Яцковский Серафим Вадимович
Яцковский
Серафим
Вадимович
полковник / военный лётчик-разведчик
31.12.1917 - 15.04.1998

История солдата

Выписка из наградного листа

Фамилия, имя и отчество  - Яцковский Серафим Вадимович
Военное звание                  - гвардии капитан
Должность, часть – заместитель командира авиаэскадрильи 164 Отдельного Гвардейского Разведывательного Авиационного Керченского Полка.


                 Представляется к званию – ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

1. Год рождения – 1917.                    
2. Партийность – член ВКП/б/.
3. С какого года состоит в Красной Армии – с 1940г.
4. Национальность – русский.
5. Участие в боях – в Отечественной войне с 22.06.41г.
6. Чем ранее награжден –
    орден Красной  Звезды № ЗКФ 01/н 09.09.42г.,
    орден Красное  Знамя  СКФ №  032/н 17.12.43г.,
    орден Отечественной войны первой степени – 4 ВА №040/н 09.05.43г.
    орден Красное Знамя – 4 ВА № 019/н 29.04.44г.,
    орден Красное Знамя – 4 ВА № 014/н 22.02.45г.
7. Каким РВК призван – кадр.
8. Имеет ли ранения и контузии – легкое ранение 15.08.42г. и 06.05.43г. – тяжелое ранение.
9. Постоянный домашний адрес: Ленинград, проспект Кирова, д. 61, кв. 11.


                      Краткое изложение личного боевого подвига или заслуг.

   Гвардии капитан  ЯЦКОВСКИЙ ведет беспрерывно борьбу против  немецких оккупантов с первых дней вероломного нападения гитлеровской Германии на Советский Союз.
   За три года и 9 месяцев Отечественной войны на различных направлениях на пикирующем самолете ПЕ-2  произвел 230 боевых вылетов на разгром гитлеровских войск. Боевой налет составляет  378 часов, из них 192 боевых вылета тов. Яцковский  произвел на разведку глубоких тылов и боевых порядков войск противника.
   Свою боевую деятельность тов. Яцковский начал в борьбе с немецкими захватчиками у западных границ Советской Белоруссии в составе 97 БАП.
   25 июня 1941г. Тов. Яцковский в составе 9-ти самолетов с высоты 600 метров наносит бомбовый удар по живой силе, танковой и моторизованной колонне у пункта Береза по Варшавскому шоссе. Было уничтожено и подожжено 8 немецких танков, 6 автомашин и несколько десятков гитлеровцев. Прямым попаданием снаряда зенитной артиллерии был сбит командир эскадрильи. Снизившись до бреющего полета, тов. Яцковский совместно с членами своего экипажа 15 минут штурмовал вражеские зенитки до последнего патрона  в боекомплекте и самостоятельно одиночно вернулся на свой аэродром.
    Тов. Яцковский неоднократно участвует  в нанесении сокрушительных бомбовых ударов по войскам и технике противника в районах – Солонина, Барановичей, Бобруйска.
   За первые месяцы Отечественной войны тов. Яцковский уже показал себя одним из самых смелых, отважных, опытных и тактически грамотных командиров. Учитывая это, командование Западного фронта поручает тов. Яцковскому ведение дальней авиационной разведки тылов противника и переводит его в 9 ОДРАЕ.
   Осенью 1941г. Враг прорывался на подступы к Москве. Тов. Яцковскому в исключительно сложных метеоусловиях при высоте при высоте облачности  50-100 метров, при дожде и плохой видимости поручается ряд ответственных боевых задач на разведку по обнаружению  главных танковых сил Гудериана и обнаружению аэродромов противника.
   11 ноября 1941г. тов. Яцковский вылетел на разведку танковых группировок врага. Несмотря на трудные условия ориентировки, тов. Яцковский обнаружил крупную танковую группировку немцев под Можайском. Под шквальным зенитным огнем тов. Яцковский несколькими заходами произвел разведку данной группировки. Прямым попаданием зенитного снаряда был поврежден стабилизатор самолета, а также повреждены рули. Самолет стал плохо управляем. Но, несмотря на все это, мужество и героизм Сталинского Сокола победили, тов. Яцковский довел самолет до своего аэродрома в Ногинске, мастерски посадил его и доставил командованию ценные разведсведения о противнике.
   Тов. Яцковский одновременно делает ряд рационализаторских предложений по увеличению дальности полета своего самолета. Так, по  разработанному проекту был поставлен дополнительный бензобак в самолете СУ -2, что увеличило время полета самолета на 1 час.
   20 ноября 1941г. выполняя задание по разведке войск и аэродромов противника, тов. Яцковский обнаружил полевой аэродром противника с базирующимися на нем 48 Ю – 87. Быстро  сообщив об этом по радио, командованием было выслано три группы штурмовиков на уничтожение около 30 самолетов противника.
      С весны 1942г. тов. Яцковский ведет авиаразведку на участке Южного фронта в районах Донбасса, Дона.
      27 июля 1942г. на самолете ПЕ-3 бис тов. Яцковский вылетел на разведку переправ через реку Дон.  Во время фотографирования вражеских переправ на высоте 4500м экипаж был атакован двумя Ме-109Ф. Тов. Яцковский смело принял неравный бой. Проявив в бою исключительное мастерство и смелую лобовую атаку, тов. Яцковский сбил одного  Ме-109Ф, другого обратил в бегство. Данные об уничтожении вражеского самолета самолетом-разведчиком были подтверждены наземными войсками.
 Тов. Яцковский,  сфотографировав пять вражеских переправ и скопления войск и техники противника, возвратился на свой аэродром.
   Не имея на фронте достаточного запаса кислорода, тов. Яцковский на высотах 5000-6000м в условиях кислородного голодания систематически вел разведку войск и глубокого тыла противника.
   При стабильной линии фронта на р. Терек тов. Яцковский в трудных метеоусловиях осени и зимы 1942-1943г.г. в условиях горной местности систематически вел разведку войск и подход резервов противника в районах: Моздок, Буденновск, Георгиевск, Пятигорск, Минводы, Прохладная.
   09.10.42г. выполняя разведку аэродромов противника, тов. Яцковский обнаружил на аэродроме Солдатская 87 самолетов противника. Данные о базировании были переданы по радио, в полете аэродром сфотографирован. Командование ВВС Закавказского фронта 10 и 11 октября бросило на уничтожение авиации на этом аэродроме штурмовую и истребительную авиацию. Рядом бомбардировочных и штурмовых ударов было уничтожено более 50 самолетов противника.
   Тов. Яцковский за отличное выполнение задания получил благодарность от командования 4 –ой Воздушной Армии.
   В это же время за мужество и отвагу, проявленные в боях с фашистскими захватчиками под Москвой и на Северном Кавказе, тов. Яцковский удостоен был первой Правительственной наградой – орден Красной Звезды.
   27 ноября 1942г. в результате отлично проведенной авиаразведки тов. Яцковский обнаружил крупные танковые силы под пунктом Ищерская - до 180 танков. Сфотографировав танковую группировку, тов. Яцковский доставил командованию ценные данные о концентрации сил врага. Рядом штурмовых ударов танковой группировки противнику были нанесены сокрушительные потери.
   Перед началом прорыва обороны противника нашими войсками под Гизелем тов. Яцковский отлично сфотографировал и вскрыл оборону врага по северному берегу р. Терек на рубеже Мосток – Прохладная и оборону под Гизелем, что в значительной степени облегчило командованию и нашим войскам прорыв обороны противника и разгром немцев под Гизелем.
   Тов. Яцковский первый обнаружил отход Северокавказской группировки в сторону Краснодара и Тамани, что дало Командованию весьма ценные разведданные о намерениях врага.
   11.01.43г. Тов. Яцковский произвел разведку отходящих войск противника в районе Невинномысская, Армавир, Майкоп, Кропоткин. Полет производился при очень сложной метеообстановке, высота облачности – 150м, видимость – 2-3 км. Экипаж с низких высот обнаружил крупную колонну автомашин противника до 800 единиц с войсками и грузами  от Невинномысской на Армавир.  На аэродроме Армавир 52 Ю-88 и до 20 Ме-109.
   На  ж.д. станции Кропоткин скопление 8 ж.д. эшелонов под погрузкой  и 2 ж.д. эшелона в пути следования от Кропоткина на Краснодар.
   Тов. Яцковский, имея на борту 4 ФАБ – 100, с высоты 500 м  нанес бомбовый удар по эшелонам врага, в результате чего прямым попаданием уничтожил паровоз и 3 вагона с войсками. На обратном пути он штурмовал автоколонну немцев в направлении Невинномысская – Армавир до полного израсходования боекомплекта.
    За мужество и отвагу, проявленные в боях на Северном Кавказе с немецкими захватчиками, тов. Яцковский удостоен второй Правительственной награды - орден Красное Знамя.
   Весной 1943г. Враг укрепился на Тамани на рубеже Новороссийск – Крымская – Темрюк, подтянул крупные силы авиации и наземных войск, создал укрепленную полосу под названием Голубая Линия. Наступил период ожесточенных воздушных боев на Тамани, где в боях принимали участие по 120 – 150 самолетов с каждой стороны. Немцы на все высоты высылали специальных воздушных ассов – охотников за нашими разведчиками. Несмотря на это, в результате систематического ведения разведки, тов. Яцковский вскрыл и сфотографировал базирование авиации противника на аэродромах : Анапа, Тамань, Гастрогаевская, Запорожская; на аэродромах Крыма – Багерово, Керчь, Марфовка, систематически контролировал и фотографировал переброску вражеских войск плавсредствами из Крыма в порты Тамани, Темрюка, Анапы, Косы Чушка.
   27.04.43г. тов. Яцковский произвел разведку аэродромов противника на Таманском и Крымском полуостровах. В результате разведки обнаружил и сфотографировал на аэродроме Багерово до 200 самолетов разных типов.  На аэродроме  Анапа -  до 48 самолетов Ме – 109Ф.  На аэродроме  Гасторгаевская – 30 самолетов Ю-87. В порту Тамань – до15 быстроходных десантных барж и 8  моторных понтонов. В порту Семенюк – до 10 барж под выгрузкой.
      06.05.43г. тов. Яцковскому была поставлена задача – сфотографировать  наиболее важный насыщенный огнем ЗА противника район обороны «Голубая линия» на рубеже Молдованская, Неберджаевская. Фотографировать было необходимо площадь тремя заходами. С первого захода враг открыл по самолету – разведчику ураганный зенитный огонь. Героически мужественный летчик не свернул с боевого курса. На втором заходе прямым попаданием в самолет был ранен тов. Яцковский осколками в ноги. Истекая кровью, превозмогая жгучую боль, летчик выполнил второй и третий заход и, будучи тяжело раненым, выполнив отлично задание, мастерски привел и посадил самолет на свой аэродром.
   За проявленное мужество в боях за освобождение Тамани и, в частности, за героизм и мужество, проявленные в полете 06.05.43г., все члены экипажа и тов. Яцковский удостаиваются третьей правительственной награды – ордена Отечественной войны первой степени.
   После разгрома немцев на Тамани тов. Яцковский принимает активное участие в операциях по разгрому немцев в Крыму. В период подготовки наступления войск Отдельной Приморской Армии тов. Яцковский зимой 43-44гг. и весной 1944г. систематически ведет разведку вражеских войск на полный радиус полета самолета ПЕ-2. Он вскрыл и сфотографировал оборону врага перед нашим плацдармом на рубеже: Горком, Керчь, Мыс Такыл, оборону Ак-Монайских позиций и оборону Северного и Южного побережья Керченского полуострова.
   В результате систематической разведки вскрыл базирование авиации противника на аэродромах: Владиславовка, Грамматиково, Курман–Кемельчи, Сарабуз, Сакии, Севастополь.
    За мужество и отвагу, проявленные в боях при разгроме немцев в Крыму тов. Яцковский удостоен четвертой правительственной награды – ордена Красное Знамя.
   С мая 1944г. тов. Яцковский в составе полка принимает участие в боях за освобождение Советской Белоруссии на участке 2-го Белорусского фронта.
   В условиях сложной метеорологической обстановке весны 1944г. в лесисто-болотистой местности Белоруссии, где каждый полет связан с большими трудностями в самолетовождении, тов. Яцковский систематически вел авиаразведку войск противника в районах: Могилев, Орша, Бобруйск, Минск, Барановичи, Вильно, Белосток,  контролируя переброску войск по железным и шоссейным дорогам к линии фронта. Вскрыл и сфотографировал базирование авиации противника на аэродромах.
   По заданию командования 2-го Белорусского фронта тов. Яцковский сфотографировал и вскрыл оборону противника по р. Проня протяженностью в 170 км и глубиной в 60 км, за что в приказе по фронту ему была объявлена благодарность.
   Разведполетом 18.02.45г. тов. Яцковский установил сплошное движение по дороге от Нойштадт до Лаудсбург  до 1500 автомашин и подвод, от Тигенхоф на Прауст – до 2500 автомашин и подвод. По Косе Фрищ Нерунг вдоль побережья на Данциг – сплошное движение до 1500 подвод и автомашин. Вдоль Косы по льду в два-три ряда от Феглер на Штейген – движение до 4500 автомашин и подвод. Полет проходил в исключительно сложных метеоусловиях при облачности 10 баллов, Н - 100-200 м, видимости – 4 км. 
22.02.45г. тов. Яцковский удостоен пятой правительственной награды – ордена Красное Знамя.
   01.03.45г. тов. Яцковский, выполняя разведку в районе Бартин, сбил самолет связи противника.
   Тов. Яцковский первым в полку отлично овладел перспективным фотографированием с  низких высот. По заданию командования 4-ой Воздушной Армии под ожесточенным обстрелом зенитной артиллерии и противодействии истребительной авиации противника несколькими вылетами вскрыл перспективным фотографированием оборону и группировку войск и техники врага на рубеже реки Нарев, Пултусск, Рожан, Остроленка.
   За отличное овладение перспективным фотографированием  и за детальное вскрытие огневых средств врага на переднем крае обороны Командующий 2-м Белорусским Фронтом лично поздравил тов. Яцковского и вынес благодарность всем членам экипажа в приказе по фронту.
   В данное время тов. Яцковский с присущим ему героизмом, мужеством и отвагой непрерывно ведет авиаразведку на территории Восточной Пруссии.
   По самым скромным подсчетам на боевом счету тов. Яцковского за период Отечественной войны числится уничтоженных - 1 паровоз. 30 железнодорожных вагонов с войсками и грузами, 40 автомашин, 6 танков, 2 склада горючего и до 350 гитлеровских солдат и офицеров.
   Полк 7 раз отмечался в благодарственных приказах Верховного Главнокомандующего тов. Сталина, в чем немалая заслуга принадлежит и тов. Яцковскому.
   За весь период Отечественной войны гвардии капитан  Яцковский не имеет случаев поломки или аварии дорогостоящей материальной  части по его вине.
   В плену и окружении противника не был. Находится при исполнении служебных обязанностей.
   Вывод: За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с                немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство, гвардии капитан       Яцковский достоин присвоения звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.


Командир 164 ОГРАКЦ
Герой Советского Союза
гвардии подполковник     подпись    /БАРДЕЕВ/
 
М.П.
26марта 1945г.


  ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОМАНДУЮЩЕГО 4-ой ВОЗДУШНОЙ АРМИИ
Достоин присвоения звания
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

КОМАНДУЮЩИЙ 4-ой ВОЗДУШНОЙ АРМИИ
Генерал полковник авиации
    /ВЕРШИНИН/          подпись
М.П.
15 мая 1945 года

              ЗАКЛЮЧЕНИЕ ВОЕННОГО СОВЕТА 2 –ГО БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА
Достоин присвоения звания
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

КОМАНДУЮЩИЙ ВОЙСКАМИ 
2 –ГО БЕЛОРУССКОГО ФРОНТА
Маршал Советского Союза
       /РОКОССОВСКИЙ/                                   подпись
М.П.
18мая 1945года

Верно:
Калининский Райвоенком
полковник   
/Щербаченко/                 подпись
21 февраля 1973г.

 

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание полковник
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Воинская специальность военный лётчик-разведчик
Место рождения г. Тбилиси
Дата рождения 31.12.1917
Дата смерти 15.04.1998

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: