Зашихин Савватий Александрович
Зашихин
Савватий
Александрович
матрос
20.08.1923 - 14.01.2015

История солдата

Наш дед, Зашихин Савватий Александрович 1923 года рождения! И его любимый боевой товарищ - эсминец "Разумный" Северный флот.

Трюмный машинист

 

Савватия Александровича,война застала, когда он занимался сопровождением плотов в Архангельск. Известие об этом тревожном событии Савватий Александрович узнал в очередной командировке. По возвращении домой получил повестку на оборонные работы. Так, уже в августе 1941 года, оказался в Карелии.

 

Там, возле города Кондопога, оборонщикам пришлось работать едва ли не в боевых условиях. Савватий Александрович вспоминает, как через них летели пули. Домой он вернулся только через полгода.

 

А там ждала новая повестка. На сей раз - на действительную военную службу. Тогда семнадцать его земляков рассадили по вагонам и направили сначала в Архангельск, Молотовск (ныне Северодвинск), а затем теплоходами ледокольного типа по Белому морю на Соловки, где их ждали занятия в учебном отряде для подготовки к службе на боевых кораблях. Савватий Александрович попал в электромеханическую школу, где получил специальность трюмного машиниста. После окончания школы его направили в порт Полярный, где выпускники распределялись по судам.

 

Савватию Александровичу досталось служить на эскадренном миноносце "Разумный", накануне переброшенном с Дальнего Востока. Первая встреча со своим кораблем произвела на него огромное впечатление. Представьте себе судно 112 метров длины и 10 ширины, с крупнокалиберными пушками и торпедными автоматами, на котором служило около трехсот человек. Основной задачей эсминца было сопровождать военные конвои союзников из Великобритании и США, которые нередко становились объектом нападения противника. Их встречали в Северном Ледовитом океане возле Новой Земли, откуда проводили в Белое море и направляли в Мурманск или Архангельск.

 

Однако не только конвоированием приходилось заниматься эсминцу "Разумный". 20 ноября 1942 года потерпел аварию другой эсминец - "Сокрушительный", у которого взрывом собственной глубинной бомбы оторвало корму. Командование приказало всем близкорасположенным судам спасать терпящих бедствие. Первым на месте происшествия оказался "Разумный". Только подойти к тонущему судну не было возможности - шторм такой, что высота волн достигала восьми-десяти метров. Крен корабля доходил до 45 градусов.

 

- Аж на палубу выходить было страшно, как бы не смыло, - вспоминает Савватий Александрович.

 

К тому же в этом районе "хозяйничала" немецкая подводная лодка - главный враг эсминцев. Попробовали перебросить канат. Он лопнул. Лопнул и другой. Тем временем подошли другие суда.

 

Командование флотом приказало спасать личный экипаж. Для этого с эсминца "Урицкий" на тонущий корабль перебрасывался трос. За его конец ухватывался моряк, и его перетаскивали на другое судно. Так было спасено более двухсот человек. Еще тринадцать отказались покидать свой корабль. Как вспоминает Савватий Александрович, об их судьбе нигде не сообщалось. Судя по всему, они погибли.

 

В том происшествии пострадал и "Разумный". Из-за попытки подойти к тонущему судну произошло столкновение, и острый, как нож, нос "Сокрушительного" оторвал часть полубака. Пришлось наспех заделывать пробоину цементом, а в порт возвращаться вперед кормой.

 

А в ночь на 23 января 1943 года "Разумный" получил первое боевое крещение. Тогда перед двумя кораблями была поставлена задача провести набеговую операцию на немецкие суда, которые шли в норвежский порт Вардё. Завязался настоящий морской бой. в результате победили советские суда. В один немецкий миноносец было зафиксировано попадание, другой утоплен, третий в пылу борьбы выскочил на берег.

 

В ноябре 1943 года "Разумный" (кстати, по приказу самого И.В. Сталина) конвоировал три ледокола в Карское море. Об этом узнал Гитлер и дал распоряжение при помощи подводных лодок утопить ледокол "Сталин". Немецкие субмарины встретили конвой у входа в Карские ворота. Завязался бой. Моряки "Разумного", для которых было главным не допустить противника на расстояние торпедного выстрела, глубинными бомбами подбили две подводные лодки. Правда, официально им засчитали всего одну. Причем ее обнаружил другой его земляк - Аркадий Никонов, служивший на "Разумном" акустиком.

 

Еще в важной операции пришлось участвовать "Разумному" на советской территории под конец войны - в 1944 году. Во время Петсамо-Киркенесской операции сухопутные войска прогнали врагов с родной земли в Норвегию. Перед "Разумным" и лидером "Баку" была поставлена задача - зайти в тот норвежский порт (его названия не помнит), откуда намечалась погрузка отступающих немецких войск на суда.

 

Советские корабли подкрались ночью и начали обстрел порта из пушек 130-го калибра. Фашисты запаниковали. Они думали, что это артналет. Лишь когда выглянула луна и осветила суда, немцы поняли, откуда идет атака. Тем не менее, двум кораблям удалось разбомбить порт и нанести огромный урон врагу. Подобная вылазка, только с участием четырех кораблей, повторилась еще раз позже.

Регион Архангельская область
Воинское звание матрос
Населенный пункт: Котлас
Место рождения Смагино
Дата рождения 20.08.1923
Дата смерти 14.01.2015

Боевой путь

 

 

Эскадренный миноносец проекта 7 «Разумный»

Эсминец был заложен 7 марта 1936 года на заводе № 200 (им. 61 Коммунара) в Николаеве (заводской №1075) как «Прочный», перезаложен 15 августа 1937 года на заводе № 202 во Владивостоке. Спущен на воду 30 июня 1939 года, 25 сентября 1940 года переименован в «Разумный». Вступил в строй 20 октября 1941 года и 7 ноября 1941 года вошел в состав Тихоокеанского флота.

В июне 1942 года решением Ставки Верховного главнокомандующего была создана Экспедиция особого назначения ЭОН-18 в составе лидера«Баку» и трех эсминцев: «Разумного», «Разъяренного» и «Ревностного». Экспедиции предстояло перейти Северным морским путем в Полярный.

На всех трех «семерках» провели основательные подготовительные работы. Корпуса кораблей одели в ледовые «шубы» – широкие пояса из деревянных брусьев и досок, обитые сверху кровельным железом. Во внутренних помещениях установили дополнительные подкрепления из металлических балок, деревянных стрингеров и пиллерсов. Один из гребных винтов заменили специальным ледовым, с чугунной ступицей и стальными съемными лопастями, второй оставили штатным (на «Разумном» оставлен левый винт, на «Разъяренном» – правый), но его лопасти усилили стальными полосами толщиной в 10 мм. Кроме того, проложили дополнительные трубопроводы для обогрева паром различных устройств, химический отсек засыпали пробкой. В разных местах корпуса установили тензодатчики, провода от которых вывели на специальный щит, где в соответствии с величиной прогиба металлоконструкций загоралась определенная лампочка. Таким образом, на ходовом мостике постоянно имелась наглядная картина деформаций корпуса при движении во льдах.

Попутно усовершенствовали зенитное вооружение: вместо 45-мм пушек установили по три 37-мм автомата 70-К. Общая перегрузка эсминцев без учета приема дополнительных запасов составила 145 т, из них 100,5 т весила непосредственно сама «шуба».

Корабли вышли из Владивостока 15 июля 1942 года. Через 3 дня из-за столкновения с пароходом «Терней» пришлось оставить в Советской гавани эсминец «Ревностный». Оставшиеся два эсминца и лидер благополучно прибыли в Петропавловск-Камчатский, а 30 июля – в бухту Провидения. Там они задержались до 14 августа – потребовалась экстренная замена винта на «Разъяренном».

Уже 15 августа корабли ЭОН-18 попали в 7-балльный мелкобитый лед, а затем с каждым днем ледовая обстановка все ухудшалась. В придачу к ледоколу «Микоян» подошли однотипные «Каганович» и «Сталин», но и их общих усилий не хватало, чтобы пробиться к чистой воде. В исключительно тяжелом положении оказался «Разумный». Зажатый с двух сторон мощными ледяными полями, он с 26 августа по 8 сентября не мог сдвинуться с места, ежечасно рискуя быть раздавленным многометровым льдом. К счастью, трагедии не произошло, и 17 сентября эсминец прибыл в Тикси, попутно выдержав 8-балльный шторм. Дальнейший путь по маршруту Тикси – Диксон – Полярный прошел благополучно.

В 9.20 14 октября корабли ЭОН-18, пройдя 7327 миль, бросили якорь на рейде Ваенги. Повреждения, полученные «Разумным» за время похода, оказались незначительными (самые серьезные из них – небольшие загибы лопастей левого винта), и 8 ноября 1942 года эсминец приступил к несению боевой службы в составе Северного флота.

С 20 по 22 ноября «Разумный» участвовал в спасательных работах, связанных с аварией эсминца «Сокрушительный». При оказании помощи терпящему бедствие кораблю «Разумный» от удара легко повредил форштевень (на палубе образовался гофр, через разрывы обшивки залило малярную, цепной ящик и погреба провизии).

Два месяца спустя произошел весьма примечательный бой – атака немецкого конвоя лидером «Баку» и эсминцем «Разумный» в ночь с 20 на 21 января 1943 года.

Умелое использование радиоразведки позволило командованию Северного флота заблаговременно узнать о движении вражеских судов и четко рассчитать точку их возможной атаки. На перехват вышли «Баку» под флагом командира бригады эсминцев капитана 1 ранга П.И. Колчина и «Разумный». В 23.14 в районе мыса Маккаур (северная Норвегия) на встречном курсе был обнаружен вражеский конвой в составе миноносца, сторожевого корабля, тральщика и двух транспортов. Через 4 минуты «Баку» с дистанции 26,5 кбт открыл огонь из всех орудий и одновременно дал 4-торпедный залп (из-за ошибки торпедного электрика второй аппарат не выстрелил). В 23.23 с дистанции 25 кбт открыл артиллерийский огонь и «Разумный», причем уже вторым залпом попав в немецкий миноносец. Минуту спустя начали отвечать корабли противника и одновременно с ними береговые батареи. Несколько снарядов легли по корме эсминца, из-за чего в 23.29 наши корабли прекратили огонь, поставили дымовые завесы и повернули назад.

Лидер и эсминец вели бой на огромной скорости – 32-34 узла. «Разумный» за 6 минут выпустил 34 130-мм, 24 76-мм, 60 37-мм снарядов и 100 12,7-мм пуль. Носовое орудие не стреляло, так как его заливали фонтаны брызг, поднимаемые поврежденной обшивкой ледовой «шубы». Вражеские транспорт и миноносец получили попадания снарядов. Однако позже командиры кораблей подвергались критике за поспешный отход, не позволивший добиться решительной победы.

В конце февраля «Разумный» был поставлен на ремонт. Вечером 3 апреля, находясь в мурманском Северном доке, он подвергся нескольким воздушным атакам. Одна из бомб (весом 50-100 кг) попала в палубу на 178-м шпангоуте, пробила корпус насквозь и разорвалась в доке, сделав в обшивке корабля 122 осколочных пробоины. Другая бомба взорвалась в 2-2,5 м от борта в районе 115-го шпангоута. Из пробитых цистерн вытекло около 2 т мазута, но, к счастью, пожара не случилось. Полученные повреждения сдвинули график ремонта, и эсминец вошел в строй только 14 июня 1943 года.

До конца войны «Разумный» активно нес конвойную службу, неоднократно атаковал вражеские субмарины. 26 октября 1944 года вместе с «Гремящий», «Разъяренным» и лидером «Баку» участвовал в набеговой операции на порт Варде. 8 декабря он серией глубинных бомб повредил немецкую подводную лодку (экипаж считал, что потопил, но после войны факт гибели лодки не подтвердился).

Прошел капитальный ремонт с 1954 года по 30 июня 1957 года. 6 февраля 1960 года выведен из боевого состава и переклассифицирован в судно-цель "ЦЛ-29", а 15 сентября 1960 года - в плавказарму "ПКЗ-3". 4 июля 1962 года исключен из списков ВМФ, но 23 октября 1962 года возвращен в его состав и переклассифицирован в плавучую мишень "СМ-14". 4 мая 1963 года вторично исключен из списков судов ВМФ и в 1963-1964 годах разобран на металл в Мурманске.

Тактико-технические данные

«Разумный»

Водоизмещение нормальное, т

1657

Водоизмещение полное, т

2039

Длина наибольшая, м

113,0

Ширина наибольшая, м

10,2

Осадка максимальная, м

3,27

Паротурбинная установка общей мощностью, л. с

50500

Винтов, шт

2

Скорость хода полная, узлов

39

Скорость хода экономическая, узлов

20

Дальность плавания экономическим ходом, миль

2800

Топливо (нормальный запас), т мазута

350

Топливо (наибольший запас), т мазута

535

Экипаж в мирное время, чел.

197

Артиллерийское вооружение на 1941 г.: 4 – 130/50-мм Б-13; 2 – 76/55-мм 34К; 2 – 45-мм 21 К. К 1944 г. эсминцы получили 37-мм автоматы 70К и 12,7-мм пулеметы ДШК, а также различные импортные автоматы калибра 12,7 – 20 мм. Торпедное вооружение: 2 трехтрубных 53-см ТА типа 1-Н

Запас торпед, шт = 12

Мины: принимал на палубу 88 мин обр. 5912 г. или 60 мин обр. 1926 г., или 56 мин КБ. В 1943 – 1944 гг. установлено по два бомбомета БМБ-1.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: