Василенко Иван Васильевич
Василенко
Иван
Васильевич
Капитан 1 ранга / ВМФ
1.09.1926 - 27.08.2020

История солдата

Василенко Иван Васильевич – военный деятель, капитан 1-го ранга военно-морских сил Советского Союза, командир атомной подводной лодки «К-151» 659 проекта.

Родился 01.09.1926г. в селе Ново-Николаевка Рубцовского района Алтайского края.

В 1934 году пошёл в 1й класс. Школа была в деревенском двухкомнатном доме.

С 1941г. по 1942г. – обучался в топографическом техникуме в г. Томск.

Август 1942г. – сентябрь 1944г. – обучение в военно-морской спецшколе №5, село Чон-Курган, Киргизия. В 1944г. принял военную присягу, и для прохождения старшего курса был переведён в военно-морское подготовительное училище во Владивостоке.   

Сентябрь 1945г. – ноябрь 1949г. – курсант Тихоокеанского высшего военно-морского училища во Владивостоке с последующим присвоением квалификации «офицер корабельной службы» и военного звания «лейтенант».

30 ноября 1949г. Был назначен командиром рулевой группы в штурманской боевой части подводной лодки типа «Ленинец «Б-17» в бухте «Улисс» (район Владивостока).

В 1950г. был назначен штурманом (командиром БЧ-1-4, на подводной лодке «С-130» типа «Щука», базировавшейся в бухте «Улисс»).

В октябре 1952 года по окончании высших офицерских классоов подводного плавания и противолодочной обороны (ВСОК) во Владивостоке в октябре 1952г. приказом командующего тихоокеанским флотом, адмиралом Пантелеевым был назначен командиром БЧ-1-4 на подводной лодке «Б-13» типа «Ленинец».

В 1953 году став флагманским штурманом 124-й бригады дизельных подводных лодок, дважды принимал участие в 1955 и 1956 годах  в переводе в Циндао (КНР) и передаче подводных лодок и надводных кораблей для ВМС Китая, за что председатель КНР Мао Дзедун наградил медалью «Советско-Китайская дружба».

В 1953 году став флагманским штурманом 124-й бригады дизельных подводных лодок, дважды принимал участие в 1955 и 1956 годах  в переводе в Циндао (КНР) и передаче подводных лодок и надводных кораблей для ВМС Китая, за что председатель КНР Мао Дзедун наградил медалью «Советско-Китайская дружба».

Служба старшим помощником капитана на ПЛ «С-336» после назначения в 1955г. проходила успешно и в октябре 1957г. продвинулся по службе, став командиром 161-го резервного экипажа для 124-й бригады подлодок 613-го проекта. В этой должности прослужил недолго, т.к. в декабре 1958г. был направлен на учёбу в г. Ленинград на высшие офицерские классы ВМФ по специальности командира подлодки.

По их окончании в 1959 г. был назначен командиром подлодки «С-390» (проекта 613) в б/х Конюшково. На этой подлодке выполнил  месячный поход на боевую службу в южной части Японского моря и Цусимском проливе для обеспечения боевой подготовки кораблей противолодочных соединений и т.п.

В декабре 1960г. был назначен командиром крейсерской атомной подводной лодки первого ранга стратегического назначения «К-151» (проекта 659, заводской номер 144). Весь 1961г. обучался в учебном центре ВМФ в учебном центре в г. Обнинск.

В должностях командира ПЛАРК и начальника штаба 45-й дивизии подводных лодок в период холодной войны совершил три дальних автономных похода на боевую службу в Тихом океане, в т.ч. на ПЛАРК «К-116» проекта 675 10-й дивизии АПЛ продолжительностью более 70 суток в качестве старшего с молодым командиром АПЛ, капитаном 2-го ранга Дроновым.

После окончания академических курсов (АКОС) в 1970 году в должности заместителя командира 10-й оперативной эскадры ТОФ (ОПЭСК) (командир эскадры контр-адмирал Ховрин Н.Н.) более двух лет (1971-1972г.) осуществлял управление кораблями эскадры в Индийском океане.

Служба в главном штабе ВМФ проходила с 1972 по 1981г. в ключе штабного работника, совершались частые командировки на ТОФ и за рубеж.

В 1981г. приказом главнокомандующего ВМФ СССР С.Г. Горшковым был назначен советником ВМС Эфиопии, после чего прошёл соответствующую подготовку для работы за границей по плану 10-го главного управления генштаба ВМФ. В этой должности проработал до 1985г.

За время службы командиром атомной подводной лодки и начальником штаба 45 ДИПЛ был награждён орденами: «Красного знамени» в феврале 1968г. за 3 похода на боевую службу; «За службу родине в вооружённых силах СССР 3-й степени» награждён в 1976г. Также был награждён многими медалями (20 шт.), в том числе за боевые заслуги. За время службы в ВМФ получил более 50 почётных грамот и поздравлений.

Регион Москва
Воинское звание Капитан 1 ранга
Населенный пункт: Москва
Воинская специальность ВМФ
Место рождения РСФСР, Алтайский край, Рубцовский район, село Новониколаевка
Годы службы 1944 1985
Дата рождения 1.09.1926
Дата смерти 27.08.2020

Боевой путь

Дата призыва 7.11.1944
Боевое подразделение Тихоокеанский военно-морской флот

Воспоминания

Начало пути

07 ноября 1944 г. я принял военную присягу и по оконча- нии ВМПУ был зачислен курсантом Тихоокеанского высшего военно-морского училища (ТОВВМУ). Военно-морскую практику в летнее время проходили на кораблях тихоокеанского флота (ТОФ) и Амурской флотилии. 08 августа 1945 г. советское правительство объявило японскому о том, что с 09 августа Советский Союз будет счи- тать себя в состоянии войны с Японией. С целью сохранения тайны о подготовке флота к войне с Японией курсантов с боевых кораблей не снимали. Корабли, участвуя в боевых действиях, высаживали десант и разведгруппы в корейские порты: Юки, Расин, Сейсин и Гензан, а также на остров Южный Сахалин и острова Курильской гряды с це- лью подготовки плацдармов для высадки основного десанта. Корабли Амурской флотилии оказывали содействие войскам от бассейна Сунгари до Харбина. В течение 25 суток нашими войсками была разгромлена 750-тысячная Квантунская армия. 2 сентября 1945 г. японцы на линкоре «Миссури» (США) в Токийском заливе подписали акт о безоговорочной капитуляции (от советского правительства при- сутствовал генерал-лейтенант Деревянко). Это число является офи- циальной датой окончания Второй мировой войны.
Вторая мировая война закончилась.

В документах министерства обороны ТОВВМУ участвующим в войне с Японией не числилось, как не числились и курсанты на практике в составе экипажей кораблей. На получение подтверждающих документов с флота и из центрального архива потребовалось много времени. И только после получения архивных материалов и директивы Генерального штаба курсанты были отнесены к участникам войны и в 1994 г. получили соответствующие удостоверения. Занятия в военно-морском училище вели опытные офицеры и гражданские педагоги. Кабинеты и лаборатории имели необходимые технические средства, приборы и учебное вооружение: ракетное, артиллерийское, минно-торпедное. Летом морскую практику проходили на надводных кораблях, ракетных, торпедных катерах, подводных лодках и морской авиации. Имели свою бухту Подъяпольского в Амурском заливе, где отрабатывали совместное плавание на учебных катерах, парусное плавание на шлюпках и физическую подготовку по плаванию на время и расстояние.

В 1946 г. совершили поход с целью штурманской практики по маршруту Владивосток – Сангарский пролив – Тихий океан – Токийский залив на вспомогательном судне «Аргунь», работавшем на угле, которое было передано России Японией по репарации. Заодно доставили нашей военной миссии топливо, продукты, почту и прочее. Заход в Токио кораблю с курсантами разрешил генерал Макартур – главнокомандующий войсками США в Тихом океане, – скорее всего, из солидарности, так как его сын учился в военно-морском колледже США.

В 1949 г. нам, курсантам,присвоили звание мичмана и отправили пассажирским пароходом в Порт-Артур (Люй-шунь, КНР) на трёхмесячную предвыпускную стажировку на подводных лодках бригады ТОФ, которая в то время базировалась в Китае, в Порт-Артуре, в бухте Макарова. Высадили нас в порту Дальний (Далянь), а до нужного места добирались на электричке. Разместили нас в здании гостиничного типа. Подводные лодки типа «Щука» были отшвартованы к причальным стенкам бухты по периметру. Стажировка была напряжённой, почти каждый день выходили в море. Практически мы выполняли обязанности командира боевой части, разумеется, под руководством такового.
Я проходил практику на подводной лодке, где штурманом был старший лейтенант Михайловский Аркадий Михайлович. Это был опытный офицер, который приучал меня скрупулёзно вести навигационную прокладку. Выходя в море, мы каждый раз проходили мимо морского памятника погибшим на броненосце «Петропавловск», подорвавшимся на мине.

В конце 1949 г. состоялся торжественный выпуск нашего курса в ТОВВМУ с присвоением квалификации «офицер корабельной службы» и воинского звания лейтенанта с вручением диплома и офицерского кортика. Вместе с погонами и кортиком получил «приданое»: обмундирование, одеяло и комплект простыней. Вскоре, как и хотел, получил назначение служить на подводных лодках. Был назначен командиром рулевой группы в штурманской боевой части подводной лодки типа «Ленинец «Б-17» в бухте Улисс (район Владивостока).

Неожиданная встреча с командующим тихоокеанским флотом СССР контр-адмиралом Кузнецовым Николаем Герасимовичем

Вскоре после выпуска из Тихоокеанского высшего военно-морского училища, как и хотел, получил назначение служить на подводных лодках. Был назначен командиром рулевой группы в штурманской боевой части подводной лодки типа «Ленинец «Б-17» в бухте Улисс (район Владивостока). Подводная лодка была поставлена на якорь в бухте Аякс на восточном бе- регу о. Русский, чуть южнее пролива Босфор Восточный и недалеко от острова Скрыплева. Это было весной 1950 г. Рядом город, а мы на якоре... Вдруг сигнальщики доложили, что по Босфору Восточному движется торпедный катер с командующим флота на борту. Когда у катера мы оказались на траверзе, он повернул к нам. Об этом сроч- но было доложено командиру подводной лодки, после чего приня- ли катер и встретили командующего тихоокеанским флотом СССР контр-адмирала Кузнецова Николая Герасимовича. Он шёл на катере в залив Стрелок и увидел на якоре подводную лодку, которую решил навестить и выяснить, чем занимается экипаж. Он спустился в центральный пост, перешёл во 2-й отсек (кают-компанию). Старпом Михалдык доложил ему, что на ПЛ проводится контрольное занятие с офицерами на знание театра залива Пётр Великий по «немым» калькам, которые к занятию готовил я. Командующий флотом в кают-компании сел рядом со мной, карандашом указывал мне на мысы, острова, проливы и прочее от реки Тюмень-Ула до мыса Поворотный, а я отвечал, и так продолжалось минут 15—20. Стало ясно, что он хорошо знал театр залива. На столе лежал мой зачётный лист на самостоятельный допуск к исполнению обязанностей. По указанным предметам я должен был сдать зачёты флагманским специалистам и получить оценку. Он взял этот лист, крупно написал «отлично» и расписался. Затем попрощался с командиром, пожелал нам достойной службы и убыл в залив Стрелок. Сослуживцы советовали мне оформить этот зачётный лист в рамку и повесить на вид- ном месте. Эта кратковременная встреча с Н. Г. Кузнецовым на ПЛ Б-17 была огромной честью для нас, молодых лейтенантов.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: