Ветераны Воздушно-Десантной Бригады
Ветераны
Воздушно-Десантной
Бригады
Дата рождения: 1938

История солдата

 История 202-й воздушно-десантной бригады, сформированной в Хабаровске еще в предвоенные годы и ставшей настоящей школой мужества, пережила разные этапы своей известности в летописи города Хабаровска. Был   период, когда о ней писали все газеты Советского Союза, т.к. она участвовала в поисках и спасении героического женского экипажа самолета «Родина» в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко, Марины Расковой.

Десантники стали участниками событий на озере Хасан, боев на реке Халхин-Гол, где заслужили высокую оценку командования.

     В годы Великой Отечественной войны на базе бригады были сформированы 10-я гвардейская воздушно-десантная дивизия (получившая впоследствии название Криворожской), и 114-я гвардейская стрелковая дивизия (Венская). Воспитанники 202-й воздушно-десантной бригады прошли Старо-Русскую операцию, оборону Сталинграда, Курскую битву, форсирование Днепра, освобождение Украины, стран Восточной Европы.   О воспитанниках 202-й ВДБ с огромным уважением отзывались такие военачальники, как Жуков Георгий Константинович, Иванов Василий Поликарпович, Родимцев Александр Ильич, Маргелов Василий Филиппович.

Но после войны история 202-й ВДБ оказалась полностью забытой в городе, о ней нигде даже не упоминалось. А зря! Мало того, что она стояла, как и несколько других бригад, у истоков создания воздушно-десантных войск, она дала такую подготовку своим воспитанникам, что среди них 16 Героев Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы, и все они с благодарностью вспоминали свою бригаду. А знамя 202-й ВДБ пронесли через всю войну в 350 – м гвардейском стрелковом полку и, простреленное пулями, оно хранится в музее десантных войск в Рязанском десантном училище.

С историей 202-й воздушно-десантной бригады тесно связана история района г. Хабаровска – Большого Аэродрома. В 1980 году на территории Большого Аэродрома была открыта средняя школа № 50. В этом же году к администрации школы обратились ветераны 202-й ВДБ и руководители города с предложением помочь восстановить историю славной бригады. Совместными усилиями Совета ветеранов 202-й ВДБ и поискового отряда школы удалось восстановить героическую историю бригады, создать Комнату боевой славы бригады, разместить мемориальную доску в память о бригаде на здании бывшего Дома офицеров Советской Армии (ныне Академия правосудия). Участникам поискового клуба «Исследователь» удалось собрать большой и интересный материал об истории бригады и ее воспитанниках. По результатам поиска была открыта Стела Памяти Героев Советского Союза воинов-десантников 202-й ВДБ на территории МАОУ «Многопрофильный лицей имени 202-й воздушно-десантной бригады», в рамках Всероссийской акции «Я – гражданин России» был создан проект о наименовании улицы г. Хабаровска именем 202-й ВДБ, который стал победителем Всероссийской акции. Благодаря администрации, педагогическому коллективу и учащимся лицея улица на Большом Аэродроме получила славное имя. В 2018 году, к 73 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, лицеистами совместно Общественным народным фронтом на пересечении переулка Топографического и улицы Льва Толстого был посажен сквер памяти Героев Советского Союза воинов-десантников 202-й ВДБ.

Регион Хабаровский край
Населенный пункт: Хабаровск
Место рождения Хабаровск
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 1938

Боевой путь

Место призыва г. Хабаровск
Боевое подразделение 202-ая воздушно-десантная бригада
Принимал участие Боевое крещение десантники 202 ВДБ получили в составе 10 Воздушно-десантной дивизии, участвуя в Старо-Русской операции. За отличные боевые действия в этом район...

Личный состав бригады героически проявил себя в боях на фронтах Великой Отечественной войны, составляя костяк 10-й Гвардейской Воздушно-десантной дивизии (Боевой путь 10-й гвардейской Криворожской ордена Суворова 2 степени воздушно-десантной дивизии.), а также 114 Гвардейской дивизии 39-го Гвардейского стрелкового корпуса.

В июле 1942 г. из состава 202 ВДБ были отправлены на фронт три батальона. На их базе была сформирована 4-я манёвренная воздушно-десантная бригада, ставшая костяком 10-й воздушно-десантной дивизии.

Боевое крещение десантники 202 ВДБ получили в составе 10 Воздушно-десантной дивизии, участвуя в Старо-Русской операции. За отличные боевые действия в этом районе дивизия получила звание «Гвардейской».

27 августа 1943 г. 202 ВДБ была переброшена на окраину Харькова. Затем последовали бои за Харьков и самая яркая страница истории бригады — форсирование Днепра. За эту операцию 38 бойцов и офицеров дивизии получили звание Героев Советского Союза, из них 10 звёзд Героя — на счету десантников 202 ВДБ.
В августе 1944 г. из состава частей и соединений действующей армии, а также из вновь сформированных создано в составе ВДВ три гв. воздушно-десантных корпуса:

37-й (командир генерал-лейтенант П. В. Миронов);

38-й (командир генерал-лейтенант А. И. Утвенко);

39-й (командир генерал-лейтенант М. Ф. Тихонов).

В октябре корпуса сведены в Отдельную гв. воздушно-десантную армию (командующий генерал-майор И. И. Затевахин).

В 37-й корпус вошли 13, 98 и 99-я гв. воздушно-десантные дивизии; 38-й корпус −11, 12 и 16-я гв. воздушно-десантные дивизии; 39-й — 8, 14 и 100-я воздушно-десантные дивизии.

В декабре 1944 г. Отдельная гвардейская воздушно-десантная армия переименована в 9-ю гвардейскую армию (командующий генерал-полковник В. В. Глаголев). Корпуса и дивизии стали именоваться стрелковыми, некоторые дивизии получили новые номера: 37-й гвардейский корпус состоял из 98, 99 и 103-й гв. стрелковых дивизий; 38-й — 104, 105 и 106-й гв. стрелковых дивизий; 39-й — 100, 107 и 114-й гв. стрелковых дивизий.

Воспоминания

Спасение экипажа «Родина»

1 октября 1938 года была образована 202-я ВДБ, а уже 4 октября ей пришлось проходить проверку на готовность выполнять сложные задачи. В конце 30-х годов очень популярной стала авиация, и шло негласное соревнование по установке рекордов на дальность авиационных перелетов. После знаменитого полет Чкалова - Байдукова в США через Северный полюс, было решено совершить беспосадочный перелет женского экипажа на Дальний Восток. В экипаж вошли командир - Гризодубова Валентина Степановна, Осипенко Полина Денисьевна, Раскова Марина Михайловна. 24 сентября 1938 года экипаж самолета «Родина» вылетел из Москвы после долгой подготовки. Пролетев за 26 часов 6450 км, оказались в области сплошной облачности. Валентина Степановна Гризодубова так пишет об этом отрезке полета: «Сплошная облачность – земли не видно. Наконец, неожиданно оборвались облака: как на ладони Охотское море, видны острова в Тугурском проливе. Поворачиваю к югу, по земле вновь затягивают облака. Позади 25 часов 29 минут полета, более 20 часов вслепую. Тут загорается красный свет – кончилось топливо. Проверяю баки – пусто! Придется совершать вынужденную посадку. «Марина, прыгай!» - кричу я. Но она не хочет покидать самолет. Завыла сирена – через 20 минут заглохнет мотор. Планировать на таком тяжелом самолете трудно – может сразу спикировать. «Прыгай!- приказываю я Марине. Но пока мы спорили, нас пронесло мимо выбранной площадки. Марина прыгнула на тайгу, а Полина отказалась. Я рассчитала посадку на болото, которое маячило впереди. Это было заросшее озеро вблизи реки Амгунь (как оказалось, они перепутали Амгунь с Амуром). Сели удачно, чуть-чуть погнули лопасти. Развернули аварийную радиостанцию, но нам позабыли положить сухие батареи, пришлось подавать сигнал вручную». Начались поиски. Шли дни, кончался сентябрь. Прочесывание самолетами и поисковиками напоминало поиск иголки в стогу сена. Местные жители сообщили, что слышали шум мотора в районе поселка Хурмули. Эти известия подтвердили жители селений Экимчан и Стойби. Направили в этот треугольник самолет, и командир экипажа Михаил Сахаров заметил на мари пятно, спустились до сорока метров, разглядели самолет, раскинувший 30-метровые крылья. Рядом двое человек размахивали полотнищами от парашюта. Сесть было невозможно, т.к. самолет был на поплавках, но место нахождения определили. После получения сигнала об аварийной посадке самолета, 202-я воздушно-десантная бригада по указанию командующего ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной Дальневосточной Армии комдива Я. Сорокина сформировала поисково-спасательную группу. Во главе спасательной группы были поставлены военврач Тихонов Петр Семенович, имевший за плечами 106 прыжков, и командир спасательной группы А.И. Олянишин, опытнейший десантник. Вспоминает П.С. Тихонов: «Решили так: с первого ТБ-3 прыгнут к Осипенко и Гризодубовой два спортивных комиссара (мы с Олянишиным) осмотреть барографы, составить акт о рекорде. А всех остальных десантников комдив Сорокин взял с собой: если обнаружится в тайге Раскова, то сбросить ей подмогу, нет – вернуться прямиком в Хабаровск. Мы уже приближались к «Родине», как видим: выныривает из-за сопки скоростной «Дуглас», как, сталкиваясь, он рубит хвост тихоходу ТБ-3, как вспыхивает свечой машина Бряндинского (пилотировал Герой Советского Союза флагманский штурман ВВС 2-й ОКДА комбриг Бряндинский, нарушивший правила полета, совершивший ранее беспосадочный перелет Москва - Владивосток), как сыплется, перевернувшись, тяжелый корабль Сорокина, из которого успевают выпасть несколько белых раскрывшихся куполов… Мы с Олянишиным прыгнули с парашютом. Горит тайга, подступает к многомоторному ТБ-3, у которого полны баки. Взялись сбивать кромку огня, подоспели четверо чудом спасшихся десантников из экипажа Сорокина. Остальные разбились…». Несмотря на собственную катастрофу и гибель основной части поисково-спасательной группы (погибло 16 человек, и несколько человек было тяжело ранено), десантники приступили к поиску летчиц. На следующий день группа вышла к месту посадки самолета, затем обнаружили обессиленную Марину Раскову, которая перед вынужденной посадкой покинула самолет с парашютом. За выполнение этого сложного задания участники спасательной операции были награждены орденами Красной Звезды. Вспоминает Виноградов А.И. «Ещё во время нашей учёбы все газеты писали о беспримерном рекорде, беспосадочном перелёте наших лётчиц Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Раскиной из Москвы на Дальний Восток. Они совсем немного не долетели до Комсомольска -на – Амуре, сели на вынужденную посадку у озера Эворон. И 43-я эскадрилья, в которой я потом служил, принимала активное участие в их спасении. Когда лётчицы ехали на поезде из Комсомольска обратно в Москву, мы, курсанты, строились на перроне станции Серышево, и встречали их, как героев». Погибшие десантники похоронены в братской могиле около Комсомольска –на - Амуре.

Награды

Фотографии