Свирежев Александр Алексеевич
Свирежев
Александр
Алексеевич
политрук

История солдата

Родился 22 августа 1912 года в с. Булатникове Муромского района Владимирской области в крестьянской семье.
С 1921 по 1930 год учился в разных школах. После окончания школы и кратковременных курсов учителей, работал учителем 1-го класса в Монаковской коле, а в 1931 году, после окончания курсов учителей обществоведения, был назначен учителем Монаковской ШКМ, преобразованной в 1934 году в среднюю школу. Здесь началась большая общественная жизнь. Одновременно учился заочно на комсомольском отделении Горьковского комвуза, а затем, с 1934 по 1939 год - в Горьковском пединституте. В 1938 оду был назначен на должность завуча Монаковской средней школы. С 1939 года - член КПСС.
С сентября 1939 года, по специальному набору ЦК КПСС, как молодой коммунист, был направлен на политкурсы МВО Красной Армии. Весной 1941 года был направлен и зачислен в отдельную группу по подготовке военных преподавателей при Московской Академии им. В.И.Ленина. Но война помешала учёбе.

В августе 1943 г. Муромским ГорОНО и Горкомом КПСС А.А.Свирежев был утверждён директором средней школы № 16. На этом посту проработал 29 лет, в том числе 11 лет в мужской школе. В 1958 году ему было присвоено почётное звание Заслуженного учителя школы РСФСР.
Продолжая вести активную общественную работу, по собственной инициативе вёл длительную и большую работу по подготовке к 100-летию школы и открытию школьного музея по народному образования. В 1998 году на базе школьного музея был создан Общегородской музей народного образования.
Скончался 5 февраля 1987 года.

Регион Владимирская область
Воинское звание политрук
Населенный пункт: Муром

Боевой путь

Отечественная война застала в Витебске и с первых её дней на фронте.

24 июля 1941 года, в боях под г. Ельня, будучи политруком роты в составе 100-ой стрелковой дивизии, ставшей 1-ой Гвардейской дивизией, был ранен первый раз и лечился в госпитале г. Владимира.

После госпиталя, в начале ноября 1941 г. назначен инструктором пропаганды 1180 стрелкового полка 350-ой стрелковой дивизии и членом партийной комиссии дивизии. В составе этой дивизии прибыл на фронт к началу наступления под Москвой и принял участие в освобождении от врага городов и сёл Тульской, Калужской и Орловской областей.

В январе 1942 года был ранен осколками танкового снаряда второй раз, но остался  в строю, а 11 февраля 1942 года, под г. Болховым был ранен миномётной миной третий раз и надолго выбыл из строя. Лечился в госпиталях городов Тулы, Сасова Рязанской области, Ульяновска, Барнаула и Новосибирска.

Только летом 1943 г., находясь в резерве Главного командования в г. Москве, гарнизонная комиссия Москвы признала негодным к военной службе и как инвалида демобилизовала из Красной Армии.

Двое братьев Александра Свирежева — Пётр и Михаил тоже были на фронте. Михаил погиб в боях на подступах к Москве в ноябре 1941 г., а Пётр сначала защищал Москву, затем непрерывно воевал в течении всей войны с Германией и Японией. Вернулся домой, но прожил лишь до 1954 года (ни одного ранения, но полностью изношено сердце), умер будучи председателем Булатниковского сельсовета.

Воспоминания

правнук Комлев Никифор

Я никогда не видел своего прадеда. Он ушёл из жизни задолго до того, как я появился на свет. Но мне всегда кажется, что он где-то рядом, со мной. Смотрит своим взглядом, словно видит тебя всего, и помогает в трудную минуту. А по-другому, наверное, и не может быть. Потому что мой прадед, Александр Алексеевич Свирежев, был особенным человеком, Учителем.
Шёл третий год Великой Отечественной войны. В небольшой городок Муром Владимирской области возвращается с фронта демобилизованный политрук. Его встречает любимая жена и маленькая дочь. Ему тридцать один год. За плечами первые, самые тяжёлые годы войны, три ранения и полтора года госпиталей. Он перенёс одиннадцать операций под общим наркозом. Ампутирована нога. «В чём душа держится», — говорили знакомые, помнившие его крепким, сильным парнем. А впереди ещё вся жизнь. Как в такой ситуации не сломаться, не потерять себя и близких? И израненный солдат возвращается к любимому делу — его назначают директором школы, которая позднее будет преобразована в среднюю школу номер шестнадцать г. Мурома. И он оставался на этом посту без малого тридцать лет.
Преподавать Александр Свирежев начал в девятнадцать лет, сразу после школы, окончив двухмесячные курсы учителей начальных классов. Десятому ребёнку в крестьянской семье нужно было думать о хлебе насущном. И прадед избрал учительский хлеб. Небольшая школа в селе Монаково стала местом, где начал раскрываться его большой педагогический талант. Первые ученики, среди которых была и моя прабабушка по маминой линии, всегда очень тепло отзывались о своём молодом учителе. И даже подарили ему из большого уважения … новые сапоги.
Руководство комсомольской организацией и политшколой, художественная самодеятельность, доклады, лекции, участие в учительских съездах области — вот чем живёт Александр Свирежев, работая в скоромной сельской школе. А ещё он заочно учится на историческом факультете Горьковского пединститута, и как молодой коммунист-общественник назначается завучем школы за год до получения диплома.
Но учительская карьера моего прадеда вскоре резко изменила направление. За два года до войны он был мобилизован на политкурсы МВО Красной Армии. И после присвоения звания политрука служил в Витебском гарнизоне. Впереди уже ждали открытые двери Московской военной Академии им. Ленина. Но этим планам помешала война. Она-то и вернула его обратно в Муром.
Моя бабушка и две её сёстры буквально выросли в школе. Протез не позволял директору ходить пешком на большие расстояния. Поэтому, вернув отдельную квартиру государству, вся семья поселилась в школьном помещении. Неудивительно, что все девочки тоже стали педагогами.
Мой прадед всегда говорил: «Никогда не делай людям зла — вернётся к тебе сторицей». Никто не помнит, чтобы он когда-нибудь на кого-нибудь повышал голос, ни дома, ни в школе. Его хорошо знали и уважали и в городе, и в области: школа номер шестнадцать всегда была одной из лучших. Со многими выпускниками прадед состоял в личной переписке. Наверное, поэтому у него родилась идея создать музей истории школы, который был открыт в год празднования её столетия.
Я часто думаю, что помогло моему прадеду выстоять в тяжелейших обстоятельствах, стойко переносить страдания (боль в израненной ноге не оставляла его всю жизнь)? И мне кажется, ответ в том, что он искренне выбрал путь бескорыстного служения людям. Только так человек может стать человеком с большой буквы, Учителем. Все самые известные учителя в России — Макаренко, Сухомлинский, Ушинский — также исходили из этого принципа. И может быть, Россия до сих пор ещё жива, потому что у нас и сегодня есть такие учителя. Их работа не всегда заметна, но от этого она не теряет своей важности, из поколения в поколение передавая подлинные ценности и нравственные ориентиры.

Награды

Документы

other-soldiers-files/1953-04-15_avtobiografiya_01.jpg

other-soldiers-files/1953-04-15_avtobiografiya_01.jpg

other-soldiers-files/1953-04-15_avtobiografiya_02.jpg

other-soldiers-files/1953-04-15_avtobiografiya_02.jpg

other-soldiers-files/1986-01-16_avtobiografiya_01.jpg

other-soldiers-files/1986-01-16_avtobiografiya_01.jpg

other-soldiers-files/1986-01-16_avtobiografiya_02.jpg

other-soldiers-files/1986-01-16_avtobiografiya_02.jpg

other-soldiers-files/1986-01-16_avtobiografiya_03.jpg

other-soldiers-files/1986-01-16_avtobiografiya_03.jpg

other-soldiers-files/1986-01-16_avtobiografiya_04.jpg

other-soldiers-files/1986-01-16_avtobiografiya_04.jpg

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: