок; в 10 операциях по поиску подлодок противника в Баренцевом мо; в 25 атаках по подлодкам; двух операциях по доставке продовольствия и вооруженных сил Красной Армии в отдалённые базы Северного флота.

     Лично обнаруживал 4 раза подлодки и правильно наводил корабль в атаки на них. Способствовал успешному выполнению конвойных операций, отражению атак подлодок противника и потоплению одной из них.

     После окончания войны остался служить на Северном флоте ещё на год.

     За отличную службу был награждён не только орденами и медалями – ему предоставили однокомнатную квартиру в Сталинграде.

Регион Самарская область
Воинское звание Старшина II статьи
Населенный пункт: Чапаевск
Воинская специальность Гидроакустик
Место рождения СССР, с. Вязовый Гай Красноармейского р-на Куйбышевской области
Годы службы 1941 1946
Дата рождения 2.04.1915
Дата смерти 2.05.1999

Боевой путь

Место призыва СССР, Владивосток, Тихоокеанский флот, сразу после службы в армии.
Дата призыва 1941
Боевое подразделение Бригада Траления Охраны Водного района Главной базы Северного флота, Эскадра кораблей Северного флота.
Завершение боевого пути СССР, г. Мурманск, Северный флот.
Принимал участие Операции по сопровождению Арктических конвоев в США, Англию, а также внутренних конвоев Северного флота.

Награды

2. Орден "Отечественная Война II степени" - 05.05.1945., второй орден был вручён в 1985 г.

2. Орден "Отечественная Война II степени" - 05.05.1945., второй орден был вручён в 1985 г.

3. Медаль "За оборону Советского Заполярья"

3. Медаль "За оборону Советского Заполярья"

1. Медаль "За боевые заслуги" - 02.05.1944.

1. Медаль "За боевые заслуги" - 02.05.1944.

4. Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

4. Медаль "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

5. Медаль Г.К. Жукова

5. Медаль Г.К. Жукова

6. Медаль "300 лет Российскому флоту"

6. Медаль "300 лет Российскому флоту"

Автор страницы солдата