Яблоков Дмитрий Александрович
Яблоков
Дмитрий
Александрович
майор

История солдата

Яблоков Дмитрий Александрович, мой дед, отец моей мамы, 

родился 11 марта 1915 года в деревне Мескарицы, Фурмановского района Ивановской области, в большой крестьянской семье. В 1928 году окончил начальную школу, а в 1931году — 3х годичную школу колхозной молодёжи. С мая 1931 года по апрель 1934 года работал в городском паровозном депо и механической мастерской рабочим и слесарем в городе Иваново. В этот же период без отрыва от производства закончил Школу Осоавиахима и три курса вечернего Энерготехникума.

В апреле 1934 года по комсомольской путёвке был направлен в Тамбовское авиаучилище летчиков, которое закончил летом 1937 года.

После окончания лётного училища работал летчиком в подразделениях Восточно-Сибирского управления ГВФ до осени 1939 года в г. Иркутск, а затем летчиком в Енисейской авиагруппе ГВФ г. Красноярска до апреля 1943 года и в авиаотряде г. Абакан.

С апреля 1943 г. по июнь 1943 г. был на курсах по переучиванию на новом самолёте. После окончания курсов, в составе группы экипажей, по запросу командующего авиацией ПВО страны, был направлен для прохождения дальнейшей службы в Авиацию ПВО, в подразделениях которого — 9й транспортный авиаполк, 339я отдельная авиаэскадрилья авиации Западного Фронта ПВО, служил в должности командира корабля, командира корабля-шефпилота Главного маршала артиллерии Советской Армии Н.Н. Воронова. До августа 1948г. - в городе Люберцы.

В августе 1948 года, составом своего экипажа вместе с самолётом Н.Н.Воронова был переведён для прохождения дальнейшей службы в 20й авиаполк шефпилотов 2й АКДОН в\ч 15565 в Москве, центральный аэродром им. Фрунзе, где служил до января 1956 г. Демобилизован в запас с должности зам. Командира АЭ, в звании майор.

После демобилизации, с 22.05.1958 года (приказ №22)  работал в в\ч 75360, до 1.1.1965 — техником в 24й лаборатории, после инженером в плановом отделе. Кандидат в члены КПСС с 1939 года. Участник В.О.В., удостоверение №922171. Член КПСС с декабря 1942 года. Награжден двумя орденами и двенадцатью медалями.

Регион Московская область
Воинское звание майор
Населенный пункт: Люберцы

Боевой путь

В начале Великой Отечественной войны, с 1941 года служил в Военно-транспортной авиации, летчиком-командиром корабля самолёта ЛИ-2. Обеспечивал боевые части боеприпасами, обмундированием, провизией. Проводил перебазирование истребительных полков в операциях «Курская дуга», на Брянском фронте, на Кубани и других фронтах, на территориях СССР, Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Германии. Приходилось перевозить раненых бойцов и группы артистов, выступающих на передовой для наших красноармейцев - Любовь Орлову, Лидию Русланову. С января 1944 года служил в Авиации ПВО, 9-й транспортный авиаполк, 339-я отдельная авиаэскадрилья авиации Западного фронта ПВО. Летал на американском самолёте С-47, командиром корабля, шеф-пилотом Главного маршала артиллерии Н.Н. Воронова. Возил многих представителей ставки Верховного Главнокомандования: Г.К. Жукова, А.В. Василевского, П.С. Рыбалко, А.А. Гречко. Поскольку С-47 не были вооружены, то чтобы не быть сбитыми немецкими "мессерами" и "фокке-вульфами", летать приходилось в основном ночью, в сложных метеоусловиях, в облаках, бреющим полётом.

Воспоминания

Решетникова Елена Борисовна

Наш отец, дед и прадед Яблоков Дмитрий Александрович - гордость нашей семьи. Он посвятил служению авиации 50 лет, вдуматься только, полвека! После окончания Тамбовской "лётки" его уговаривали остаться инструктором, преподавать, но дед отказался, мечтал только летать, жил небом. Сам попросил распределить туда, где сложнее и труднее. Служил лётчиком в Сибири, в тяжелейших погодных условиях возил людей, врачей и больных, почту, золото с приисков, геолого-разведочные экспедиции. В сильнейшие морозы и в снегопад, в тумане и ночью, в открытой кабине По-2, с меховой маской на лице, дед оттачивал лётное мастерство и стал лётчиком экстра-класса.
К началу Великой Отечественной войны он уже был опытным пилотом. Именно поэтому ему доверили ответственнейшее задание - возить представителей ставки Верховного Главнокомандования. Он прошёл всю войну, встретил Победу в Берлине в 1945 году, после окончания войны продолжал служить шеф-пилотом и возил членов Правительства СССР.
Был демобилизован "по зрению" в 40 лет, для него это было трагедией - НЕ летать. Ему предлагали остаться служить, инструктором, диспетчером, кем угодно, но он отказался, говорил: "Не могу смотреть, как летают другие". После выхода в запас работал в 13 ГОСНИИ ЭРАТ ВВС в Люберцах, институт занимался научной работой, испытаниями новых авиадвигателей, расследованием авиационных катастроф, изучением обломков самолётов и бортовых самописцев.
Дед продолжал работать и после выхода на пенсию, в 1986 году ему было присвоено почётное звание "Ветеран труда". На заслуженный отдых вышел уже по возрасту, в 75 лет.
Вырастил и воспитал троих детей, четверых внуков, сейчас подрастают уже семеро правнуков. В нашей семье любовь и память о дедуле передаются от поколения к поколению, мы бережно храним его ордена, награды, документы и личные вещи.

Награды

орден отечественной войны

орден отечественной войны

Орден "Красная звезда"

Орден "Красная звезда"

Знак Военного лётчика 1 класса

Знак Военного лётчика 1 класса

Медали "За отвагу", "За боевые заслуги", "За победу над Германией"...

Медали "За отвагу", "За боевые заслуги", "За победу над Германией"...

Медали и памятные юбилейные значки

Медали и памятные юбилейные значки

Наградной лист Ордена Отечественной войны 2 степени

Наградной лист Ордена Отечественной войны 2 степени

орденские книжки

орденские книжки

удостоверения к медалям

удостоверения к медалям

удостоверения к медалям

удостоверения к медалям

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: