Волков Александр Сергеевич
Волков
Александр
Сергеевич
Старшина / Моряк
12.09.1922 - 19.05.1979
Регион Хабаровский край
Воинское звание Старшина
Населенный пункт: Комсомольский район
Воинская специальность Моряк
Место рождения п.Писцово, Ивановская обл.
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 12.09.1922
Дата смерти 19.05.1979

Боевой путь

Место призыва г.Комсомольск, Ивановской обл
Дата призыва 28.08.1941
Боевое подразделение РККА и ВМФ эсминец "Бодрый"
Завершение боевого пути г. Поти
Принимал участие в освобождении Севастополя, Судака, Феодосии, Евпатории, Керчи, Кавказа

Мой отец, Волков Александр Сергеевич, очень не любил рассказывать о войне. Но если выпадала такая минута, когда он хоть что-то говорил, я всегда плакала.

Папа был призван 28.08.41г на эскадренный миноносец "Бодрый", головной корабль проекта 7, лучший корабль в мире к тому времени. И он этим очень гордился.  Самое главное, корабль был сделан очень своевременно, перед войной. К  прибытию папы на "Бодрый" корабль был уже перевооружен зенитными автоматами 70-К вместо 45 мм полуавтоматов.  

Оборона Одессы

Крещение  налетом  врага долго ждать себя не заставило. Он принял его в самый первый день. Но, к счастью, бомбардировщики не смогли повредить корабль.

Повреждение, (отец  рассказывал), корабль получил в Одессе 6-ти дюймовым снарядом, когда доставляли 1040 снарядов для полевой артиллерии гарнизона. Взрыв перебил 171-й, 172-й, и 173-й шпангоуты, оборвал кабели и трубопроводы, уничтожил оборудование лазарета, а осколки проникли в нефтяные цистерны и орудийные погреба.  Но  воспламенения топлива и бензобаков не произошло. Пробоину в наружной  обшивке временно заделали пластырем. Эсминец сохранил боеспособность и, прикрывшись дымовой завесой  вышел из гавани. Это было 9 сентября 1941 года.

В течение следующих пяти дней "Бодрый" обстрелял 18 береговых батарей противника и 5 раз был обстрелян противником в ответ, а также неоднократно отражал воздушные атаки. Дымоаппаратура помогла тогда избежать повреждений корабля. После этого "Бодрый" отправился на ремонт в Севастополь. Люди работали в те времена не покладая рук и днем и ночью. За полтора дня корабль был снова готов к боевым действиям.

В течение следующего месяца "Бодрый" занимался непрерывно конвойной службой, совершил одну минную постановку. В октябре он принял участие в эвакуации одесского гарнизона, непрерывно отражая воздушные налеты противника.

Папа рассказывал, как однажды они перед Севастополем попали в 8-ми бальный шторм (волна до 7 метров) и получил небольшие повреждения. Представляю сейчас  ощущения отца, человека, увидевшего море впервые несколько месяцев тому назад. Думаю, было им страшно всем.

Авианалеты в Севастополе

Самолеты противника были обнаружены, на дистанции 60 кабельтовых от корабля, когда "Бодрый" шел в Севастополь после обстрела занятых противником боевых позиций в районе Евпатории. Девять Ju -87 и шесть 109- Ме. Эсминец увеличил скорость и открыл огонь по самолетам. Немецкие пилоты действовали грамотно. Они поднимались на большую высоту и пикировали на корабль со стороны солнца. Немцы сбросили 36 бомб и огромное количество снарядов и пуль. Но хорошо, что прямых попаданий не было, хотя некоторые снаряды взорвались на расстоянии 7-10 метров от корпуса корабля. Истребители до конца пути эсминца в течение часа  продолжали его обстрел.

Ремонтники обнаружили около 2 тысяч пробоин в надстройках и надводном борту и 19 пробоин в левом борту в районе ватерлинии. Из топливных цистерн  вытекала нефть и в воду и во внутрь корабля, давление в котлах упало, поэтому скорость снизилась. Произошло возгорание дымовых шашек и 37- мм снарядов, вышли из строя некоторые приборы. Жертвами авианалета стали 4 убитых и 49 раненых. Ранен был и командир корабля, капитан третьего ранга Митин В.М.

Борьба за живучесть корабля шла в сложных условиях под огнем истребителей и в ее ходе чуть не произошла катастрофа: вентиляторы затянули дым от горевших дымовых шашек во второе котельное отделение, а от сотрясения корпуса крышка люка этого отделения открылась и весь дым повалил наржу. Моряки думали, что там вспыхнул пожар и бросили в люк баллоны с углекислотой, но хорошо,  что те не сработали, а то котельное отделение могло бы выйти из строя.

Через два дня эсминец снова вступил в бой у стенки Севморзавода: три бомбардировщика резко спикировали на корабль. Четыре бомбы массой по 250 кг угодили в баржу у левого борта "Бодрого" и утопили ее. В корпусе эсминца образовались около тысячси новых осколочных пробоин, и 14 в подводной части корпуса. Загорелось топливо, растекавшееся по воде. Убито 10 человек, ранено 16. Продолжать ремонт было опасно и ночью корабль при сопровождении "Безупречного" своим ходом поспешил в Поти.

На переходе, через  деревянные пробки, которыми были  наспех заделаны пробоины, начала просачиваться вода, крен достигал 10 градусов. Один раз даже пришлось останавливать турбины.

В Поти за полтора месяца корабль был отремонтирован и доукомплектован экипажем.

Прорыв в Севастополь. Оборона города

В декабре с десантом (227 человек) эсминец вышел в Туапсе, а оттуда в Новороссийск. Четыре дня спустя "Бодрый" в составе отряда командующего  флотом вице-адмирала Ф.С.Октябрьского  ( Крейсера "Красный Крым", "Красный Кавказ", лидер "Харьков" и эсминец "Незаможник")  участвовал в знаменитом прорыве в осажденный Севастополь. 

Отряд отразил многочисленные атаки бомбардировщиков люфтваффе  и доставил в город 4 тысячи бойцов бригады 79-й морской пехоты. На борту "Бодрого" находилось 340 десантников, 6 противотанковых орудий и 35 тонн боеприпасов. Более суток эсминенц находился в Севастополе отражая воздушные налеты и ведя огонь по сухопутным войскам. А ночью ушел в Поти.

В январе 1942 года "Бодрый" прошел планово-предупредительный ремонт в Поти. Совершил два выхода в море для обстрела береговых позиций немцев и произвел высадку десанта в районе Судака. Затем был поставлен на капитальный ремонт в Туапсе и одновременно включен в ПВО города. Немцы приближались и корабль пришлось перебазировать для окончания ремонта в Поти.

Бомбардировка в Поти

Работы уже были закончены, когда произошла трагедия. 16 июля 1942 года 16  вражеских бомбардировщиков приблизились к базе на большой высоте (6-7 км) и группами спикировали на корабли. В корму "Бодрого" почти вместе с сигналом тревоги попали две бомбы. Первая пробила настил палубы по правому борту, и, ударившись в упорный  вспомогательный  подшипник гребного вала, изменила траекторию, пробив несколько перегородок и цистерн, но не взорвалась. Вторая угодила в кормовое машинное отделение и взорвалась, третья бомба разорвалась между стенкой пирса и кормой корабля в районе 220-го шпангоута. Несколько моряков были выброшены удароной волной за борт. Все помещения позади 133 шпангоута быстро заполнились водой, корабль осел кормой на 5,7 м.

Экипаж  включился в борьбу за живучесть корабля. Сначала морякам удалось прекратить поступление воды внутрь, затем, с помощью подошедшего буксира СП-13, они осушили ряд помещений и подвели под корму два 80-ти тонных понтона. На следующий день, предварительно обрезав висевший на  искореженных листах обшивки торпедный аппарат, эсминец ввели в плавучий док. При осушении дока раздался сильный треск: это разорвались связи в районе 159-го шпангоута. Кормовая часть "Бодрого", фактически, отвалилась.

Два с половиной года шел ремонт корабля и только 31 декабря 1944 года, когда военные действия на Черном море уже завершились, эсминец вступил в строй. За годы войны он прошел 12 120 миль.

Не хотела бы я, не желаю своим детям, внукам и даже врагам попасть в такую мясорубку, как ВОВ. Уверена, что все, кто выжил в этой страшной, войне выжили по воле Бога. Вечная память погибшим в ней. Низкий вам поклон за наше безоблачное небо.  Царствие вам Небесное. Мы вас помним и молимся о вас!

Сейчас, если бы папа был жив, я бы ему при каждой встрече кланялась и говорила спасибо. Очень жаль, что в те послевоенные времена так не относились к ветеранам ВОВ, как сейчас. Отец, я горжусь тобой, молюсь  о твоей душе. Я тебя не подвела! Твоя дочь, Тамара.

Прошу всех, кто знает моряков или их родственников которые на фото рядом с отцом откликнуться. 

Информация из Википедии и открытых источников.

Письма

Фото сестре Але

Фото сестре Але

Фото сестре Але

Фото сестре Але

Фото сестре Але

Фото сестре Але

Фотографии

"Бодрый" - эскадренный миноносец ЧФ СССР, корабль проекта 7, участник ВОВ

"Бодрый" - эскадренный миноносец ЧФ СССР, корабль проекта 7, участник ВОВ

Эскадренный миноносец "Бодрый"

Эскадренный миноносец "Бодрый"

Мой отец, Волков Александр Сергеевич

Мой отец, Волков Александр Сергеевич

Все, кто знал моего отца, отзовитесь!

Все, кто знал моего отца, отзовитесь!

Волков Александр Сергеевич с друзьями

Волков Александр Сергеевич с друзьями

"Бодрый"

"Бодрый"

Волков А.С.

Волков А.С.

Волков А.С.

Волков А.С.

Волков А.С.

Волков А.С.

Однополчане

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Неизвестно

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: