Уповалов Гелий Петрвич
Уповалов
Гелий
Петрвич
Сержант / старший метеоролог метеонаблюдатель
5.02.1926 - 12.03.2012

История солдата

Уповалов Гелий Петрович родился 5 фефраля в 1926 году. Родители мальчика свято верили в светлое будущее коммунизма и назвали его Гелий (в переводе с греческого – солнечный). Но детство Гелия Петровича Уповалова не было таким солнечным. Когда ему исполнилось 7 лет, умер отец от тяжелой болезни. И трех братьев воспитывала и растила мать. В 15-летнем возрасте он окончил «семилетку» с похвальной грамотой и без экзаменов поступил в Ивановский индустриальный техникум.

– Когда я учился на втором курсе, пришло страшное известие о войне, – вспоминал ветеран, – и почти всех мужчин забрали на фронт.

Трудными были студенческие годы Гелия Петровича. Вся страна помогала фронту, проявляя образцы трудовой доблести. Не остался в стороне и комсомолец Уповалов: в колхозе убирал хлеб, ворошил стога (в газете «Голос кольчугинца» была заметка о его добросовестном труде). Зимой 1941 года за городом долбил окопы в насквозь промерзшей земле, готовил укрепрайон на случай отступления. В мастерских техникума ремонтировал стартеры для грузовых автомобилей, а в 1942 году Гелий Петрович вступил в ряды народного ополчения. Долгие годы он как реликвию хранил свое удостоверение бойца батальона им. Фурманова, дивизии народного ополчения им. Фрунзе. Там он окончил курсы станковых пулеметчиков и гранатометчиков и получил первые уроки боевой подготовки.

А в октябре 1943 года Гелия Уповалова призвали в ряды Советской армии и направили в столицу, на учебу. До сих пор помнит ветеран, какую закалку получил в Первом, ордена Ленина, Краснознаменном авиационном училище связи.

  – По будням мы бегали кросс на лыжах двадцать километров, в полном снаряжении, а по выходным – десять километров и это было для нас отдыхом. Проучившись в училище до декабря 1944-го, Гелий Петрович был направлен на фронт, обслуживать советские аэродромы.

– От Москвы до Можайска ехал на подножке поезда, – рассказывал Гелий Петрович. – До Бреста уже в вагоне добирался, а оттуда попал в 16-ю воздушную армию 3-го авиационного базирования в польский город Биляподляска.

В то время Советские войска вели наступление в Европе, освободили Польшу, Чехословакию, но гитлеровцы отчаянно и жестоко сопротивлялись. Каждый день с аэродрома, на котором служил Гелий Петрович, поднимались в воздух десятки истребителей и бомбардировщиков. Чтобы пилот самолета успешно выполнил боевую задачу, требовалось более пятидесяти человек: механики по вооружению и приборам, техники самолета, инженеры радиосвязи. Но даже при полной исправности самолет не вылетит с аэродрома, не зная погоды. Определение зон атмосферного давления, скорости ветра, высоты облаков, их кучность – это лишь малая часть тех обязанностей, которые выполнял на метеорологической станции сержант авиации Гелий Уповалов, получивший в военном училище профессию метеоролога. Сведения о погоде были секретными, поэтому их раскодировали по специальным таблицам.

  – Очень трудно было прогнозировать погоду, так как воздушные массы в основном идут с запада, а там еще немцы, – вспоминает ветеран, – самое страшное для летчика – это туман и грозовые тучи. Но для того нас и обучали метеорологии, чтобы не пугаться изменчивости погоды, а расчетливо анализировать данные и четко прогнозировать ситуацию.

Советская армия двигалась дальше на запад, а вместе с ней и Гелий Петрович в составе 265-го Краснознаменного батальона аэродромного обслуживания. Как-то на одном военном аэродроме пришлось наблюдать такую картину: тяжелые бомбардировщики поднимались в воздух и спустя пятнадцать минут, возвращались обратно. Выяснилось, что на другом конце города 60-тысячная гитлеровская группировка, попавшая в окружение, оказывала отчаянное сопротивление, укрепившись в старой крепости. Не помогали даже стокилограммовые бомбы, которые сбрасывали на крепость наши летчики. Пришлось переходить на 500-килограммовые ...

– Однажды на аэродроме польского города Познань началась страшная суета, – вспоминал Гелий Петрович, – все бегали, командиры отдавали команды со скоростью истребителя. Оказалось, что наш аэродром посетят два важных гостя... Так, ранней весной 1945 года Гелию Петровичу довелось воочию увидеть двух великих полководцев – маршалов Жукова и Рокоссовского, которые в то время командовали 1-м и 2-м Белорусскими фронтами. Видел Гелий Петрович и Василия Сталина, когда обслуживал правительственный аэродром в Потсдаме. Но было это уже в 1946 году, а войну ветеран окончил на границе Польши и Германии.

– Мы тогда службу несли в режиме сутки через сутки, – рассказывал фронтовик, – и чтобы не клонило ко сну, мы слушали радио. И вот в ночь с 8 на 9-ое мая, я услышал по радио сообщение о подписании пакта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.  Настала долгожданная Победа!

Но больше всего запомнилась Гелию Петровичу великая мощь советской авиации. В апреле 1944 года с аэродрома одновременно поднялись в воздух девяносто бомбардировщиков (целая дивизия), выстроились в боевые порядки и взяли курс на Берлин. А в качестве самолетов охранения вслед за ними поднялись в воздух более сотни истребителей. Такое зрелище не передать словами, его надо видеть.

После войны Гелий Петрович еще 7 лет прослужил в Германии и по распределению был направлен в город Таганрог, где получил звание младшего лейтенанта.

В 1960 году попал под сокращение, но уже в 1965 году в звании майора пришел работать в милицию. Был начальником отдела службы УВД города Таганрога, с 1972 по 1976 годы Гелий Петрович работал в Управлении вневедомственной охраны при УВД Ростовской области, стоял у истоков создания «ночной милиции» в структуре службы. На пенсию ветеран ушел в звании полковника милиции, но еще долгие годы, пока позволяло состояние здоровья, передавал свой богатейший опыт молодым сотрудникам.

Пресс-служба ГУ МВД России по Ростовской области 

 

Регион Ростовская область
Воинское звание Сержант
Населенный пункт: Ростов-на-Дону
Воинская специальность старший метеоролог метеонаблюдатель
Место рождения г. Иваново
Дата рождения 5.02.1926
Дата смерти 12.03.2012

Боевой путь

Место призыва г. Иваново, Ивановская обл.
Дата призыва 12.1944
Боевое подразделение 265 Краснознаменный батальон аэродромного обслуживания
Завершение боевого пути Германия

1й Белорусский фронт с 13.01.1945-9.05.201945г в должности старшего метеоролога

Награды

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.»

65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.

Документы

other-soldiers-files/20170504_205149.jpg

other-soldiers-files/20170504_205149.jpg

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: