ТИТЕНКОВ Константин Николаевич
ТИТЕНКОВ
Константин
Николаевич
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, капитан, командир эскадрильи

История солдата

                                              "Всеми силами, всеми средствами, чем только можете,

                                 помогайте государству разгромить фашизм. Заживем на славу"

Хочу рассказать о моем прадедушке Титенкове Константине Николаевиче, герое Советского Союза. Мы все очень гордимся им, ведь он погиб за нашу Родину, защищая от врага Москву. 9 мая обязательно пойдем с его портретом.

Титенков Константин Николаевич родился 16 июня 1911 года в городе Ярцево, ныне Смоленской области, в семье крестьянина. Окончил 6 классов неполной средней школы и фабрично - заводское училище. Работал на Ярцевской текстильной фабрике.

С 1930 года в рядах Красной Армии.

Это был человек невысокого роста, с открытым волевым лицом, с молниеносной реакцией на всё, что происходило вокруг. Сын Смоленщины, он с детства мечтал стать лётчиком. Однако его путь в авиацию оказался нелёгким. По разным причинам ему дважды не удавалось поступить в Ленинградскую военно - теоретическую авиационную школу. Но юноша не отступал от намеченной цели. Третья попытка оказалась счастливой.

В 1932 году Константин Николаевич окончил Ленинградскую военно-теоретическую авиационную школу, в 1933 году – 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в Забайкальском военном округе. В 1938 году получил назначение в формирующийся под Москвой 11-й истребительный авиационный полк. Летал на истребителе И-16. После освоения в 1940 году нового истребителя Як-1, был назначен командиром эскадрильи.

С июня 1941 года - на фронтах Великой Отечественной войны. Вместе со своими товарищами он защищал от захватчиков небо Родины, не жалея себя.

Командир эскадрильи капитан Титенков погиб 10 октября 1941 года в районе Кубинки при попытке посадить подбитый самолет. Всего на 2 минуты полёта ему не хватило горючего для посадки в сложных метеоусловиях. Погиб капитан Титенков у Старого Городка. На месте его гибели установлен памятник. Сам герой похоронен недалеко, на Никольском кладбище (Одинцовский район, Московская обл.)

Всего в годы войны капитан Титенков К.Н. совершил 172 боевых вылета, в 66 воздушных боях одержал 7 побед, сбил лично - 4 (1 тараном) и в группе с товарищами - 3 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 октября 1941 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, капитану Титенкову  Константину Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).  Награждён орденами Ленина  дважды - 24.07.1941 и 28.10.1941 (посмертно). Свою «Золотую Звезду» Герой не успел получить.

В начале 1972 года ученик 7-го класса Старогородской школы Одинцовского района Московской области Саша Кузнецов передал в Центральный музей Вооружённых Сил СССР орден Ленина, случайно найденный им в старой воронке на опушке леса. С тыльной стороны ордена был отчётливо виден его номер - "6776". По этому номеру установили, что орден вручён командиру эскадрильи 11-го истребительного авиационного полка ПВО капитану К. Н. Титенкову.  Видимо, он был сорван с груди Титенкова и отброшен далеко в сторону при взрыве самолёта. Удалось уточнить и место гибели лётчика. Найденный учеником орден Ленина экспонируется ныне в Центральном музее Вооружённых Сил. В музее же хранится и листовка "Воздушный богатырь", в которой рассказывается о героизме капитана К. Н. Титенкова.

Годы военной учёбы и практической работы - это годы напряжённого труда. Но они дали свои плоды. Лётчик к началу войны очень хорошо освоил технику пилотирования и тактику воздушного боя.

Подлинным мастером воздушного боя проявил себя Константин Титенков  в боях. Он был хорошо подготовлен к полётам и поиску самолётов противника ночью, когда даже на земле трудно было отыскать какой-либо огонёк. Нередко за одну ночь ему приходилось подниматься в воздух по несколько раз.

После каждого вылета комэск Константин Титенков проводил с подчинёнными разбор воздушного боя, учил их мастерству пилотирования, тактике ведения боя, поощрял тех, кто проявлял разумную инициативу и смелость в бою. Всё это подкреплялось личным примером и показом, как следует вести схватку с противником. При этом, обычно, Титенков применял следующий приём: подходил к вражескому самолёту на дистанцию 70 - 80 метров, поражал стрелка, а потом сближался вплотную с бомбардировщиком и поражал его уже наверняка.

Для прорыва к столице немецкие лётчики часто использовали облачность и просветы в ней. В этих условиях Титенков выработал свою тактику.  Получив с земли курс, по которому противник шёл на Москву, он определял, когда примерно вражеский самолёт появится в просвете, а затем находил его в разорванной облачности и подвергал атаке.

В воздушном бою Титенков всегда стремился иметь преимущество над противником в высоте. Экипажи немецких бомбардировщиков, завидев советские истребители, стремились, как правило, уйти к земле, где их и настигали наши лётчики. В тех же случаях, когда противник видел, что ему не уйти от преследования, он быстро менял тактический приём и стремился перейти на бреющий полёт, используя рельеф местности.

 

Регион Смоленская область
Воинское звание ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, капитан, командир эскадрильи
Населенный пункт: Смоленск

Боевой путь

11-й истребительный авиаполк, первым в Советских ВВС, получив на вооружение новейшие истребители Як-1  войсковой серии,  дислоцировался в подмосковной Кубинке.

Свой боевой счёт Титенков открыл на 30-й день войны.  

В ночь на 22 июля 1941 года немецкая авиация произвела первый массированный налёт на Москву. В нём участвовало до 250 бомбардировщиков и продолжался он около 5 часов. Среди тех, кто отличился в ту ночь, были и лётчики 11-го истребительного авиаполка, которым командовал подполковник К. А. Когрушев. Одним из отличившихся был командир эскадрильи капитан К. Н. Титенков. Одним из первых поднявшись в воздух, он повел звено навстречу немецким самолетам. В районе Дорохова летчики встретили бомбардировщик «He-111». Как только "Хейнкель" появился в лучах прожекторов, отважные летчики атаковали лидера группы вражеских бомбардировщиков и совместными атаками сбили его. Немецкий пилот пытался маневрировать, вырваться из светового поля, но его всюду настигал меткий огонь отважных истребителей. Одна из очередей сразила стрелка бомбардировщика. Затем Титенков ещё ближе подошёл к врагу и длинной очередью поджёг его. Немецкий самолёт рухнул на землю западнее города Звенигород. Пилотом бомбардировщика, как выяснилось позже, оказался полковник, награждённый двумя Железными Крестами. Вся группа вражеских бомбардировщиков, оставшись без флагмана, повернула обратно, экипажи не в состоянии были справиться с натиском наших истребителей.

В эту ночь капитан Титенков с эскадрильей несколько раз поднимался в воздух. В массированных налетах, продолжавшихся до 2 часов ночи 23 июля, участвовало 150 вражеских машин. Наши «истребки» яростно противостояли противнику, несмотря на меньшинство. В одном из вылетов, уже при возвращении на аэродром, вместе со своими товарищами лейтенантами В. Д. Лапочкиным и В. В. Бокачем, уничтожили ещё один немецкий самолёт. Отличились в эту ночь и лётчики старший лейтенант П. В. Еремеев, лейтенанты С. С. Гошко, А. Г. Лукьянов и другие. Они стремительно атаковали группы бомбардировщиков и сбили несколько вражеских машин, а остальных обратили в бегство. В этом налёте немецкая авиация потеряла 22 самолёта. За отвагу и мужество Герои-летчики был награждены орденами Ленина.

24 июля  враг предпринял третий налёт на столицу около 180 самолетами. При отражении этого налёта произошла новая воздушная схватка капитана Титенкова с опытным немецким пилотом. Патрулируя над аэродромом в районе Дорохово, он обнаружил "Ju-88", вражеского разведчика. Завязался бой. Противник как бы заранее предопределял направление атак Титенкова и умелым маневром давал возможность своим стрелкам вести ответный огонь по нашему истребителю. Титенков упорно преследовал его и последовательными атаками сбил в районе Вязьмы. Пилотом «Юнкерса» так же оказался полковник, имеющий несколько высших наград Германии. Этот бой был описан в газете.

10 августа  ночью бомбардировщик «Ju-88» намеревался бомбить район сосредоточения советских войск под Наро-Фоминском. Обнаружив «Юнкерс», Константин Николаевич зашел ему в «хвост» и сбил первой же очередью.

А 20 августа, в районе Ржева  уничтожил довольно редкую машину Do-217. В одном из ночных боёв, у Титенкова кончилось горючее. Проявив выдержку и самообладание, он сумел посадить самолёт на вынужденную в поле.

24 сентября  немцы вновь предприняли  попытку несколькими авиагруппами прорваться к Москве. Константин Титенков вылетел на перехват воздушного разведчика, направляющегося к Волоколамску. Обнаружив Ju-88 на высоте около 8000 метров, Титенков пошёл ему на перерез и не дал уйти в облака. Он зашёл "Юнкерсу" в хвост и, держась в зоне, недоступной для верхнего стрелка, открыл огонь и поразил нижнего. Затем несколькими короткими очередями поджёг левый двигатель. "Юнкерс" продолжал лететь. Пикированием ему удалось сбить пламя и, прикрываясь лесным массивом, он начал уходить на малой высоте. Титенков не отставал. Ему удалось поразить второго стрелка. Следующую очередь он намеревался дать по кабине пилота, но патроны кончились. Применить таран на столь ничтожно малой высоте было смертельно опасно - вражеский самолёты мчался над самыми верхушками деревьев. Тогда он увеличил скорость и повёл истребитель с небольшим превышением над бомбардировщиком. Уровняв скорость Як-1 со скоростью "Юнкерса", капитан начал метр за метром снижать свою машину. Ещё мгновение, и он сядет на "спину" противнику. Не выдержав столь смелого маневра и своеобразной "психической" атаки, вражеский пилот допустил роковую ошибку: бомбардировщик, с грохотом срезав верхушки деревьев, рухнул на землю...

Титенков благополучно вернулся на свой аэродром. Правда, уже на земле, техники обнаружили, что радиатор его "Яка" забит еловыми ветками, а плоскости крыльев повреждены в нескольких местах. Видимо, преследуя неприятеля над самыми верхушками деревьев, лётчик всё - же задел некоторые из них... Он готов был так рисковать жизнью, что бы спасти Родину.

7 октября  пятёрка истребителей Як-1 из состава 11-го ИАП, ведомая комэском капитаном К. Н. Титенковым, в районе Вязьмы обнаружила под нижней кромкой облаков немецкий многоцелевой самолёт Ме-110. Отважная пятерка «истребков» -  Титенков, Галлай, Лапочкин, Васильев и Верблюдов, атаковали  и сбили «Мессершмитт».

10 октября 1941 года после выполнении очередного боевого задания самолёт капитана Титенкова потерпел катастрофу в районе аэродрома. Всего на 2 минуты полёта ему не хватило горючего для посадки в сложных метеоусловиях. А перед этим был последний бой…

 

ССЫЛКИ

Наградной лист

https://drive.google.com/file/d/0B89YfAUojJ4pN0ZWVGNjRk4xWlU/view?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0B89YfAUojJ4pWVgyeHpXLURHR1E/view?usp=sharing

Газета Красная Звезда № 173

https://drive.google.com/file/d/0B89YfAUojJ4pVllRajRPcVdCUEU/view?usp=sharing

https://drive.google.com/file/d/0B89YfAUojJ4pRmw4V0FCZjdMeVk/view?usp=sharing

Учетная карточка захоронения капитана Титенкова К.Н.

https://drive.google.com/file/d/0B89YfAUojJ4pUXJUcHFvTC1RM28/view?usp=sharing

Информация взята с сайтов:

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=368

http://airaces.narod.ru/all0/titenkov.htm

http://feldgrau.info/index.php/other/9526-geroj-sovetskogo-soyuza-letchik-kapitan-titenkov-k-n

Письма

http://www.molodguard.ru/heroes631.htm

Воспоминания

Письма с фронта

"Здравствуй, Галя!
Со времени твоего с Людочкой отъезда ничего существенного не произошло. Чувствую себя хорошо, только снова началась ангина. Видимо, оттого, что ночи стали холоднее. Но все это дело пустяковое.
Все мы живем по-боевому. Основная работа - ночью, днем спим часов пять-шесть. Вчера ночью Ковалев сшиб еще одного Ю-88. Эскадрилья теперь имеет шесть побед, не потеряв ни одного летчика... Сейчас вопрос стоит просто: свобода и независимость Родины - это наша с тобой и Людочкина жизнь и нашего народа. Вот пока все, что я хотел тебе написать.
Целую вас. Костя. 3 августа 1941 г."



"Здравствуйте, Галя и Людочка!
Письмо твое получил. Уже 2, но почему ты не пишешь, получила ли ты мое письмо? Напиши обязательно. Кроме того, ты не пишешь о главном: квартира, питание (что именно есть). Своевременно ли высылаются деньги. Относительно белого хлеба или печенья для детей. Особенной беды с Людкой быть не может, если хлеб хорошего качества.
Ты пишешь о том, чтобы приехать в Кубинку,- должен тебе прямо сказать, что ни в коем случае этого делать нельзя до тех гор, пока я тебе не пришлю соответствующий документ. Здесь никого буквально не осталось с детьми и бездетных. В Уфе тебе значительно спокойнее.
Относительно осторожности, о которой ты говоришь. Это правильно. Только не в том смысле, как ты это понимаешь. По-моему, быть осторожным - это сейчас значит быть смелым, решительным и, главное, ответственным за судьбу нашего государства. На Всеславянском митинге А. Толстой очень хорошо сказал насчет осторожности "мирно настроенных людей", что стремление потихоньку, в сторонке от общих интересов государства - борьбы с фашизмом прожить этот тяжелый момент истории есть паразитизм высшей марки.
Но, как видишь, я жив и здоров. Лучше всего будет, если ты не будешь беспокоиться обо мне, а лучше беспокоиться о судьбе родины и отчизны. Не просто болезненно переживать это время, скучать и разводить руками, а делом помогать государству - производством материальных ценностей, выполнением общественных работ на оборону страны. Я думаю, тебе это понятно и без моих объяснений.
Относительно воротничков, белья и т. д. не беспокойся. Все это есть - все это будет. И все это мелочь, о чем я, например, никогда не беспокоюсь. Все.
Целую тебя много-много раз. Костя. 15 августа 1941 г."



"Всеми силами, всеми средствами, чем только можете, помогайте государству разгромить фашизм. Заживем на славу".

Лётчик эскадрильи В. Головатый о гибели командира

"С нашего аэродрома вылетело в тот вечер 4 экипажа. Вскоре к нам присоединились ещё 3 истребителя соседнего полка. Возглавил группу капитан Титенков. Я летел правым ведомым. После нескольких минут полёта к линии фронта перед нами встала сплошная снежная стена. Под плоскостями самолёта виднелся лишь чёрный лес, впереди - ноль видимости. Три экипажи соседней части с разрешения ведущего группы развернулись и ушли на свой аэродром. Титенков эволюциями самолёта подал нам команду сомкнуться, и в плотном строю мы начали пробивать облака вверх. Вышли из облачности на высоте более 3000 метров, достигли заданного района и выполнили задание. Возвращаясь на свой аэродром, в районе Можайска по разрывам зенитных снарядов обнаружили группу бомбардировщиков Ju-88. Титенков подал команду готовиться к атаке... Завязался воздушный бой. Он был скоротечным. После первой же нашей атаки задымил и стал падать один из немецких самолётов. Другие, отстреливаясь, ушли в облака. Мы устремились за ними. В облаках потеряли друг друга, так как бой шёл на увеличенных дистанциях и интервалах. Пробив облачность и восстановив ориентировку, я вернулся на бреющем полёте на свой аэродром. Пришлось уйти на второй круг, поскольку впереди меня производил посадку старший лейтенант Крайнов. Горизонтальная видимость почти отсутствовала, земля просматривалась только с высоты 7 - 10 метров. Пришлось садиться вслепую. Когда я приземлился, мне сообщили, что невдалеке от аэродрома упал самолёт и горит. Это была машина капитана Титенкова..."

Из статьи "Девиз отважных", опубликованной 23 августа 1941 года в газете "Вечерняя Москва"

"На этот раз вражеский самолёт появился над аэродромом внезапно. Тут же в воздух поднялись советские лётчики. Поспешно развернувшись, "Юнкерс" пошёл на запад. Но от скоростной боевой советской машины ему не удалось уйти. Больше 100 км преследовал врага Титенков, пока не настиг его. Завязалась пулемётная дуэль. Немецкий стрелок - радист отстреливался упорно. И снова и снова возобновлял свои атаки советский истребитель. Пули хлестали "Юнкерс" по фюзеляжу, плоскостям, моторам. Умолкли неприятельские пулемёты. Бомбардировщик вспыхнул огненным факелом и ринулся вниз"

Фотографии

Автор страницы солдата