Иван
Дмитриевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Отец его был кузнецом, а мать, собственно мать семерых детей, происходила из местных мещан.
В 1932 году после окончания семилетней школы Иван Дмитриевич, 16 лет от роду, подался в люди и по приезде в Ленинград поступил в Ленинградский Дорожно-Механический техникум НКВД. Техникум этот располагался в то время по адресу: Московское шоссе, № 4, в здании бывшего Чесменского дворца.
Студентом Иван Дмитриевич участвовал в разработках газогенераторного автомобиля, на котором вместе с другими комсомольцами техникума, совершил пробег по маршруту Ленинград – Москва – Ленинград. Газогенераторный автомобиль – это, собственно, автомобиль, двигатель внутреннего сгорания которого получает в качестве топливной смеси газ, вырабатываемый газогенератором.
В то самое время, когда Иван Запутряев в рамках научного проекта работал над созданием этой машины, газогенераторные автомобили в Европе уже стояли на потоке:
«В 1938 г. в Европе насчитывалось около 9 тыс. автомашин, работавших на газогенераторном горючем. К 1941 г. это количество увеличилось почти в 50 раз. В том числе в Германии их число достигло 300 тыс. Первое в СССР испытание автомобиля на шасси ФИАТ-15 с газогенераторной установкой В.С. Наумова состоялось в 1928 году.
В 1934 году проведён первый испытательный пробег газогенераторных автомобилей по маршруту Москва – Ленинград – Москва, в котором участвовали ГАЗ-АА и ЗИС-5 с установками, спроектированными в НАТИ В СССР в 1936 г. было принято постановление СНК СССР о производстве газогенераторных автомобилей и тракторов. В 1936 году выпущена первая партия газогенераторных грузовиков ЗИС-13, а затем – ЗИС-21 и на Горьковском заводе – ГАЗ-42.
В начале 1941 года выпускались работавшие на древесных чурках газогенераторные установки для автомобилей ЗИС, тракторов ЧТЗ и ХТЗ. Они имели существенные недостатки: небольшую мощность, быстрый износ металла, заводские дефекты, приводившие к большим простоям. Однако газогенераторные автомобили и трактора стали большим плюсом во время Великой Отечественной войны – они активно использовались в тылу».
В Москве студентам показали город, а так же объекты строящегося метро. Это произвело неизгладимое впечатление на Запутряева, который твердо намеревался связать свою судьбу с транспортом. 31 декабря 1936 года И.Д. Запутряев окончил техникум по специальности «Техник-механик автотранспорта».
Квалификационная работа, выполненная им по окончании техникума, называлась «Организация транспортного хозяйства по обслуживанию хлебо-торговой в сети. Шинно-монтажный цех». Ему была присвоена квалификация «Механик автотранспорта».