Запутряев Иван Дмитриевич
Запутряев
Иван
Дмитриевич
Лейтенант / Техник
Дата рождения: 19.11.1915

История солдата

Отец его был кузнецом, а мать, собственно мать семерых детей, происходила из местных мещан.

В 1932 году после окончания семилетней школы Иван Дмитриевич, 16 лет от роду, подался в люди и по приезде в Ленинград поступил в Ленинградский Дорожно-Механический техникум НКВД. Техникум этот располагался в то время по адресу: Московское шоссе, № 4, в здании бывшего Чесменского дворца.

Студентом Иван Дмитриевич участвовал в разработках газогенераторного автомобиля, на котором вместе с другими комсомольцами техникума, совершил пробег по маршруту Ленинград – Москва – Ленинград. Газогенераторный автомобиль – это, собственно, автомобиль, двигатель внутреннего сгорания которого получает в качестве топливной смеси газ, вырабатываемый газогенератором.

В то самое время, когда Иван Запутряев в рамках научного проекта работал над созданием этой машины, газогенераторные автомобили в Европе уже стояли на потоке:

«В 1938 г. в Европе насчитывалось около 9 тыс. автомашин, работавших на газогенераторном горючем. К 1941 г. это количество увеличилось почти в 50 раз. В том числе в Германии их число достигло 300 тыс. Первое в СССР испытание автомобиля на шасси ФИАТ-15 с газогенераторной установкой В.С. Наумова состоялось в 1928 году.

В 1934 году проведён первый испытательный пробег газогенераторных автомобилей по маршруту Москва – Ленинград – Москва, в котором участвовали ГАЗ-АА и ЗИС-5 с установками, спроектированными в НАТИ В СССР в 1936 г. было принято постановление СНК СССР о производстве газогенераторных автомобилей и тракторов. В 1936 году выпущена первая партия газогенераторных грузовиков ЗИС-13, а затем – ЗИС-21 и на Горьковском заводе – ГАЗ-42.

В начале 1941 года выпускались работавшие на древесных чурках газогенераторные установки для автомобилей ЗИС, тракторов ЧТЗ и ХТЗ. Они имели существенные недостатки: небольшую мощность, быстрый износ металла, заводские дефекты, приводившие к большим простоям. Однако газогенераторные автомобили и трактора стали большим плюсом во время Великой Отечественной войны – они активно использовались в тылу».

В Москве студентам показали город, а так же объекты строящегося метро. Это произвело неизгладимое впечатление на Запутряева, который твердо намеревался связать свою судьбу с транспортом. 31 декабря 1936 года И.Д. Запутряев окончил техникум по специальности «Техник-механик автотранспорта».

Квалификационная работа, выполненная им по окончании техникума, называлась «Организация транспортного хозяйства по обслуживанию хлебо-торговой в сети. Шинно-монтажный цех». Ему была присвоена квалификация «Механик автотранспорта».

Регион Вологодская область
Воинское звание Лейтенант
Населенный пункт: Сазоново
Воинская специальность Техник
Место рождения Россия, Вологодская область, Чагодощенский район, село Белые Кресты
Дата рождения 19.11.1915

Боевой путь

Место призыва Чагодощенский РВК, Вологодская область, Чагодощенский район
Дата призыва 1941
Боевое подразделение 103 габр БМ 1 ПрибФ

Награды

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Даты подвига: 1 августа 1943 - 12 февраля 1944

Орден Отечественной войны II степени

Орден Отечественной войны II степени

Документы

Рабочий пропуск на стекольный завод имени Сазонова

Рабочий пропуск на стекольный завод имени Сазонова

Рабочий пропуск на стекольный завод имени Сазонова

Рабочий пропуск на стекольный завод имени Сазонова

Наградной лист

Наградной лист

Строка №5 в наградном списке

Строка №5 в наградном списке

Фотографии

Ваня Запутряев

Ваня Запутряев

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: