Николай
Владимирови
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
Боевой путь
Воспоминания
Рассказывает бывший заряжающий МЗА на зенитном бронепоезде Николай Владимирович Топольсков
Моя армейская служба началась во второй половине октября сорок третьего в одном из запасных артполков Ростова.
Через месяц поднаторел в обслуживании пушек. И тут солдатская судьба сделала крен в неожиданную сторону. Назначили заряжающим малокалиберного автоматического зенитного орудия на тогдашний 132-й отдельный бронепоезд. Наш состав стоял на станции Кондрашовка бывшей Ворошиловградской области.
Видимо, не мешает пояснить, что из себя представляла боевая единица. Паровоз СУ-2, платформы для размещения трех 76-мм орудий, стольких же десятизарядных автоматических пушек, трех крупнокалиберных пулеметов(ДШК), вагоны для прибористов, взвода управления, комсостава и три вагона под боеприпасы. Нас насчитывалось около ста человек во главе с капитаном Зозулей. Следует иметь в виду, что предназначался наш подвижной состав для стрельбы не только по самолетам, но и по танкам прямой наводкой. Как паровоз, так и то, что к нему прицепливалось, было прикрыто броневыми листами.
Запомнилась особо железнодорожная станция Знаменка. Прежде всего тем, что мы тут приняли первый бой с вражескими бомбардировщиками, которые прилетали волнами с десяти часов вечера до четырех утра. Здесь скопилось много эшелонов со снарядами, ранеными и другими грузами. Немецкий воздушный корректировщик "фокке-вульф" (по- простому "рама")наводил летчиков на цели.
Сражение оказалось ожесточенным. Мы сбили три бомбардировщика. В тот раз меня контузило взрывной волной. За это фронтовое крещение наградили медалью "За боевые заслуги". А кроме того, доверили быть наводчиком моего зенитного автомата.
В дальнейшем стальной путь привел бронепоезд к городу Яссы. Пришлось защищать этот город, а затем и Плоешти от воздушных налетов. На счету зенитчиков прибавилось еще пять уничтоженных самолетов.
Для нас война закончилась во Львове. Бронепоезд законсервировали. Однако служба моя продолжалась до сорок шестого года. Пришлось стать начальником радиостанции с погонами младшего лейтенанта.
Эта должность заставила помотаться по многим приграничным регионам тогдашнего Советского союза. Возглавлял радиолокационные подразделения в Азербайджане, Казахстане вблизи китайского и афганского рубежей.
Долг армейский свой выполнял добросовестно, приезжал проводить отпуск в Сталинград, где и познакомился с Евдокией Григорьевной, которая стала в последствии моей женой. С ней живем сорок восемь лет, как говорится, душа в душу. Две дочери родились на радиолокационных точках.
У Николая Владимировича отец трудился на Себряковском цемзаводе. После окончания армейской службы, а растянулась она на 27 календарных лет, капитан Топольсков приехал в Михайловку. Работа для него нашлась в местном ЭТУСе, а Евдокии Григорьевне - в АТС. Он до ухода на пенсию выполнял обязанности инженера спецслужбы, она - электромеханика.
По праздникам Победы на пиджаке ветерана войны Н.В.Топольскова можно увидеть семнадцать наград, свидетельствующих о его ратных и трудовых делах.