Васильев Владимир Александрович
Васильев
Владимир
Александрович
старшина 2-й статьи / боцман
21.02.1930 - 27.12.2005

История солдата

Владимир Александрович - мой отец. Ветеран-участник ВОВ (удостоверение № 6886248). Житель блокадного Ленинграда. По направлению Петроградского райкома ВЛКСМ поступил учиться в Школу юнг в г. Ломоносове под Ленинградом. Далее служил на Балтийском флоте, Черноморском флоте, в Каспийской флотилии. Участвовал в боевом тралении - освобождении вод Балтики от фашистских мин. Имеет Нагрудный знак «Ветеран ДКБФ» № 29563, нагрудный знак «За боевое траление 1941–1957 гг.», государственную награду «Знак Почета» № 10484, медаль Нахимова, медаль «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», медаль «Адмирал Горшков» и многие другие юбилейные медали.

На борьбу с минной опасностью лишь на Балтийском море было брошено 100 тральщиков и 187 катеров-тральщиков. Зачастую это были корабли, переоборудованные из обычных морских буксиров и рыбацких сейнеров. На них служило немало юнг, по 18 часов в сутки не покидавших своих боевых постов, но подвигом свою службу не считавших. 

Однако боевое траление – это всегда подвиг, «огонь на себя», и нам, потомкам, сейчас трудно понять те чувства, которые испытывает человек, когда за кормой в трале взорвавшаяся мина поднимает над морем высокий столб воды, а его онемевшие губы беззвучно шепчут: «Слава богу, пронесло!»

Отец долгие годы возглавлял общество ветеранов юнг-балтийцев, имя Балтийских юнг носит площадь на Васильевском острове Петербурга, там же стоит памятник юнгам-балтийцам.

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание старшина 2-й статьи
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Воинская специальность боцман
Место рождения Ленинград
Годы службы 1945 1952
Дата рождения 21.02.1930
Дата смерти 27.12.2005

Боевой путь

Место призыва Ленинград
Дата призыва 1945
Боевое подразделение Школа юнг, г. Ломоносов
Завершение боевого пути 1952, г. Таллин
Принимал участие боевое траление, Балтийский флот

После 9 мая 1945 года война закончилась лишь формально. Голод. Нужно восстанавливать народное хозяйство, но торговые порты закрыты – моря вокруг Советского Союза усеяны смертоносной «черной икрой» – морскими минами, которые продолжают уничтожать корабли и суда (только с мая 1945-го до конца 1946 года на минах подорвался 41 корабль, в том числе крейсер «Киров» и 11 тральщиков). В одном только Финском заливе плавало более 50 тысяч мин. «Ну прямо суп с клецками», – шутили служившие на Балтике моряки.

Однако веселого в этой самой настоящей минной войне было мало. Часть мин взрывалась сама, а освободить воды Балтики от остальных призваны были специальные корабли – тральщики. Мины просто расстреливались с шлюпок, спускаемых с катеров, с расстояния несколько десятков метров. Случалось, взрыватель не срабатывал, мина опускалась на дно и становилась во много раз опаснее. Другие мины срывались с «якоря», и ветер снова пригонял их на ставшие было безопасными морские пути…

Люди, трудившиеся на тральщиках, знали, что в любую минуту может произойти взрыв. Иным посчастливилось благополучно отслужить несколько месяцев, а другим – всего пять дней… Причем в «минной войне» участвовали не только опытные военнослужащие, но и 14–15-летние юнги, в том числе Владимир Васильев.

В то время минеры получали от государства «тральные». Плата за уничтожение обычной мины была 500 рублей «старыми деньгами» на корабль, за акустическую – тысяча. За подрыв мины опытный моряк награждался 150 рублями. Юнги выполняли эту опасную работу бесплатно…

Ведение всех послевоенных боевых действий было в то время строго засекречено. То, что их сына-призывника или юнгу отправляли порой на верную смерть, родителям, естественно, не сообщали. 

Вот лишь два эпизода минной войны, в которой принимал участие мой отец.

Наверное, никогда не забудет сослуживец Владимира Васильева балтийский минер Юрий Сухоруков (впоследствии капитан I ранга в отставке, награжденный двумя орденами Отечественной войны, орденом Красной Звезды, двумя медалями «За отвагу», медалью Ушакова и многими другими наградами, 1926–2010) один из жарких дней лета 1947 года. Случилось так, что после того, как шлюпка с минерами подошла к мине и подвесила взрывной патрон, катер из-за аварии с двигателем не смог отойти от мины на безопасное расстояние от вот-вот готовой взорваться мины. И тогда Сухоруков бросился за борт и подплыл к мине, последним усилием сорвав подрывной патрон, когда оставалось догореть всего нескольким сантиметрам шнура… Он 488 раз смотрел в лицо «рогатой смерти» – именно столько на его счету уничтоженных вражеских мин.

Аркадий Гоголев, бывший юнга базового тральщика, рассказывает, как рванула подрезанная тралом якорная мина: «Гидродинамический удар был такой силы, что стальной корпус тральщика лопнул, словно ореховая скорлупа. Трещина прошла от кормы до трального трюма. Но никто не паниковал. А когда течь общими усилиями заделали, вновь продолжили траление. Ведь мы считали себя на военном положении».

Кстати, период траления боевых мин засчитывался военнослужащим в выслугу лет в льготном исчислении, то есть один месяц службы за полтора месяца. Больше никаких льгот и почестей, которых удостоились ветераны ВОВ, балтийцы-тральщики не получили. Мало того, время обучения в Школе юнг и практическое плавание до достижения призывного возраста в срок действительной военной службы юнгам вообще не засчитывался! И это несмотря на то, что иные за свои подвиги получали ордена и медали.

В октябре 1957 года Межсоюзническая комиссия по разминированию водных акваторий пришла к выводу, что по большому счету минная блокада снята. Однако боевое траление продолжалось вплоть до 1963 года! Не в массовом порядке, конечно. Но и сегодня на торговых судах есть впередсмотрящие, в обязанности которых входит визуальное наблюдение – что там справа-слева по борту: бревно, затонувшая шлюпка или… мина?

Да, балтийская блокада была наконец снята, но… после этого о минной войне и ее героях, по сути поставивших последнюю точку в Великой Отечественной войне, государство постаралось забыть. А ведь их «коллеги» из европейских стран давно получали специальные пенсии за отвагу!

Лишь в начале 2000-х гг. моряки, очищавшие Балтийское море от мин, смогли с помощью своего Общества ветеранов боевого траления Балтики «достучаться» до властей предержащих и получить, наконец, то, что они заслужили: статус ветерана-участника Великой Отечественной войны и боевые награды, среди которых редкая медаль Ушакова. И слава богу! А то ведь еще немного – и награждать было бы некого. 

Фотографии

После войны

Завершив военную службу, отец работал настройщиком радиоаппаратуры на различных предприятиях Ленинграда - Петербурга, основная часть его жизни была связана с Государственным оптическим институтом им. Вавилова, где он работал вплоть до своего ухода из жизни. Был неоднократно премирован за рационализаторские предложения. Ветеран труда. Был подвижный, легкий на подъем, участвовал во многих мероприятиях, посвященных Дням Победы, проводил «уроки мужества» в школах, о нем вышло несколько статей в петербургских газетах и журналах. А однажды его портрет даже был на первой странице газеты «Вечерний Петербург» (23 июля 2004 г.) – в городе праздновали День Военно-морского флота. Причем его сфотографировали на улице совершенно случайно.

В апреле 2005 года позировал для портрета в студии художника А. Ф. Полозова. Этот портрет остался у художника, в домашнем архиве только фото – отец изображен в морской форме с наградами.

 

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: