Торопов Николай Иванович
Торопов
Николай
Иванович
матрос Черноморского флота / моторист
2.08.1922 - 9.11.1987

История солдата

Торопов Николай Иванович родился 02.08.1922 в деревне Карпово Владимирской области. На фронт ушел в 17 лет, приписав себе один год.

Воевал на Черномоском флоте на кораблях Эскадренный миноносец "Бойкий" и "Лёгкий" Учавствовал в боях за освобождение Севастополя, за оборону Одессы...

Награжден Орденом Великой Отечественной Войны, медалями За победу над Японией, За Оборону Севастополя, Битву За Кавказ, За Оборону Одессы...

Регион Москва
Воинское звание матрос Черноморского флота
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность моторист
Место рождения деревня Карпово Владимирская область
Дата рождения 2.08.1922
Дата смерти 9.11.1987

Боевой путь

Эсминец "Бойкий" был заложен 17.04.1936 г. на заводе им. 61 Коммунара в Николаеве, спущен на воду 29.10.1936 г., вступил в строй 09.03.1939 г. Третий из эсминцев проекта 7 николаевской постройки.

К началу Великой Отечественной корабль прошел гарантийный ремонт. Одним из наиболее ярких эпизодов участия "Бойкого" в войне стали его действия при обороне Одессы. В течение августа - сентября 1941 года эсминец отконвоировал 13 транспортов, перевез 1100 солдат и офицеров, 50 ящиков с оружием и 320 т боеприпасов. Он про­извел 21 стрельбу по вражеским объектам на суше (5-6 сентября подавил две батареи в районе поселка Новая Дофиновка) и отразил 32 атаки фашистских бомбардировщиков. "Бойкий" совместно с "Безупречным" и "Беспощадным" поддерживал огнем высадку знаменитого десанта под Григорьевкой.

При обороне Севастополя "Бойкий" отконвоировал 15 транспортов, непосредственно перевез около 1900 человек, 242 т вооружений и 180 т продовольствия. Эсминец провел 22 стрельбы главным калибром по гитлеровским войскам и 21 раз отражал воздушные атаки. 6 ноября корабль переправил из Ялты в Севастополь рекордное количество гру­за - 830 солдат, 3 пушки, 6 минометов и более 40 ящиков с боеприпасами и имуществом.

28-30 декабря 1941 года "Бойкий" прикрывал десантную операцию в Феодосии, высадил 470 бойцов и перевез значительное количество оружия и боеприпасов.

Всего за 1941 год эсминец прошел 26 000 миль, провел 47 стрельб по береговым целям - выпустил 1227 130-мм снарядов, выставил 106 мин, уничтожил 14 плавающих мин и сбросил 10 глубинных бомб по предполагаемым подводным лодкам. "Бойкий" отконвоировал 49 транспортов, перевез 4883 красноармейца и эвакуируемых гражданских лиц, 6 противотанковых пушек, несколько сотен тонн боеприпасов, вооружения, продовольствия.

За это время вражеские самолеты сбросили на "Бойкий" 334 бомбы и 10 торпед, но ни одного прямого попадания не добились. При отражении воздушных атак эсминец выпустил 926 76-мм, 2655 37-мм снарядов и 2944 12,7-мм пули, сбив три и повредив два неприятельских бомбардировщика.

Вечером 13 января 1942 года при выходе из Новороссийска "Бойкий" столкнулся с транспортом "Серов". В районе 18 - 30-го шпангоутов образовалась глубокая пробоина. Корабль пришлось отправить на ремонт в Туапсе. В феврале - марте "Бойкий" неоднократно выходил в море для обстрела береговых позиций врага в районе Феодосии, Судака, Владиславовки, Новомихайловки.

22 марта эсминец, находясь на траверзе Сочи, попал в сильный шторм (ветер 9 баллов, волнение до 8 баллов). Полубак начал сильно зарываться в воду, его настил, несмотря на установку подкреплений, просел и деформировался. Местами в корпусе образовались трещины, сорвало и смыло за борт вьюшку. Но самое удивительное, что от ударов волн образовались трещины в щите 1-го 130-мм орудия. Это весьма красноречивая характеристика качества "брони", из которой порой делалась противоосколочная защита артиллерии.

После ремонта "Бойкий" использовался для конвойной службы и набеговых операций. До июля 1942 года он совершил 6 рейсов в осажденный Севастополь, получил ряд осколочных повреждений в результате воздушных атак, из-за чего вновь был поставлен на ремонт.

3 октября он выходил на обстрел портовых сооружений Ялты, сделав вместе с "Сообразительным" более 300 выстрелов из 130-мм орудий, затем участвовал в перевозке войск из Поти в Туапсе.

С 29 ноября по 2 декабря 1942 года Черноморский флот предпринял попытку провести набеговую операцию на коммуникации противника. С этой целью к не­приятельским берегам были направлены два отряда: 1-й под командованием вице-адмирала Л.А. Владимирского (крейсер "Ворошилов", лидер "Харьков" и эсминец "Сообразительный") и 2-й под командованием командира 1-го дивизиона эсминцев капитана 2 ранга П.А. Мельникова ("Бойкий" и "Беспощадный").

Поход первого отряда оказался неудачным: у острова Фидониси крейсер "Ворошилов" подорвался сразу на двух минах и вынужден был срочно вернуться в Поти. Второй отряд, приняв топливо в Туапсе, направился к болгарскому побережью. Утром 1 декабря у мыса Калиакра оба эсминца попали в сплошной туман.

О том, что произошло дальше, до сих пор существуют противоречивые версии. По докладу командиров, между мысами Калиакра и Шабла ими были обнаружены 4 вражеских транспорта, стоявшие у берега и пережидавшие туман. Первым открыл огонь, а минуту спустя выпустил торпеды из первого аппарата "Беспощадный", но промахнулся. Затем с дистанции в 5-6 кбт дал 6-торпедныйзалп "Бойкий". Несколько минут спустя, в 8.12, послышался сильный взрыв - наши моряки посчитали, что это было попадание сразу в два транспорта. По советским эсминцам открыла огонь береговая батарея. Снаряды стали ложиться в 15 - 30 м от борта, поэтому "Бойкий" и "Беспощадный" отошли, но, развернувшись в тумане, в 8.30 повторили атаку.

Корабли открыли огонь из 130-мм орудий, а "Беспощадный" выпустил последние три торпеды из второго аппарата. Наблюдатели доложили, что от прямого торпедного попадания один транспорт переломился надвое и затонул, на другом вспыхнул пожар. Эсминцы вновь были обстреляны с берега, но, увеличив скорость до 20 узлов, благополучно покинули опасную зону, попутно уклонившись от якобы замеченной вражеской подводной лодки.

2 декабря эс­минцы вернулись в Поти. За этот поход протяженностью 1240 миль "Бойкий" израсходовал 439 т топлива. Командование поверило докладу командиров эсминцев, и данный эпизод в литературе обычно описывался именно в такой интерпретации. Даже в не предназначавшихся для печати дневниках командующий флотом адмирал Ф.С. Октябрьский записал, что "Бойкий" и "Беспощадный" уничтожили один танкер в 10-12 тысяч т, два транспорта по 3-4 тысяч т "и, видимо, одну румынскую канлодку".

Однако впоследствии факт гибели транспортов не подтвердился. Согласно авторитетным исследованиям последних лет, как зарубежным, так и отечественным, вражеских судов в тот момент в указанном месте не было. Скорее всего, в тумане за транспорты приняли скалы, и именно по камням эсминцы разрядили свои торпедные аппараты - это наиболее логичное объяснение ошибки наших моряков. Так что единственное за всю войну применение "семерками" торпед следует признать безуспешным.

В январе 1943 года "Бойкий" занимался конвойной службой, а затем участвовал в операции по обстрелу гитлеровских войск в районе Новороссийска. 5-6 февраля эсминец попал в жестокий шторм и получил серьезные повреждения. В частности, в верхней палубе (преимущественно по сварным швам) и в наружной обшивке борта образовались трещины длиной до 50 см, были деформированы комингсы и крышки люков, сорваны задрайки, почти из всех топливных цистерн начал вытекать мазут в соседние помещения. Корабль вновь пришлось основательно ремонтировать.

27 февраля за активные боевые действия в течение первых полутора лет войны эсминец "Бойкий" был награжден орденом Красного Знамени.

Весной - летом 1943 года "Бойкий" участвовал в набеговых операциях на ближние коммуникации противника. 26 августа в составе соединения выходил в море для постановки минного заграждения, но был обнаружен вражеским самолетом и по приказу командования вернулся в базу.

Интенсивная эксплуатация корабля сказалась на экономичности его механизмов: за этот поход протяженностью 817 миль в топках сожгли 454 т мазута - значительно больше, чем в прежние времена. Правда, на это повлияло и низкое качество мазута, которым приходилось заправлять наши корабли в Поти и Батуми. Износ котельно-турбинной установки, а также фактический запрет командования использовать крупные корабли на Черноморском театре после трагической гибели лидера "Харьков" и двух эсминцев в октябре 1943 года привели к тому, что на заключительном этапе Великой Отечественной войны "Бойкий" выходил в море лишь эпизодически и в боевых действиях участвовал очень ограниченно...

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: