Тарусин Дмитрий Никифорович
Тарусин
Дмитрий
Никифорович
полковник-инженер

История солдата

Мой дедушка, Тарусин Дмитрий Никифорович, родился 23 октября 1914 года, в селе Дробышево, Красно-Лиманского района Сталинской (ныне Донецкой) области. Выпускник качинской авиационной школы, ККВАШ — одна из двух первых российских лётных школ и первая — полностью военная. 22 июня 1941 года находился на военном Львовском полевом аэродроме, где дислоцировался истребительный полк.

Регион Москва
Воинское звание полковник-инженер
Населенный пункт: Москва

Боевой путь

О биографии своего отца рассказывает его дочь, Тарусина Алла Дмитриевна:

Биография  полковника-инженера

Тарусина Дмитрия Никифоровича

23.10.1914 -12.02.1985

Наш отец, дед и прадед Тарусин Дмитрий Никифорович родился в

1914 году в селе Дробышево Красно-Лиманского района Сталинской (ныне

Донецкой) области в семье рабочего. В 1928 году он окончил школу-семилетку. В 1929 году поступил в школу ФЗУ при депо станции Основа Северо-Донецкой железной дороги. После окончания школы ФЗУ в 1932 году работал слесарем в депо станции Красный Лиман. С сентября 1933г. по

июль 1934г. он студент 4-го курса рабфака при станции Красный Лиман.

После окончания рабфака работал слесарем мастерских наглядных пособий

при депо станции Красный Лиман.

В 1935 году отец поступил в Украинский институт кинематографии в г. Киеве на факультет звукозаписи. После окончания первого курса в 1936 году по результатам медицинских испытаний Тарусин Дмитрий Никифорович был направлен  по сталинскому спецнабору комсомола в авиацию в Качинское военное авиационное училище летчиков имени Мясникова. В 1938 году после окончания с отличием училища по специальности летчик-истребитель ему было присвоено звание младший лейтенант и он был оставлен в училище в качестве инструктора-летчика.

За период 1938-1939 гг. до поступления в сентябре 1939года в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н.Е.Жуковского им было подготовлено 20 летчиков-истребителей  по специальной ускоренной методике обучения.

         В 1941 году за неделю до 22 июня Тарусин Дмитрий Никифорович в составе группы слушателей инженерного факультета Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского в количестве 25 человек был направлен на Львовский полевой аэродром где дислоцировался истребительный полк. Сюда же командованием ВВС был направлен летчик-испытатель. Полк летал на истребителях И-16 и только начал осуществлять переход на новый истребитель МиГ-1. Во время освоения самолета МиГ-1 произошла катастрофа. В одном из полетов на самолете МиГ-1 разрушился двигатель АМ-37Ф и оторвавшимся нагнетателем в полете был убит летчик, самолет разбился, что вызвало у летчиков полка недоверие к его техническим и летным качествам.  Перед слушателями академии и прибывшим вместе с ними летчиком-испытателем была поставлена задача оказать помощь в изучении материально-технической части нового истребителя, убедить летчиков в надежности, высоких летных и боевых качествах самолета-истребителя МиГ-1, что должно было быть подтверждено показательными полетами летчика-испытателя. По прибытии в полк слушатели приступили к выполнению  возложенных на них обязанностей. Новые истребители МиГ-1 были укрыты в нишах в сосновом бору, расположенном по границам аэродрома, и замаскированы сетями.

         22 июня 1941 года в 4 часа утра на аэродром налетели 24 фашистких истребителя Ме-109. Они начали бомбить и обстреливать стоявшие на аэродроме самолеты, служебные помещения полка. В течение 22 июня фашисткие самолеты произвели 11 налетов на аэродром. Наши летчики во время налетов пытались взлетать на самолетах И-16, шесть из них были сбиты на взлете, сумевшие подняться приняли бой.  Все служебные

помещения полка были выведены из строя, была уничтожена на земле и часть самолетов-истребителей И-16. Так прошел первый день войны.

23 июня по распоряжению высшего командования авиационный полк улетел к новому месту дислокации. Наземным транспортом туда же был направлен технический состав полка. Руководитель группы слушателей академии был смертельно ранен в одном из налетов вражеской авиации.

Оказавшись без руководителя после отлета полка слушатели приняли решение: слушателей, имеющих жен и детей, отправить во Львов на оставшихся двух бензовозах. На аэродроме из 25 человек слушателей академии  остались 12 офицеров- лейтенантов и старших лейтенантов.

Они  избрали командира и приступили к охране аэродрома и оставшихся

новых истребителей МиГ-1. В течение 23 и 24 июня мимо аэродрома беспрерывно к границе к Перемышлю следовали наши танки и танкетки.

25 июня на аэродром прибыло несколько наших танкистов, которые расказали офицерам-слушателям о произошедшем  в районе Явор-Ярув крупном танковом сражении. За время пребывания  на аэродроме 24,25,26

июня слушатели не получали ни от кого никаких распоряжений. Собравшись

на совет, они приняли решение – уничтожить все оставшиеся самолеты,

взорвать склады боеприпасов и горючего, что они и сделали 26 июня 1941 года. В конце дня 26 июня после выполнения принятого ими решения по

ликвидации аэродрома  10 слушателей своим ходом пошли на Львов.

Наш отец-Тарусин Дмитрий Никифорович-вместе со своим другом, в дальнейшем полковником-инженером Гуровым Александром Ивановичем

на безоружном ПО-2 также полетели в сторону Львова.  Отец летел без карты на бреющем полете, ориентируясь только на колею железной дороги, в руках у Александра Ивановича была винтовка, из которой в случае

чего он должен был отстреливаться от врага, внизу шли толпы беженцев.

Так они долетели до города Тернополя, где были встречены двумя нашими истребителями И-153, приказавшими им следовать за ними. Минут через пять их самолет, эскортируемый двумя истребителями, произвел

посадку на нашем аэродроме,  на который слетелись потрепанные в сражениях первых дней войны авиационные полки. По чистой случайности среди полков, расположенных на аэродроме, оказался и их полк. Отец доложил командиру полка обо всем, что они сделали на бывшем нашем аэродроме. Он одобрил их действия. Командир полка, узнав, что отец – инструктор-летчик, предложил ему остаться в полку в качестве летчика-истребителя. Отец согласился. Для него отремонтировали поврежденный самолет И-153 и он начал выполнять тренировочные полеты над аэродромом с целью восстановления  навыков пилотирования истребителем, поскольку за годы обучения в академии что-то забылось.

Но 15 июля 1941 года Генеральным штабом Вооруженных Сил

по всем фронтам с целью сохранения военных кадров было отдано распоряжение вернуть всех слушателей академий с фронтов в академии.

 

 

Так наш отец вместе со своим другом Александром Ивановичем Гуровым

оказались вместе с академией Жуковского в эвакуации в г. Свердловске.

Свердловск оказался местом сбора всей семьи. С восточной Украины бежали

дедушка и бабушка, с европейской части страны приехали сестры отца,

приехала наша мама. Она была беремена первенцем. Жили в эвакуации

холодно и голодно. Отец отдал свою продуктовую карточку маме, а сам он

вместе с Александром Ивановичем Гуровым  жили на одну его карточку, питания не хватало, падали в голодные обмороки. Таковы были настоящие друзья в то время. Спасал от голода дедушка. Он мастерил печки-буржуйки

и менял их на хлеб.

В 1943 году перед окончанием академии отец проходил боевую войсковую стажировку в действующей армии в качестве инженера эскадрильи и инженера полка. Стажировку проходил с марта  по май 1943 года в 16 Воздушной Армии в районе г.Вязьма. Руководил подготовкой наших самолетов к боевым действиям, занимался ремонтом поврежденной                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

материальной части.

        В январе 1944 года отец окончил Военно-Воздушную инженерную

Академию имени профессора Н.Е.Жуковского и получил назначение

в академию в качестве инженера-летчика-испытателя лаборатории летных испытаний кафедры  «Динамика полета» под руководством Заслуженного деятеля науки и техники, профессора, доктора технических наук генерал-майора Горощенко Б.Т. Работа отца  совместно с профессором Горощенко Б.Т. заключалась в совершенствовании боевых качеств серийных самолетов-

истребителей, на которых вели войну с фашистами наши летчики.

Во время одного из испытательных полетов на серийном самолете ЯК-3

отцу удалось заметить явление перетекания пограничного слоя воздуха вдоль крыла и сфотографировать его кинофотоаппаратом. Перетекание пограничного слоя воздуха вдоль крыла вело к срыву потока воздуха в местах перехода крыла с фюзеляжем самолета, неустойчивости в полете и в дальнейшем к беспорядочному падению самолета. Полученные результаты

полета были доложены отцом профессору Горощенко Б.Т. В качестве средства борьбы с этим вредным явлением им удалось найти простой эффективный способ: они предложили устанавливать по профилю крыла

невысокие, тонкие металлические перегородки, препятствующие перетеканию пограничного слоя воздуха вдоль крыла и оттягивающие срыв потока с крыла. Это значительно повысило устойчивость и боевую эффектив-

ность наших истребителей, на которых мы сражались с фашистами. В дальнейшем такие перегородки устанавливались и на последующих моделях

самолетов-истребителей. Также отец принял участие в разработке новых методов атаки фашистких бомбардировщиков. Он в испытательных полетах

эспериментальным путем определил наилучшие для этой цели углы пикирования для всех наших самолетов-истребителей.  По результатам этих полетов была разработана и рекомендована для использования нашими

истребителями при атаках на фашистких бомбардировщиков соответствующая инструкция летному составу, утвержденная Боевой подготовкой ВВС.

Далее отцом  проводились летные испытания серийных боевых самолетов-истребителей с целью выработки рекомендаций летному составу по повышению устойчивости и управляемости наших истребителей при полетах

на малых скоростях – при взлете и посадке. Такие рекомендации были разработаны, утверждены Боевой подготовкой ВВС и рекомендованы для использования и использовались нашими летчиками.

После окончания в ноябре 1946г. летно-испытательной работы отец

работал в Военно-Воздушной академии имени Н.Е.Жуковского на разных

должностях до 1969 года. В 1969 году по приказу 100 он вышел в отставку.

Вся его работа была связана с научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими работами в авиации. В общей сложности в Вооруженных

Силах СССР наш отец, дед  и прадед прослужил 33 года. Он кавалер 14

правительственных наград, среди них ордена «Боевого Красного Знамени»

и «Красной Звезды», медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне»,  «За боевые заслуги», «Ветеран Вооруженных Сил

СССР», «Ветеран труда».

Наш отец был очень интересным, неординарным человеком. Он прекрасно владел слесарным, столярным делом, разбирался в электротехнике

и механике. В ремонте ему не было равных. Он с одинаковым успехом ремонтировал обувь, квартиры, дома, технику, автомобили, самолеты.  Умел

выращивать пчел и фруктовые деревья. Блестяще водил машину. Любил и умел ловить рыбу. Сам делал лодки и разные технические приспособления.

Наш отец был очень жизнерадостным, необыкновенно работоспособным и добрым человеком. Многим он в жизни помог.

Тарусин Дмитрий Никифорович вырастил троих детей. Все его дети достойные и порядочные люди. На сегодняшний день у него трое внуков и одна правнучка.

Наш отец мечтал дожить до 40-летия Победы. К величайшему сожалению, ему этого не удалось. Он умер в феврале 1985 года после

тяжелой болезни и целой серии операций. Последняя из этих операций

была экспериментальной. Даже в этих обстоятельствах он оставался

испытателем. Сила духа и воля к жизни ему не изменяли никогда.

Мы, его потомки, в день 70-летия Великой Победы  отдаем ему дань

нашей любви, признательности и безмерного уважения.

 

Фотографии

Автор страницы солдата