Зауличева Лилия Михайловна
Зауличева
Лилия
Михайловна
житель блокадного ленинграда

История солдата

+В 1942 году, Лилия Михайловна Зауличева, после годового перерыва, начала работать в школе. Это были годы окружения Ленинграда, блокады, годы принесшие разруху, холод, голод, множество смертей. Но город не сдавался.

1942 год. Учеба в школе началась с лесозаготовок. Работали учителя и старшие школьники - готовили дрова к зиме. С первых школьных дней Лилию Михайловну утвердили комсоргом школы.

 

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание житель блокадного ленинграда
Населенный пункт: Санкт-Петербург

Боевой путь

 

Школа набрала педагогов и стала работать. Директором был Крылов Михаил Михайлович. Набирали учеников в старшие классы. Откликнулось 6 человек в 8-ой класс, 8 человек в 7-ой класс и из оставшихся в живых детей были набраны и младшие классы.

Голод, повальные болезни подорвали устои жизни. Жизненная ситуация складывалась трагически, но она не отменяла проявлений человеческого достоинства. В годы войны деятельно трудились не только взрослые, но и дети. Школа учила работать и за короткий срок дети превратились во взрослых, понимая необходимость участия в общей жизни. В годы войны дети не отсиживались дома, а работали и учились. Школа связала всех и все были благодарны ей за это. Чувство единства было главным жизненным ощущением. Работали и учились не только из чувства долга, но и с гордостью и удовольствием. Было ощущение единства перед лицом опасности, была любовь к РОДИНЕ.

Работать всех учила жизнь и учителя. Среди них учитель истории Андрей Лобанов, физики - Воинов Алексей Алексеевич, Воинова Екатерина Ивановна - учитель химии, семья Крушинских, Лядова Нина Андреевна и Ваграм Папазян, Клавдия Ивановна, учительница литературы в 8 классе (умерла от дистрофии в 1941 году). Школа не успела ей помочь.

Дети приобретали не только школьные знания, но и навыки военного дела - учились стрелять из боевых винтовок. Было естественным отдать самое дорогое что у тебя есть - жизнь, характер формировался под влиянием условий, в которых все жили. Научились обходиться немногим. Также жили и учителя. Не было упадка духа, никто не терял надежды.

Учились и работали на постройке аэродрома станции Горская, в совхозе Каменка и Оборона. Это были полевые работы: весной, летом и осенью. Это были конкретные призывы для защиты своей Родины. Школа учила быть гражданином, учила служению государству.

Занятия в школе, начиная с 1942 года, начинались с утренней гимнастики которая проводилась на воздухе. Занятия проводил военрук и учащиеся старших классов.

Музыка врачует душевные недуги и детей учили основам музыки, любить музыку. Под руководством Лядовой НА. и Ваграма Папазяна был организован драматический-хореографический кружок. Танец и музыка сливались вместе - это было гармоническое воспитание. Под руководством Лядовой Н. А. и Папазяна В. учениками старших классов освоена и поставлена пьеса Мольера "Мещанин во дворянстве", все костюмы и парики были по-настоящему театральными. Зрителями были жители поселка и военные.

В период с 1942-1943 годов учащиеся школы посетили все постановки театра музыкальной комедии. Ходили туда пешком. Учились театральному опыту и старались передать это своей аудитории. Аудитория была благодарна. Это было так важно для бойцов, отдыхающих в поселке между боями. Кроме того в школе ставили маленькие пьесы, водевили, которые отражали действительность. Авторами их были Лядова, Папазян, учителя и ученики.

 

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: