Захаров Николай Иванович родился в 1919 году в г. Бологое Калининской (Тверской) области
Захаров
Николай
Иванович
родился
в
1919
году
в
г.
Бологое
Калининской
(Тверской)
области

История солдата

Орден "Красной звезды"

орден "Красной звезды"

медаль "За боевые заслуги"

медаль "За боевые заслуги"

медаль "За победу над Германией"

медаль "За взятие Берлина"

медаль "За освобождение Праги"

медаль "За оборону Киева"

Орден Отечественной войны II степени

 

Вспоминая войну

Захаров Николай Иванович - ветеран Великой Отечественной. В 1935 закончил Бологовскую фабрично-заводскую школу по специальности токарь. Работал в Бологовском Депо, стал лучшим в своей профессии, поэтому и служить его призвали в авиацию, туда, где требовалась точность и квалификация, да и переучиться на механика самолёта ему было легче. Великая Отечественная застала его во время “срочной”. Долго мы беседовали с Николаем Ивановичем. Он говорил о том, что в начале войны была полнейшая неразбериха. Николай Иванович вспоминает:

В течение 24 часов нас распределили по частям. Меня и других таких же безусых мальчишек отправили на Украину. До места назначения нас не довезли, дальше шли бои. Чужие, незнакомые места, поле, да лес кругом. Вдалеке слышны автоматные очереди,  грохот разрывающихся снарядов. Куда идти, никто из нас не знал. Решили, если что, уйдём в ближайший лес  партизанить. Страшно было. Западная Украина уже тогда особым дружелюбием не отличалась. В каждой церкви  сидел  старик - крестьянин с пулемётом и стрелял по всем, кто попадал в поле его зрения.

В первые военные месяцы много наших лётчиков гибло  из-за неопытности зенитчиков.  Когда у лётчика кончается боекомплект, он, чтобы не вводить своих в заблуждение (будто он ещё поддерживает их),  должен уйти под защиту русских зенитных средств. Тут-то он и становился мишенью. Среди зенитчиков было много совсем юных девчушек, вчерашних школьниц, которым  все самолёты казались “на одно лицо”, и “лупили” они по ним без разбора, так только под Шапитовкой (на Украине) свои зенитчики  7 наших “Чаек” сбили.

Николай Иванович с обидой в голосе говорил о том, что, несмотря на численное преимущество в технике, в начале войны наши войска терпели поражение. Из-за плохой организованности  потеряли очень много самолётов:

В первые дни войны во время одного из немецких налётов мы потеряли из 120 самолётов И-153 “Чайка” - 104 машины,  немцы их просто сожгли, самолёты даже не могли взлететь, так как не было бензина. По этой же причине  наши лётчики не могли патрулировать небо. С оставшимися  16 самолётами мы дальше и воевали, дошли  до Ростова, там мы получили новые машины ЛаГГ-3. Запомнился  бой под Козельском (1942 г.). Наших вылетело 27 ЛаГГ-3, мессеров - 4,  немецкие асы сбили 8 наших самолётов. Гибли русские лётчики   в основном из-за неопытности - это были молодые лейтенанты, вчерашние курсанты, только закончившие авиационные школы, а немцы воевали не количеством, а качеством.

Николай Иванович рассказывал о том, что многие наши машины не уступали немецким  по техническим данным, например:

Пе-8, Пе-2 (конструктор Петляков) - лучшие в то время самолёты, называли их “пешки”, они развивали огромную скорость. “Мессершмитт”  мог атаковать их только раз, если находился впереди нашего самолёта, а если отставал, то “пешка” уходил в девяносто девяти случаях из ста. Самым рабочим из наших самолётов считался Ил 2 - “старшина фронта”, прифронтовой штурмовик, страшной силы машина. Были и старые, но очень хорошие машины (1935 г.) СБ - бомбардировщик.  Немецкие “фоки”, итальянские “маки”  уступали русским самолётам, но потом немцы бросили новые “Мессершмитты” - двухместные истребители, которые стали догонять наших лётчиков.

Николай Иванович, какая основная задача стояла перед вашим авиационным полком во время войны?

Основной  задачей была разведка местности (сфотографировать позиции противника и привезти карты командованию).  Иногда нас посылали перед штурмовиками и бомбардировщиками - очистить небо, так как  И - 153 мог брать на борт до 400 кг бомб, 8 реактивных снарядов, 4 пулемёта - ШКАС скорострельностью до 1800 выстрелов в минуту.

Я попросила Николая Ивановича вспомнить что-то интересное из военной жизни. Он заулыбался и стал рассказывать:

Был у нас очень хороший лётчик Аркашка Кострыкин, чуваш по национальности, красавец - в Шапитовке он пользовался огромным  успехом у местных девчонок.  Как-то после боя отправился он на очередное свидание и задержался немного. Мы уже стоим в строю перед ангаром, а он через дырку в заборе лезет. За такие выходки тогда строго наказывали: у лётчиков отбирали талоны на питание, любишь погулять - питайся за свой счёт или за счёт любимой.

С нашим 91 ИАП прошёл всю войну полковой пёс  Дутик. Назвали его так потому, что “дутик” - это заднее колесо самолёта, а так как полк наш авиационный, то и имя у собачки должно быть соответствующее. Всеобщий любимец, ласковый и верный, он напоминал нам о доме, о близких, о том, что осталось на Родине.  Все его очень любили, кормили. Он так и дошёл с нами до Берлина.

Прибились в 1942 году к нашему 91 ИАП двое мальчишек. Мы им поручили собирать металлические гильзы. Когда самолёт отстреляет, гильзы падают в люк  под самолётом, этот люк мальчишки открывали отвёрткой, а оттуда в специально сшитый мешок сгребали отработанные гильзы. Так от самолёта к самолёту.  Потом собранные гильзы отправляли на переплавку, так как изготовлены они были из ценной латуни. После Победы ребят забрала мать, она писала письма в разные части, и где-то ей подсказали, что мальчики идут с нашим полком. Так  году в 1945  она нашла своего сына и сына соседки.

Ещё много интересного рассказал Николай Иванович. Славный боевой путь пройден. Сейчас Николаю Ивановичу 80 лет, а в его памяти по-прежнему свежи воспоминания о Великой Отечественной войне.

 

Светлана ВИНОГРАДОВА. Опубликовано 16 марта 2000 года в газете «Дни Озерного».

Регион Тверская область
Населенный пункт: Озерный

Боевой путь

Калининской фронт

Северо-западный фронт

Юго-западный фронт

Западный фронт

Южный фронт

Воронежский фронт

Степной фронт

1 Украинский

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: