Толстобров Владимир Павлович
Толстобров
Владимир
Павлович
Лейтенант / летчик
17.08.1921 - 27.07.1979

История солдата

В отечественной войне участвует с 10.01.1944 г. Летает в составе экипажа: штурмана младшего лейтенанта Павлова, воздушного стрелка радиста младшего сержанта Крапчина, воздушного стрелка сержанта Матвейчук.

В 109 «РКП прибыл 10.01.1944г усилено закончил летную программу для ввода в строй молодых летчиков. В 04.04.1944 г приступил к выполнению боевых заданий командовании. За это время совершил 33 боевых вылита. 6 боевых вылетов совершил на военно-промышленные объекты Германии и Венгрии: Тильзит 3 раза – 25.07.1944г., 26.07.1944г., 23.08.1944г., 26.08.1944г., Будапешт – 1 раз 14.09.1944г., Дебрецен 1 раз – 15.09.1944г., один боевой вылит совершил на уничтожение скоплений судов в порту Таллин, один боевой вылет на уничтожение матчасти самолетов противника на аэродроме Балбасово, 4 боевых вылета на скопление войск и артпозиций, уничтожение живой силы и техники в районах Волоки, Кобеляки, Гобескроге, Солдус 21 Боевой вылет на уничтожение скопление эшелонов и скоплений ж.д. узлов – Остров, Резекне, Выборг, Борисов, Минск, Полоцк, Лида, Ораны, Двинск, Шауляй, Кретинга, Тукумс, Торнкалис, Рига.

19.04.1944 г., на 5-м боевом вылете, после бомбардирования ж.д. узла Резекне на обратном маршруте в районе Андриаполь самолет обстреляла наша За. Штурман мл. лейтенант Коваленко должен был дать сигнал «Я СВОЙ». По неосторожности выстрелил из ракетницы в кабине Ф-I и попал в запас ракет, которые начали рваться. Толстобров В.П. дал приказание штурману – ликвидировать пожар, но поскольку загорелся весь запас ракет и загорелась вся кабина Ф-I – ликвидировать пожар не было возможности. Видя безвыходное положение Толстобров В.П дал команду экипажу – покинуть самолет, а сам продолжал выдерживать самолет в горизонтальном полете. Пламя, разгоревшееся в штурманской кабине, задувало летчику, жгло лицо и руки, комбинезон горел, от пламени ничего не было видно, кожа на лице вздувалась и лопалась, но несмотря на мучительную боль Толстобров В.П. продолжал вести самолет, в надежде, когда выпрыгнет штурман. Но при тушении взорвавшихся ракет у штурмана обгорели руки – пальцы, поэтому он не мог открыть люка и покинуть самолет. Все усилия Толстоброва В.П. спасти штурмана ни привели к положительному результату. Пожар перешел на моторы. Радисты самолет покинули. Толстобров В.П. уже ни чего не видел, в силу необходимости самолет покинул, а утром 20.04.1944г., его нашли в лесу всего обгоревшего. Через месяц боевой летчик снова вошел в строй и с еще большей энергией продолжал бомбить врага.

30.06.1944г., при бомбардировании были весьма неблагоприятные метеоусловия на маршруте – облачность достигала 10-ти баллов. Весь полет самолет нужно было вести только по приборам. При подходе к цели по расчету времени Толстобров В.П. стал пробивать облачность, в это время манометр давления масла показывает падение давления масла правого мотора. Мотор стал быстро греться, тогда сбавив газ мотору Толстобров В.П. упорно пробивал облачность и шел к цели. Когда пробил облачность – оказался точно над целью и попал под обстрел За. Несмотря на сложившуюся опасность Толстобров В.П. вел самолет на боевой курс, с большим трудом на одном моторе выдержал боевой курс, тем временем штурман точно положил серию бомб по цели и поразил ее, создав при этом два очага пожара, что подверрждено последующими экипажами, а самолет на одном моторе привел на свой аэродром и благополучно произвел посадку.

10.01.1944г., при полете на бомбардирование порта Либава цель была закрыта облачностью с высотой нижней кромки 500-600м. Толстобров В.П. пробился вперед и не смотря на сильное противодействие противника выдержал самолет на боевом курсе, дав возможность штурману прицельно сбросить бомбы, в результате чего экипажем создано 1 взрыв и два больших пожара. На обратном маршруте облачность прижимала самолет до 20 метров и несмотря на обледенение и снегопад он благополучно довел самолет до своего аэродрома. При полете на опорный пункт немцев город Данциг погода над целью обуславливалась 10-ти бальной облачностью с высотой нижней кромки 700 метров. Толстобров В.П.  на высоте 500 метров зашел на цель, но был встречен сильным огнем зенитной артиллерии, которая не давала возможности выдержать самолет на боевом курсе. Он маневром вышел из под огня зенитной артиллерии и трижды повторил заход на цель и только после того, как штурман уверенно положил серию бомб в центр цели, создал пожар в расположение объекта Толстобров В.П. ушел от цели.

24.04.1945г., при полете на Берлин погода по маршруту обуславливалась 10 бальной облачностью с высотой нижней кромки до 300-400 метров и ливневыми осадками, несмотря на это он упорно пробивался вперед, имея неопределенное желание сразить врага в его собственной берлоге, в этот раз задание выполнил успешно, создав в районе цели один сильный взрыв.

За 33 боевых вылете Толстобров В.П. отвез 36050 кг смертоносного грузу на головы немецких захватчиков и создал 28 очагов пожара. По своей специальности подготовлен отлично. Неустано повышал свой боевой опыт и теоретические знания благодаря чему не имел случаев вынужденных посадок и возвратов с боевого задания. Летал в сложных метеоусловиях днем и ночью. Имеет общий налет на всех типах самолетов 376 часов, из них 218 ночью. В воздухе был спокоен, в бой шел с большим желанием и презрением к врагу. В выполнении боевых заданий настойчив и решителен, дисциплинирован. Среди личного состава пользовался деловым авторитетом.

Имел ожог лица 2-ой степени при выполнении боевого задания.

Награжден:

- Медаль «За взятие Берлина»

- Медаль «За взятие Кенигсберга»

- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

- Орден Красной Звезды

- Орден Красного Знамени.

Регион Алтайский край
Воинское звание Лейтенант
Населенный пункт: Барнаул
Воинская специальность летчик
Место рождения Сибирская область, город Усольск
Дата рождения 17.08.1921
Дата смерти 27.07.1979

Боевой путь

Место призыва РККА с 1941 года Место призыва: Барнаульский РВК, Алтайский край, Барнаульский р-н
Боевое подразделение 109 бап 48 бад

В отечественной войне участвует с 10.01.1944 г. Летает в составе экипажа: штурмана младшего лейтенанта Павлова, воздушного стрелка радиста младшего сержанта Крапчина, воздушного стрелка сержанта Матвейчук.

В 109 «РКП прибыл 10.01.1944г усилено закончил летную программу для ввода в строй молодых летчиков. В 04.04.1944 г приступил к выполнению боевых заданий командовании. За это время совершил 33 боевых вылита. 6 боевых вылетов совершил на военно-промышленные объекты Германии и Венгрии: Тильзит 3 раза – 25.07.1944г., 26.07.1944г., 23.08.1944г., 26.08.1944г., Будапешт – 1 раз 14.09.1944г., Дебрецен 1 раз – 15.09.1944г., один боевой вылит совершил на уничтожение скоплений судов в порту Таллин, один боевой вылет на уничтожение матчасти самолетов противника на аэродроме Балбасово, 4 боевых вылета на скопление войск и артпозиций, уничтожение живой силы и техники в районах Волоки, Кобеляки, Гобескроге, Солдус 21 Боевой вылет на уничтожение скопление эшелонов и скоплений ж.д. узлов – Остров, Резекне, Выборг, Борисов, Минск, Полоцк, Лида, Ораны, Двинск, Шауляй, Кретинга, Тукумс, Торнкалис, Рига.

19.04.1944 г., на 5-м боевом вылете, после бомбардирования ж.д. узла Резекне на обратном маршруте в районе Андриаполь самолет обстреляла наша За. Штурман мл. лейтенант Коваленко должен был дать сигнал «Я СВОЙ». По неосторожности выстрелил из ракетницы в кабине Ф-I и попал в запас ракет, которые начали рваться. Толстобров В.П. дал приказание штурману – ликвидировать пожар, но поскольку загорелся весь запас ракет и загорелась вся кабина Ф-I – ликвидировать пожар не было возможности. Видя безвыходное положение Толстобров В.П дал команду экипажу – покинуть самолет, а сам продолжал выдерживать самолет в горизонтальном полете. Пламя, разгоревшееся в штурманской кабине, задувало летчику, жгло лицо и руки, комбинезон горел, от пламени ничего не было видно, кожа на лице вздувалась и лопалась, но несмотря на мучительную боль Толстобров В.П. продолжал вести самолет, в надежде, когда выпрыгнет штурман. Но при тушении взорвавшихся ракет у штурмана обгорели руки – пальцы, поэтому он не мог открыть люка и покинуть самолет. Все усилия Толстоброва В.П. спасти штурмана ни привели к положительному результату. Пожар перешел на моторы. Радисты самолет покинули. Толстобров В.П. уже ни чего не видел, в силу необходимости самолет покинул, а утром 20.04.1944г., его нашли в лесу всего обгоревшего. Через месяц боевой летчик снова вошел в строй и с еще большей энергией продолжал бомбить врага.

30.06.1944г., при бомбардировании были весьма неблагоприятные метеоусловия на маршруте – облачность достигала 10-ти баллов. Весь полет самолет нужно было вести только по приборам. При подходе к цели по расчету времени Толстобров В.П. стал пробивать облачность, в это время манометр давления масла показывает падение давления масла правого мотора. Мотор стал быстро греться, тогда сбавив газ мотору Толстобров В.П. упорно пробивал облачность и шел к цели. Когда пробил облачность – оказался точно над целью и попал под обстрел За. Несмотря на сложившуюся опасность Толстобров В.П. вел самолет на боевой курс, с большим трудом на одном моторе выдержал боевой курс, тем временем штурман точно положил серию бомб по цели и поразил ее, создав при этом два очага пожара, что подверрждено последующими экипажами, а самолет на одном моторе привел на свой аэродром и благополучно произвел посадку.

10.01.1944г., при полете на бомбардирование порта Либава цель была закрыта облачностью с высотой нижней кромки 500-600м. Толстобров В.П. пробился вперед и не смотря на сильное противодействие противника выдержал самолет на боевом курсе, дав возможность штурману прицельно сбросить бомбы, в результате чего экипажем создано 1 взрыв и два больших пожара. На обратном маршруте облачность прижимала самолет до 20 метров и несмотря на обледенение и снегопад он благополучно довел самолет до своего аэродрома. При полете на опорный пункт немцев город Данциг погода над целью обуславливалась 10-ти бальной облачностью с высотой нижней кромки 700 метров. Толстобров В.П.  на высоте 500 метров зашел на цель, но был встречен сильным огнем зенитной артиллерии, которая не давала возможности выдержать самолет на боевом курсе. Он маневром вышел из под огня зенитной артиллерии и трижды повторил заход на цель и только после того, как штурман уверенно положил серию бомб в центр цели, создал пожар в расположение объекта Толстобров В.П. ушел от цели.

24.04.1945г., при полете на Берлин погода по маршруту обуславливалась 10 бальной облачностью с высотой нижней кромки до 300-400 метров и ливневыми осадками, несмотря на это он упорно пробивался вперед, имея неопределенное желание сразить врага в его собственной берлоге, в этот раз задание выполнил успешно, создав в районе цели один сильный взрыв.

За 33 боевых вылете Толстобров В.П. отвез 36050 кг смертоносного грузу на головы немецких захватчиков и создал 28 очагов пожара. По своей специальности подготовлен отлично. Неустано повышал свой боевой опыт и теоретические знания благодаря чему не имел случаев вынужденных посадок и возвратов с боевого задания. Летал в сложных метеоусловиях днем и ночью. Имеет общий налет на всех типах самолетов 376 часов, из них 218 ночью. В воздухе был спокоен, в бой шел с большим желанием и презрением к врагу. В выполнении боевых заданий настойчив и решителен, дисциплинирован. Среди личного состава пользовался деловым авторитетом.

Имел ожог лица 2-ой степени при выполнении боевого задания.

Награжден:

- Медаль «За взятие Берлина»

- Медаль «За взятие Кенигсберга»

- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

- Орден Красной Звезды

- Орден Красного Знамени.

Награды

Орден Красной Звезды, Орден Красного Знамени, Медаль «За взятие Берлина», Медаль «За взятие Кенигсберга", Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественно...

Орден Красной Звезды, Орден Красного Знамени, Медаль «За взятие Берлина», Медаль «За взятие Кенигсберга", Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественно...

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: