Яфясов Михаил Алексеевич
Яфясов
Михаил
Алексеевич
Дата рождения: 1923

История солдата

Михаил Алексеевич Яфясов родился в1923 году в селе Сайман Куйбышевской области в крестьянской семье. 

Михаил алексеевич вспоминает: "Закончив семилетку, я поступил учиться в Казалинскую школу машинистов, которую закогнчить не успел - началась Отечетсвенная война.Я был мобилизован и направлен в полковую школу, которая располагалась в ташкентских сталинских лагерях. 

три месяуа учебы - присвоили сержантское звание - и под Москву. Довесзи до Тулы, а дальше шли пешком, потому что на поезде ехать было нельзя - немецкие стервятники бомбили местность. Шли до Заячьей горы, где в составе 120-го стрелкового полка 69-й девизии участвовал в боях за Волоколамское шоссе в качестве командира расчета минометной части. Кровопролитнейшие бои за Волоколамское шоссе шли деньи ночь.

Перед нами была поставлена задача: Волоколамское шоссе удерживать во что бы то ни стало, не пропустить немцев дальше. Ночью мы прогоняли немцев с Заячьей горы - днем немцы нас вытесняли. Нам было трудно драться. Я получил только две легких контузии, не был ни разу ранентолько потому, что воевал в минеметных войсках - мы все-таки шли за пехотой. Ну, а пехота-матушка в каждом бою устилала поле битвы убитыми и ранеными. У немцев же в начале войны техника была такой, что наша военная техника, во-первых, ей уступала, а главное - ее, нашей техники, было мало на полях сражения, наши побеждали только умом, мужеством и храбростью.

А тут вышел приказ Сталина №17-65, по которому машинистов, помощников машинистов направить в распоряжение Народного Комиссариата путей сообщения, где нам объявили: катастрофическое положение на железной дороге - поезда не успевают подвезти на вронт ни военные грузы, ни живую силу, так как паровозы стоят на прихоте, а машинисты и помощники машинистов воюют. Нам предложили на выбор Горьковскую или Кагановичскую железную дорогу. Я выбрал Кагановичскую (Свердловскую) - хотеловь своими глазами увидеть, каков он - Урал, - кузница оружия, и был направлен в локомотивное депо станции Егоршино.

Конечно, здесь был не фронт, я был не под пулями и снарядами, но было тоже нелегко. Совершенно не было времени на отдых, на работу вызывали через шесть часов после предыдущей поездки. А что успеешь сделать за шесть часов? Пока доберешься до общежития, сходишь выкупить хлеб, сообразишь, что поесть, или в столовую сходишь - постать осталось совсем чуть-чуть. А ведь работа помощник машиниста очень тяжелая - всю поездку (а поездки были до двух суток часто) кидаешь уголь или уголь в топку паровоза. Работа машиниста очень ответственная  - наблюдаешь за приборами, за дорогой - всю поездку в напряжении.

Иногда диспетчер пожалеет тебя - видит, что ты все время в поездках, очень устпл, даст тебе отдохнуть - вызовет на работу только через десять-двенадцать часов - это было счастьем. Но... не хватало машинистов и помощников машинистов все время - ты отдыхаешь, а паровоз твой стоит - нет сменного машиниста - вот тебе и не дают отдохнуть - простаивает техника, а грузы идут и идут, и паровозы вели и вели поезда на фронт с боеприпасами, техникой, живой силой.

А сколько нервов стоило машинисту, если понимает, что не сможет привезти поездл в назначенное время на определенную станци.?!

А как приведешь, если уголь богословский млм буланашский, да еще разбавлен опилом или угольной пылью, или ведешь поезд на дровах, а это не дрова, а березовые или сосновые сырые чурки , которые гореть не хотят, да еще и поезд тяжеловесный. Всю поездку нервничаешь, удастся ли привести поезд вовремя. а не успеешь ко времени - головомойку хорошую получишь"

Так до пенсионного возраста и трудился Яфясов Михаил Алексеевич в локомотивном депо станции Егоршино - не вернулся на родную Волгу. с 1968 года уже возил электропоезда - работать стало значительно легче.

А каким машинистом был М. А. Яфясов, рассказывают его награды: "Ударник Сталинского призыва", "Отличный паровозник", "Ударник соцсоревнования", "Почетный железнодорожник", медаль "За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.г.", орден Отечественной войны II степени.

Регион Свердловская область
Населенный пункт: Артемовский
Место рождения село Большой Сайман Куйбышевской области
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 1923

Боевой путь

Место призыва Ташкентские сталинские лагеря
Боевое подразделение 120-й стрелковый полк 69-й девизии
Завершение боевого пути Кагановичская(Свердловская) железная дорога
Принимал участие участвовал в боях за Волоколамское шоссе

Награды

Ударник Сталинского призыва, Отличный паровозник, Ударник соцсоревнования, Почетный железнодорожник, медаль За доблестный труд во время Великой Отечественной во...

Ударник Сталинского призыва, Отличный паровозник, Ударник соцсоревнования, Почетный железнодорожник, медаль За доблестный труд во время Великой Отечественной во...

Семья солдата

Антонина
Яфясова Антонина Николаевна

Жена

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: