Трепененков Игорь Исидорович
Трепененков
Игорь
Исидорович
Конструктор Сталинского Тракторостроительного Завода СТЗ-НАТИ / Конструктор
1909 - 1988

История солдата

Игорь Исидорович Трепененков - Доктор технических наук, профессор, конструктор, по праву принадлежит к когорте корифеев отечественного тракторо и танкостроения. Вся его трудовая деятельность была связана с НАТИ , где он работал с июня 1930 г. до последних дней своей жизни.

Придя в НАТИ, Игорь Исидорович сразу же включился в исследовательскую работу, проводимую институтом совместно с конструкторскими коллективами тракторных заводов. В 1931-1933 гг. он участвовал в разработке проекта трактора «Универсал», для которого им обоснованы и рассчитаны зубчатые зацепления.

В 1933-1937 годах И.И. Трепененков в составе бригады конструкторов НАТИ, соавтор проекта трактора СТЗ-НАТИ (общая компоновка трактора, ходовая и несущая системы), за разработку которого был награжден орденом «Знак Почета».  В 1944-1948 годах - трактора КД-35 на липецком заводе. За КД-35 в 1947 году он был удостоен звания лауреата Государственной премии. Игорь Исидорович - один из авторов вышедшего в 1937 году впервые в мире научного труда о системе тракторов, необходимых сельскому хозяйству. Всего ему принадлежит 109 печатных научных трудов, в том числе 11 книг. Некоторые из них переведены на немецкий, венгерский, румынский, китайский языки и на языки народов Советского Союза.

Значительный научный вклад Игорь Исидорович внес в методику оценки и повышения эксплуатационных показателей и технического уровня тракторов.

В 1942-1943 гг. - участник разработки двухмоторного военного тягача Я-12 (тяговый расчет и сцепные устройства), в 1943-1947 гг. - ведущий конструктор трактора КД-35, за который ему как руководителю творческого коллектива в 1947 г. присуждена Сталинская премия I степени.
Этими и другими разработками, в которых активное участие принимал И.И. Трепененков, было положено начало массового производства тракторов в СССР и становления советского тракторостроения как отрасли.

В последующие годы основным направлением научной деятельности Игоря Исидоровича стало обоснование перспективного типажа тракторов. Еще в 1941 г. им разработаны основные принципы построения типажа тракторов, а типажи, разработанные под его руководством на VII-VIII пятилетки, были одобрены Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР. После войны в Лопасненском, ныне Чеховском районе подмосковья, открывается испытательный полигон НАТИ и строится целый тракторный городок при полигоне, Новый Быт.

С 1958 по 1988 г. И.И. Трепененков – член редколлегии журнала «Тракторы и сельхозмашины», один из его авторитетнейших рецензентов. Его широкий научный кругозор, высокая эрудиция и доброжелательное отношение к начинающим авторам позволяли ему отмечать и поддерживать все новое, передовое. Огромная работоспособность в сочетании с душевной теплотой и человечностью снискали Игорю Исидоровичу заслуженное уважение всех, кому довелось с ним работать.

В последние годы И.И. Трепененков активно занимался исключительно важными для отрасли поисковыми исследованиями, анализом конструкций, оценкой и обоснованием параметров тракторной техники, прогнозированием ее технического уровня.
Накопленный огромный опыт НИОКР обобщен им в монографии «Эксплуатационные показатели сельскохозяйственных тракторов», благодаря которой он стал широко известен не только в конструкторских и испытательных организациях отрасли, но и институтах и ведомствах заказчика.

И.И. Трепененков - автор 130 печатных трудов по различным аспектам тракторной техники, в том числе 11 книг, общий тираж которых превысил 1 млн экземпляров. Причем некоторые из них переведены на иностранные языки.
Высокой оценкой заслуг И.И. Трепененкова перед государством стало награждение его орденом «Октябрьской Революции», а также медалями ВСХВ-ВДНХ СССР.

Основной вклад Деда в тракторо и танкостроение заключается в компоновке тракторов и устройстве ходовой части. Уникальные конструкторские решения позволили с началом Великой Отечественной Войны молниеносно перейти к производству на тракторных заводах танков. Усиленная и надёжная ходовая тракторов лекго выдерживала многотонные САУ и танки. Не даром тракторные заводы после перестройки подвергли первоочередному демонтажу и праватизации реформаторами ельцинского правительства.

И.И. Трепененков трагически погиб в автокатострофе во время перестройки 1988 году.

Регион Москва
Воинское звание Конструктор Сталинского Тракторостроительного Завода СТЗ-НАТИ
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность Конструктор
Место рождения г. Санкт-Петербург
Годы службы 1930-1988
Дата рождения 1909
Дата смерти 1988

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: