Трофимов Анатолий Николаевич
Трофимов
Анатолий
Николаевич
рядовой / автослесярь
21.04.1912 - 25.10.1993

История солдата

Мой прадед Трофимов Анатолий Николаевич в 1912 родился в Тверской области. 

Когда началась Великая Отечественная война он вместе с двумя братьями уже в июле 1941 года был мобилизован на фронт.

Во время войны вел личный дневник, который наша семья как память о нем и этой страшной войне бережно хранит.

В сентябре 1943 года Анатолий был ранен осколком мины в грудь, после чего провел семь месяцев в госпитале, так и не восстановившись полностью.

Из-за тяжелой травмы он после лечения в 1944-1945 годах работал в промышленности для фронта.

Что касается его близких, то оба брата погибли в боях. Мама войну тоже не пережила.

Читая его записи, можно пережить те эмоции, которые он испытывал, пока писал записи в мемории. Особенно волнительно воспринимать строки о победе:

"...9 МАЯ 1945 ГОДА

В ШЕСТЬ ЧАСОВ УТРА

Получили важное сообщение по радио, что кончилась война. Какая радость к нам пришла. Негоднова змея уничтожили навсегда. Долгие года наши были..."

Регион Свердловская область
Воинское звание рядовой
Населенный пункт: Екатеринбург
Воинская специальность автослесярь
Место рождения Россия
Годы службы 1941 1943
Дата рождения 21.04.1912
Дата смерти 25.10.1993

Боевой путь

Место призыва Максатихинский РВК
Дата призыва 2.07.1941
Боевое подразделение 5 железнодорожный батальон в 28 отдельной роте ПТФ
Завершение боевого пути Россия
Госпитали Эвукуационный госпиталь

28-я отдельная железнодорожная бригада (28 апреля 1942 года была преобразована в 1-ю гвардейскую железнодорожную бригаду). Слово «отдельная» означало возможность соединения с тем или иным фронтом, внезапной переброски с одного направления на другое и подразумевало высочайший уровень профессионализма. В полном своём составе (численностью до 2 тыс. человек) бригада впервые приняла участие в боевых действиях через месяц после начала войны под руководством своего легендарного командира, военного железнодорожника Николая Владимировича Борисова. Но отдельные части успели побывать в боях в первых числах июля и понесли тяжёлые потери, прикрывая эвакуацию. На языке документов эта служба называлась «заграждение железных дорог в первом периоде войны», и, по свидетельству Владимира Дмитриева, «у железнодорожников часто не было возможности защитить себя... Именно эти бойцы, оказавшись в тылу, проводили важнейшую работу по слаживанию частей.

Особое соединение
Показавшая себя удивительно стойкой, 28-я бригада была отведена на переформирование в августе 1941 года. Теперь в её состав входили управление бригады, 11-й и 12-й отдельные восстановительные железнодорожные батальоны, 5-й и 20-й отдельные мостовые железнодорожные батальоны. Благодаря такому гибкому составу бригада могла выполнять самые разные технические задачи, связанные и с железными дорогами, и с мостами, и с инженерными работами.
«Это соединение ставило заграждения на Правобережной и Левобережной Украине, в Донбассе, на Северном Кавказе. Подразделения бригады, чтобы преградить путь врагу, разрушили 3720 км пути, 5290 стрелочных переводов, 466 искусственных сооружений, в том числе мосты через Днепр у Днепропетровска и Запорожья, 70 пунктов водоснабжения», – писал министр путей сообщения Николай Конарев в книге «Железнодорожники в Великой Отечественной войне».

Несколько раз бригада оказывалась на критических участках фронта, где помощь военных железнодорожников требовалась для подвоза подкреплений и боеприпасов, для прикрытия обороны и – особенно в первый период войны – для обеспечения отступления.

Свой главный подвиг осенью 1941-го бригада совершила на Ворошиловградском (Луганском) направлении. Александр Таралов и Константин Терехин, ветераны бригады, вспоминали: «28-я отдельная железнодорожная бригада прибыла в Донбасс, на Южный фронт, в октябре. Это была уже закалённая в боях воинская часть, прошедшая свой путь от Одессы. В тяжелейшей обстановке первых месяцев войны её личный состав не раз показывал примеры героизма и мужества. Многие её бойцы и командиры были удостоены высоких наград за храбрость».

О развернувшемся вслед за тем тяжёлом пятидневном бое рассказывал историк, многолетний автор «Гудка» Николай Зензинов: «16 ноября 1941 года 4-й немецкий армейский корпус генерала Шведлера перешёл в наступление и к исходу дня вклинился на глубину до 20 км в расположение нашей 12-й армии северо-восточнее Артёмовска. Оперативная обстановка сложилась так, что на правом фланге армии других частей, кроме железнодорожных, не было. Обнаружив слабое место, фашисты рассчитывали без особого труда овладеть Ворошиловградом и тем самым отвлечь советские войска с Ростовского направления, где противник наносил главный удар... Командир бригады полковник Н.В. Борисов принял решение: для выполнения поставленной задачи срочно создать сводный батальон. В него вошли находившиеся поблизости подразделения 20-го мостового, 11-го и 12-го восстановительных батальонов общей численностью 577 человек. Командиром сводного батальона был назначен капитан С.Н. Марков. Воины-железнодорожники не имели артиллерийского вооружения. Но для огневой поддержки сводному батальону были приданы три бронепоезда, в спешном порядке подготовленные рабочими Ворошиловградского паровозостроительного завода... Враг неоднократно контратаковал подразделения сводного батальона. К исходу 19 ноября батальон вынужден был оставить захваченные позиции и закрепиться перед Голубовкой на рубеже реки Лугани. Враг не оставлял попыток выбить наши подразделения, закрепившиеся на реке Лугань, обрушивал шквал артиллерийского огня на бронепоезда. Весь день шли кровопролитные, жестокие бои. На рассвете 21 ноября враг перешёл в наступление, имея пятикратное превосходство в силах. Смолкли орудия наших подбитых бронепоездов. Лишившись их поддержки, сводный батальон отошёл на последний рубеж обороны. Упорно и беззаветно сражались наши бойцы.

Командир батальона капитан Марков лично водил бойцов в атаки, но пал, сражённый вражеской пулей... Каждый воин-железнодорожник сражался за двоих-троих, проявляя в бою стойкость и мужество... Четверо суток подряд длились ожесточённые, кровопролитные бои. Воины-железнодорожники стойко удерживали свои рубежи до подхода полевых частей Красной армии... 23 ноября подразделения 28-й железнодорожной бригады, участвовавшие в боях, прибыли в Ворошиловград и после пополнения продолжили заградительные и восстановительные работы на железнодорожных участках».

Воспоминания

Записки из личного дневника

Из дневника, ошибки исправлены, порядок достоверно не установлен, курсивом — неразборчивые записи, <…> — не читаемо:



«… но не знаю ничего, что будет дальше в нашей судьбе. И настиг ужас, разговоры перестали. Пишет Шура. До свидания, Толя»



«1941 год. Мне писали часто письма мои братья Шура и Ваня. И меня письма веселили <…>
Я писал им письма часто, послал братьям мои фото карточки. Шуре и Ване.»



«Прим: крайне неразборчиво, некоторые буквы стерты
<Никогда… ни Ваню, ни Машу… увижу их, а сейчас сижу и думаю я, как плохо на свете ОДИНОКОМУ >»



«Мои братья мне писали на фронт письма. Я их часто получал. Я писал Шуре и Ване очень часто. Вот Шура мне пишет письмо: снаряды рвутся около меня, а я пишу письмо вам, Толя»



«Возможно, Толя, и не допишу письмо я вам, но письмо пишу быстрее вам, чтобы вы могли его получить от брата Шуры. Дорогого возможно я письмо вам и не допишу. Снаряд немецкий разнесет меня и остатки по ветру раскидает <…>. Снаряды рвутся сильнее, сильнее, я докончил письмо вам писать»



«За мои фотокарточки меня много раз благодарили Шура и Ваня
Прим: поведена черта на странице
Не стало братьев. Погибли на фронте оба брата. Мои Шура и Ваня. Вечная память им.
Прим: поведена черта на странице
Никогда мне их не забыть. До самой смерти буду их вспоминать. Ваш брат Толя.
Прим: поведена черта на странице
Вечная память, вечная слава вам, мои братья, Шура и Ваня»



«1943 года
15 сентября
6 часов вечера
Меня ранила немецкая мина, первый снаряд — перелет, второй снаряд — перелет, но упал недалеко от меня, третий снаряд разорвался рядом и вонзился мне в грудь. Тяжелая рана в груди»



«17 ноября 1943 года получил из дому <…(по смыслу: письмо)…> очень печальное, что погиб брат мой, Трофимов Иван Николаевич. Убит 17 августа 1943 года.
В Орловской области был убит, деревня Будылёвка, жиздринского района, на опушке леса двумя пулями: первая в грудь, а вторая в голову.
Прим: в оригинале деревня Бутыневка, жездринский район
И похоронили его товарищи, где они вместе учились <…>. Похоронили его, любимого, товарищи. Погиб мой любимый брат Ваня. Вечная память Ване.»



«<…> 1944 года — день рождения моего брата Вани
В этот день, много лет тому назад, рос мой любимый брат Ваня. Он ничего не знал. Вот началась война 1941 года 22-го июня. Я пошел в армию.
Прим: дальше очень неразборчиво, некоторые слова стерты
<… моих любимых братьев…писал мне письма Ваня, любимый мой брат. Толя, кто из нас остался один может… погибших… я писал, если буду живой, то, никогда вас я не забуду… мой любимый брат Ваня >»



«Не стало моих братьев Шуры, Вани, мама померла.
Прим: поведена черта на странице
9 МАЯ 1945 ГОДА
В ШЕСТЬ ЧАСОВ УТРА
Получили важное сообщение по радио, что кончилась война. Какая радость к нам пришла. Негоднова змея уничтожили навсегда. Долгие года наши были…»



«Здравствуйте, мои родные. Трофимов Анатолий Николаевич.
(Прим: поведена черта на странице)
КОНЕЦ ВОЙНЫ
9 мая 1945»

Награды

орден ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ I степени  № ордена: 2280973

орден ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ I степени № ордена: 2280973

Фотографии

Запись о конце войны из дневника

Запись о конце войны из дневника

Еще запись о конце войны из дневника

Еще запись о конце войны из дневника

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: