Яшин Александр Николаевич
Яшин
Александр
Николаевич
Старший сержант, наводчик СУ-76

История солдата

Яшин Александр Николаевич в ряды Красной Армии был призван в армию 21 июля 1941 г.

В сентябре, по окончании курсов, получив звание младший сержант, был направлен в 26-й Отдельный зенитно-артиллерийский дивизион на должность артиллерийского мастера (орудийный номер), а в декабре 1941 года уже в звании сержанта переведён в 22-й  Отдельный бронепоезд ПВО Волховского фронта на должность пульмастера (орудийный номер).

Одним из опорных элементов манёвренной противовоздушной обороны в годы Великой Отечественной войны были зенитные бронепоезда. Они сыграли существенную роль в обеспечении ПВО крупных узлов и участков железнодорожной инфраструктуры, сопровождении эшелонов с грузами особого назначения. Первые месяцы Второй мировой войны со всей очевидностью продемонстрировали беззащитность железнодорожных узлов, коммуникаций и перевозок по ним от прицельных бомбово-штурмовых ударов авиации. Железнодорожная инфраструктура была приоритетной целью для авиации потому, что в основном по ней осуществлялось снабжение армий вооружением, боеприпасами, резервами, горючим и пр. Достаточно сказать, что для подготовки наступательной операции одной только армии надо было доставлять ежесуточно десятки эшелонов различных грузов. При этом лишь артподготовка перед началом наступления требовала сотен вагонов снарядов, и задержки в железнодорожном движении или срыв графика доставки военных грузов могли отодвинуть сроки начала операций, повлечь серьёзные стратегические последствия. Поэтому с учётом уроков полыхавшей в Европе войны для защиты воинских эшелонов постановлением СНК СССР № 198-97 от 25 января 1941 года «Об организации противовоздушной обороны» в состав частей ПВО обороны тыла предписывалось ввести 180 железнодорожных платформ под зенитно-пулемётные взвода ПВО для сопровождения воинских эшелонов, формировавшихся на военный период. Однако времени для воплощения задуманного практически не оставалось. Первый период Великой Отечественной войны характеризовался массовым перемещением по железным дорогам: на восток — эвакуируемого населения и военно-промышленного потенциала, а на запад — войск и вооружения из тыловых районов СССР. Для фашистского командования железнодорожные коммуникации стали одним из приоритетных объектов, подлежавших разрушению. Накопление положительного опыта манёвренной противовоздушной обороны железных дорог привело к пониманию необходимости создания специализированных зенитных бронепоездов ПВО, строительство и формирование которых было начато в соответствии с постановлением ГКО от 23 ноября 1941 года. К началу войны в составе Войск ПВО зенитных бронепоездов не было. Производство новых боевых единиц не представляло особой проблемы для отечественного машиностроения, поскольку на многих паровозо- и вагоностроительных заводах строились лёгкие и тяжёлые бронепоезда. Обычно в подвижной состав зенитного бронепоезда входили: паровоз, обшитый от трубы до колёс противоосколочными броневыми листами толщиной 25 мм с борта и 15 мм с крыши, обшитые 15-мм противопульной броней двухосные вагоны — бронеплощадки, на которых размещались зенитные орудия (орудийные башни) среднего калибра — 76,2 мм (обр. 1938 г.) или 85 мм (обр. 1939 г.), зенитные автоматические пушки малого калибра — 37 мм (обр. 1939 г.), крупнокалиберные 12,7-мм пулемёты ДШК (обр. 1938 г.) или счетверённые станковые 7,62-мм пулемётные установки «Максим» (обр. 1910 г.). Также в составе имелись бронированные вагоны для личного состава, платформы прикрытия для обеспечения движения бронепоезда. Организационно каждый зенитный бронепоезд включал: две бригады машинистов паровоза, взвод орудий среднего калибра, взвод пункта управления артиллерийско-зенитным огнём (ПУАЗО-2) и дальномером ДЯ 4-метровой базы, два взвода орудий малого калибра и пулемётный взвод на три—четыре пулемётных установки, хозяйственное отделение, путевую службу и службу артиллерийского технического обеспечения.

Экипаж зенитного бронепоезда включал до 60 человек. Бронеплощадки с зенитными орудиями располагались симметрично относительно бронепаровоза у хвоста и головы зенитного бронепоезда, ПУАЗО-2 и стереоскопический дальномер — на пункте управления в середине состава. Малокалиберная артиллерия и пулемётные установки располагались равномерно по всему бронепоезду. Платформы прикрытия — в хвосте и голове состава. На них размещались рельсы, шпалы, другие материалы и принадлежности, необходимые для обеспечения автономного движения зенитного бронепоезда. Средняя скорость бронепоезда составляла 45—60 км/ч, запас хода — 120—150 км. Между всеми бронеплощадками устанавливалась телефонная связь, что обеспечивало устойчивую координацию и управление всеми огневыми средствами.

В 1943 г. Александру Николаевичу присваивается очередное звание - старший сержант. В августе 1944 г. его награждают значком «Отличник ПВО» и направляют на курсы наводчиков СУ-76.

СУ-76 - советская лёгкая самоходно-артиллерийская установка периода Второй Мировой Войны. Создана на базе лёгкого танка Т-70 и была вооружена самоходным ("штурмовым") вариантом дивизионной пушки ЗиС-3. С лета 1943 стала самой массовой САУ в Советской Армии и широко использовалась на всех фронтах вплоть до окончания Второй Мировой войны. САУ использовалась в качестве орудия сопровождения пехоты, а также как противотанковое средство для борьбы с легкими и средними танками и САУ противника. Для борьбы с тяжелыми танками СУ-76 была малоэффективна из-за недостаточной мощности орудия, хотя введение подкалиберного и кумулятивного снарядов несколько упростило борьбу с тяжелобронированными целями. СУ-76, выпускавшаяся большими сериями, сделала самоходную артиллерию Советской Армии действительно массовой, став надежным средством огневой поддержки пехоты и таким же символом Победы, как легендарные "тридцатьчетверки" и "зверобои".

В дальнейшем Яшин Александр Николаевич воюет в составе 1814-го самоходно-артиллерийского полка (подполковник Гайдаенко Иван Афанасьевич) 3-го гвардейского кавалерийского Гродненского краснознаменного корпуса (командир генерал-лейтенант Осликовский Николай Сергеевич).

В составе 2-го Белорусского фронта Александр Николаевич участвовал в Млавско-Эльбингской (составная часть Восточно-Померанской стратегической операции) и Берлинской наступательных операциях. Корпус первым достиг германской границы, вышел к Восточной Пруссии. 

Млавско-Эльбингская операция — наступательная операция советских войск во время Великой Отечественной войны, проводившаяся 14 — 26 января 1945 года, с целью отсечь группу армий «Центр» от остальной части вермахта и захватить Эльбинг.

Корпус, введенный в прорыв 20 января, быстро продвигался по тылам противника и 22 января ворвался в город Алленштайн (О́льштын, польск. Olsztyn,  Варминско-Мазурское воеводство, Польша), куда только что прибыли несколько эшелонов с танками и артиллерией. Лихой атакой (конечно, не в конном строю!), ошеломив противника огнем орудий и пулеметов, кавалеристы захватили эшелоны. Оказывается, это перебазировались немецкие части с востока, чтобы закрыть брешь, проделанную нашими войсками.
В районе города завязались упорные бои с подошедшими сюда с востока и северо-востока вражескими частями. На рубеже Алленштайна войска фронта преодолели вторую полосу укрепленного района. Путь в глубь Восточной Пруссии был открыт.

Повоевал полк Александра Николаевича и в Померании.

За образцовое выполнение заданий командования в боях с немецкими захватчиками при овладении городами Шлохау (Члухув, польск. Człuchów, нем. Schlocha, Польша, Поморское воеводство, Штегерс  (Жеченица), Хаммерштайн  (Чарне), Бальденберг  (Бялы-Бур), Бублиц и проявленные при этом доблесть и мужество в апреле 1945 года 1814-й самоходно-артиллерийский полк награждён орденом Красной Звезды. Эти города - крупные пункты немецкой обороны были взяты 26 февраля 1945 года.

В конце марте 1945 года был взят город Данциг (Гданьск), и полк, в котором воевал Александр Николаевич, вышел на берег Балтийского моря.

В ходе наступления с 27 апреля 1945 года корпус прорвал оборону противника в районе города Шведт (нем. Schwedt, Германия, земля Бранденбург), овладел населённым пунктом Хаммельшпринг.

28—29.4.1945 - прорыв обороны противника, выход  на левый берег р.Хафель в р-не населенного пункта Бредерайхе (северо-восточнее г.Рейнсберг, нем. Rheinsberg, Германия, федеральная земля Бранденбург, округ Восточный Пригниц — Руппин). Разгром вражеской дивизии «Герман Геринг». 

К исходу 2 мая 1945 года полк вышел на реку Эльба и в районе севернее города Виттенберг (Германия). Боевые действия корпус завершил 3 мая 1945 корпус овладев г.Виттенберге и р-ном Ленцен-(Эльбе), выйдя первым во фронте на р.Эльба, где и встретился с американской армией под командованием генерал -лейтенанта Гилля.

Яшин Александр Николаевич награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», юбилейными медалями «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

В 1942 году Александр Николаевич Яшин отправил сестре письмо с фронта, в котором оказался кусочек газеты (остальное, наверное, раскурили бойцы). На нём снимок, на котором изображена трофейная немецкая зенитная пушка и на ней Александр Николаевич со своим другом А.Рудько.  На обратной стороне фотографии его подпись «Вот как я расправляюсь с немецкой граб. Армией. Не далёк тот день как расправлюсь окончательно и с победой вернусь домой».  Этот снимок бережно хранят дочери Александра Николаевича Валентина и Надежда. 

Регион Московская область
Воинское звание Старший сержант, наводчик СУ-76
Населенный пункт: Химки

Документы

yashin_1.png

yashin_1.png

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: