Захаров Сергей Иванович
Захаров
Сергей
Иванович
Герой Советского Союза

История солдата

Захаров  Сергей Иванович родился в деревне Кукишево (ныне Волоколамского района Московской области). В 1932 г. вместе с родителями переехал в Коломну. Здесь окончил семилетнюю школу № 6 и ФЗУ при машиностроительном заводе. Работал токарем-инструментальщиком на Коломзаводе, одновременно учился в аэроклубе. В 1938 г. был призван в армию. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Участник советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Совершил 251 боевой вылет на бомбардировку войск и военно-промышленных объектов фашистской Германии и стран сателлитов. В 1946 г. демобилизован из армии по состоянию здоровья. С тех пор жил в Коломне. Окончил станкостроительный техникум и Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Более тридцати лет работал инженером-конструктором на заводе тяжёлого станкостроения.

С.И. Захарову присвоено звание Героя Советского Союза (25.03.1943 г.). Он награждён орденами Ленина (2), Красного Знамени, Отечественной войны  ст., медалями.

Похоронен в Коломне на кладбище № 1.гвардии майор. В Великую Отечественную войну лётчик С.И. Захаров воевал в составе 752-го авиационного полка, который в марте 1943 года был преобразован в 10-й гвардейский авиаполк АДД (авиации дальнего действия).Первое боевое задание С.И. Захаров выполнил в ночь под 1 мая 1942 года, нанеся удар по железнодорожному узлу Орёл, где было сосредоточено много составов с живой силой и тех-никой гитлеровцев. А летом и осенью того же года, когда фашистские полчища рвались к Сталинграду и Кавказу, экипаж Захарова с подмосковного аэродрома вылетал бомбить военно-промышленные объекты Кёнигсберга, Берлина, Данцига, Штеттина, Варшавы, Будапешта и других городов. Эти полёты проходили в сложных метеорологических условиях. Советских бомбардировщиков в пути и над целью обстреливали фашистские истребители, по нашим машинам вели интенсивный огонь вражеские зенитчики, на пути краснозвёздных «илов» вставали гитлеровские аэростаты заграждения, лётчиков ослепляли десятки, а то и сотни прожекторов, из лучей которых не так-то просто было вырваться. Большую опасность представляли грозы, обледенение, так как приходилось лететь на высоте в несколько километров или в сплошной облачности. Неудобства создавала и кислородная маска, а без неё не обойтись: можно потерять сознание от кислородного голодания. Полёты иногда продолжались по 8, 10, 12 и более часов. В кабине не развернуться и передохнуть нельзя; рук от штурвала не оторвать, поскольку на самолёте не было автопилота. Лишь время от времени Захаров, не выпуская штурвала, менял онемевшую руку, ёрзал на сиденье, стараясь занять такое положение, чтобы не так остро чувствовать боль в пояснице, чтобы снять напряжение с затёкших ног. По целям ближним и дальним. Бывали моменты, когда Захаров, посадив самолёт и вырулив с полосы на стоянку, напрягал всю свою волю и силы, чтобы спуститься на землю, а она плыла под ногами. И он делал очень неуверенный шаг, другой, словно малыш, обучающийся ходьбе. Ещё хуже было с руками. По многу часов он крепко сжимал штурвал. И пальцы застывали в полускрюченном состоянии, и какое-то время даже силой невозможно было их распрямить. Но молодой организм справлялся с нагрузками. Отдых, калорийное питание, занятия физкультурой восстанавливали силы. И вновь Сергей Иванович Захаров отправлялся в полёт. Командир полка, воевавший ещё в Испании и вернувшийся оттуда с двумя орденами Красного Знамени, Иван Карпович Бровко отмечал в характеристике С.И. Захарова: «Летает днём и ночью. В полёте вынослив, летать любит… Дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым. В бой идёт с большим желанием, в бою ведёт себя храбро».Фронтовые и центральные газеты не раз сообщали о боевых действиях экипажа С.И. Захарова.Так газета «Красная звезда» 6 сентября 1942 года рассказала о налёте в ночь с 4 на 5 сентября советских бомбардировщиков на столицу Венгрии Будапешт: «Исключительное мастерство, мужество и отвагу проявили в этом полёте экипажи майора Бодунова, капитанов Петелина и Краснова и лейтенантов Барашева, Захарова и Валика… Экипаж Захарова вышел в центр города. Штурман, старший лейтенант Петров, весь свой груз сбросил на машиностроительный завод. Вспыхнули огромной силы два очага пожара. В городе горели военные и промышленные объекты». 5 апреля 1944 года С.И. Захаров совершил последний боевой вылет. Тяжёлая болезнь оторвала его от лётной работы.

Из книги А.И. Кузовкина «Герои-Коломенцы», 2010 г.

27.08.2007 г. остановилось сердце посдеднего Героя. И только после его смерти вдова Сергея Ивановича нашла обращение к молодежи города, написанное им еще при жизни: "В Великой Отечественной войне я служил летчиком авиации Дальнего действия. Когда мы шли на задание, то с  высоты полета своими глазами видел, как под ногами горела земля, лежали разрушенные города, сожженные деревни. Это была наша поруганная Родина. На ее защиту встали мы, молодые, полные жизни и сил ребята. И мы победили в жестоких сражениях с врагом. Я обращаюсь к Вам, мои юные друзья! Нет ничего дороже Родины. Ее надо любить и уметь защищать - это святой долг. От имени ветеранов я завещаю Вам: будьте достойными нашей Родины!"

Захаров Сергей Иванович, Герой Советского Союза









 

Регион Московская область
Воинское звание Герой Советского Союза
Населенный пункт: Коломна

Награды

Звезда Героя Советского Союза

Звезда Героя Советского Союза

Орден Ленина 2 шт.

Орден Ленина 2 шт.

Орден Красного знамени

Орден Красного знамени

Орден Отечественной Войны 2 степени

Орден Отечественной Войны 2 степени

Документы

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: