Жигалов Михаил Николаевич
Жигалов
Михаил
Николаевич
Старший лейтенант / Лётчик
10.10.1917 - 11.01.1979

История солдата

Михаил Николаевич Жигалов родился в октябре 1917 года в городе Бологое Валдайского уезда в многодетной семье работника железнодорожного депо Николая Григорьевича Жигалова. Михаилу было всего 12 лет, когда умер отец, и его матери — Наталье Яковлевне, уборщице на железной дороге — пришлось в одиночку кормить всю семью. А прокормить пятерых детей — задача, однако, не из лёгких, даже несмотря на то, что ей помогала старшая дочь… Сам Михаил Николаевич, вспоминая своё детство, говорил, что всегда хотелось есть, а кусочек сахара уже считался праздником.

С детства у Михаил стали проступать такие черты, как смелость, отвага, бесстрашие, и, порою, даже бесшабашность. Из воспоминаний его младшего брата Алексея: «Мне часто приходилось плакать из-за очередных выходок Михаила. В школу мы ходили по мосту через речку. Весной, когда начинался ледоход, Мишка снимал ботинки, отдавал их мне и, перепрыгивая с льдины на льдину, оказывался на другом берегу. Я бежал по мосту и плакал, очень за брата боялся. Он меня успокаивал: «Что плачешь? Если я утону, ботинки-то тебе останутся». Летом прыгал с высоченного моста в воду, на что даже из взрослых парней мало кто отваживался».

Михаил с ранних лет тянулся к знаниям, но после окончания семилетки в 1933 году жизнь вынудил его поступить в ФЗУ слесарем по ремонту паровозов и начать работать — семья нуждалась в помощи. Однако этого ему было мало. В сердце юноши созревала мечта о небе.

Михаил Николаевич стал одним из первых и самых активных членов Калининского Аэроклуба ОСОАВИАХИМА, открывшегося в Бологое; это стало если не трамплином, то первой ступенькой его лестницы в небе. В 1935 году, имея отличную характеристику с места работы и рекомендацию из ОСОАВИАХИМА, Михаил Николаевич Жигалов поступил в Балашовскую авиационную школу Гражданского Воздушного Флота (далее — ГВФ). Освоив самолёты По-2 (У-2) и П-5, к выпуску он налетал на них в общей сложности 84 часа и покинул авиашколу в 1938 году с дипломом «отлично». Из аттестации по окончании Авиашколы ГВФ: «… летает на самолётах У-2 и П-5 только на отлично. Инструкции и полетные наставления знает на отлично. Военные дисциплины сдал на отлично. За отличную дисциплину, за хорошую работу на матчасти имеет семь поощрений. Штурманские полёты закончил только на отлично, к замечаниям очень внимателен, к себе требователен. … К полётам относится любовно-строго. Летает уверенно. Аварий, поломок и вынужденных посадок не имеет. Может летть на любых линиях ГВФ. Целесообразно оставить в качетсве инструктора в школе. 8.IX.38». Впредь любая работа, за которую он брался, получала высочайшую оценку.

Выпуск Балашовского училища 1938 года составлял 85 человек — сохранилось общее фото. К концу войны оставалось лишь трое…

После окончания училища приписан к Северному управлению ГВФ в 4-е авиазвено 238 авиаотряда в городе Петрозаводске. В городе тогда были два аэропорта: «Пески» и гидропорт на Онежском озере, где Михаил Николаевич в 1939 году освоил Ш-2 — первый советский серийный самолёт-амфибию.

В Петрозаводске встретил он и свою будущую жену — Павлу Михайловну Горшкову, которая с 1937 по 1941 годы работала фельдшером в медсанчасти аэропорта.

Вскоре началась Финская война. Теперь Михаил Николаевич на передовой с составе отряда Спецприменения Северного Управления ГВФ. Разведывательные полёты, заброска десантов, радисток за линию фронта, вывоз раненых и обмороженных из прифронтовой полосы… В медсанчасти аэропорта прибывающих принимала Павла Михайловна, оказывая первую медицинскую помощь.

После окончания этой кампании он продолжил летать в составе 238 авиаотряда на самолётах По-2, П-5, ПС-40 и Ш-2.

В сентябре 1940 года в семье Жигаловых родилась дочь Ирина. Но счастье длилось недолго: Великая Отечественная Война, свалившаяся, как гром с неба, перечеркнула все планы.

Когда враг уже подходил к Петрозаводску, Михаил Николаевич принял отчаянное решение: рискуя попасть под трибунал, он самовольно вылетел в город и забрал оттуда свою семью, чтобы увезти в деревню под Вологдой. Жить им приходилось тяжело: питались они пайками, которые при первой возможности присылал отец, а однажды он и вовсе прислал им списанный парашют, который мать раскроила и прошила узорами из мулине, пустив на кофточки. За одну такую кофточку они выручали литр молока. Только благодаря заботе Михаила Николаевича им удалось пережить войну.

С июля 1941 года он на фронте в составе 2-го Авиаотряда Северной особой группы. Летать в основном приходилось по связи ВВС 7-й Объединенной Армии с авиационными и наземными частями. По заданию Штаба 7 ОА Михаил Николаевич поддерживал связь Штаба Армии с группой генерал-майора Цветаева на Карельском фронте. Совершил 305 вылетов по обеспечению связью и боеприпасами, вывез 143 раненых бойца из прифронтовой полосы.

За один только 1941 год он совершил 826 вылетов и принял участие в 462 боевом столкновении. В 1942 году из Особой Северной Авиагруппы ГВФ были сформированы 4-й и 5-й авиаполки. В 4-й и попал Михаил Николаевич. Маршруты Волховского и Северного фронтов отмечены на его личной карте. Такие самолёты, как По-2, С-3, Ш-2, СП, СП-С-3, на которых летал младший лейтенант, подвергались особой опасности: авиация противника организовала на них самую настоящую охоту: за каждый сбитый самолёт подобного типа полагался «Железный крест» и удвоенное денежное вознаграждение. В таких условиях в 1942 году Михаил Николаевич совершил 418 вылетов, 5 из которых с посадкой в тылу.

Свою первую награду он получил в мае 1942 года: за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество младший лейтенант М. Н. Жигалов награжден Орденом Красной Звезды № 33887. Особо в наградном листе отмечено: «в августе и сентябре 1941 года в районе Лодейное Поле на самолёте У-2 боевые задания выполнялись в сложных метеорологических условиях под огнём противника».

C апреля 1943 года летает в составе 13-го отдельного Авиаполка ГВФ. Осваивает в летном центре пилотирование таких типов самолётов, как ПС-7, П-5 и финский самолёт Ю-52 «Калевала».

В ноябре 1943 года за хорошую боевую производственную деятельность Михаил Николаевич Жигалов награждён нагрудным знаком «Отличник Аэрофлота» за номером 240.

Приказом по Действующей рмии от 2 апреля 1944 года «за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецкими захватчиками, [теперь уже — прим.] старший лейтенант Михаил Николаевич Жигалов представлен к награде орденом боевого «Красного Знамени» № 00738».

Из наградного листа: «За год пребывания в 13 ОАП летчик выполнил более 150 заданий командования на тяжелом самолете Р-6, перевезя свыше 90 тонн срочных фронтовых грузов. Горя ненавистью к фашистским захватчикам, летчик c 10 февраля с/г выполнил 30 ночных полётов в тыл врага с налетом 50 часов. Из них 20 вылетов с посадками у партизан. Доставил партизанам 12000 кг боеприпасов и вывез 55 человек раненых партизан, несмотря на тяжелые метеоусловия. интенсивный вражеский зенитный огонь действия ночных истребителей врага районе РЕЗЕКНЕ и КАРСАВА летчик выполнил 4 задания РазведОтдела Фронта по выброске парашютистов- разведчиков. Мастерски производил посадки на озера без освещения, летчик делал в ночь по 4 вылета к Латвийским партизанам».

Такие полёты, особенно без подготовленной площадки, часто приходилось осуществлять на неизвестной местности практически вслепую. Это требовало кристального мастерства пилотирования и мужества. Каждый полёт мог стать последним, но даже в случае смертельной опасности лётчик не имел права покинуть машину. Сам командир корабля Михаил Николаевич так вспоминал об этом: «Я должен был тянуть до своих, до земли, не мог погубить самолёт, груз, а тем более раненых».

В октябре 1944 года зачислен в штат Карело-Финского отдельного авиаотряда ГВФ на должность командира корабля.

13 декабря 1944 года был награждён грамотой Президиума Верховного Совета КФССР. Командование было уверено в нём и посылало на самые трудные здания.

Всего за 1944 год сделал 345 вылетов, из них за июнь 163 вылета. Иногда по несколько вылетов за ночь прямиком в тыл врага… Особо командование 97-го Отдельного авиационного Краснознамённого полка ГВФ отмечалось, что: «на своём счету лётчик, ст. лейтенант Жигалов имеет 27 вылетов в тыл противника с посадкой на партизанских площадках на самолёте Р-5». Большую часть вылетов в 1943-1944 годах Михаил Николаевич Жигалов выполнял к партизанам, что оказалось неоценимую помощь партизанскому движению на Северо-Западном Фронте. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1944 года 1944 года М. Н. Жигалов был награжден медалью «Партизан Отечественной Войны I степени» № 64326.

Этой наградой он дорожил больше всего… С ней связано много личных воспоминаний о встречах с партизанами, гордость за вклад в партизанское движение и их мужественный боевой труд. Он вспоминал, как радушно партизаны всегда встречали лётчиков, готовые поделиться всем, отдать последнее.

В 1945 году совершил 406 вылетов, из них 119 вслепую по радио за линию фронта. Также были полёты по доставке срочных грузов, перебазированию наступающих частей Красной Армии и прочим задачам. В этом году большую часть вылетов совершил на Ли-2 — он же легендарный Douglas C-47 «Skytrain».

Из наградного листа командира корабля: «Летвая на самолётах Ли-2, С-47 за 1945 совершил 432 вылета. Перевез 189 тонн груза, 600 бойцов и офицеров Красной Армии. Несмотря на сложные метеоусловия и поношенность материальной части, задания выполнял в срок и без летных происшествий».

Стоит вдуматься, чтобы понять, каково это — работать в таких условиях и на такой технике, где и в мирное время не каждый способен остаться в живых. В течение всей войны Михаил Николаевич Жигалов находился в самом пекле боёв, на самых горячих участках фронта: разведка, полёты в тылу, полёты под огнём, доставка грузов, работа с партизанами, когда нужно по несколько раз за ночь пересекать линию фронт… Страшно представить себе всё это. Вот так к концу войны этот редкостного мужества человек налетал 2539 часов, пролетел 339225 км и совершил 1901 боевой вылет на 14 типах самолётов. Приказом от 13 мая 1945 года старший лейтенант М. Н. Жигалов представлен к Ордену Отечественной Войны II степени № 416149. Также представлялся к званию Героя Советского Союза, однако от награды отказался.

Кто-то скажет: повезло! Однако удача, успех состоят здесь из тончайшего летного мастерства, безупречного знания своей машины, точного расчета и мужества.

Михаил Николаевич будет демобилизован приказом Беломорского округа № 0917 от 20 июля 1946 года и вернётся домой седым...

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание Старший лейтенант
Населенный пункт: Санкт-Петербург
Воинская специальность Лётчик
Место рождения СССР, Калининская область, г. Бологое, ул. Болотная, д.24
Годы службы 1939 1946
Дата рождения 10.10.1917
Дата смерти 11.01.1979

Воспоминания

Сослуживцы называли его лётчиком, что называется, "от Бога". Предельная концентрация, полное слияние со своей машиной и отменное знание её возможностей, великолепная наблюдательность и способность прогнозировать и рассчитывать — всё это присущие ему качества. Михаил Николаевич мог с точностью до минуты предсказать начало дождя.
Благословляя брак Михаила и Павлы, командир части авиаотряда даже сказал: "За Жигалова смело выходи замуж. Этот не разобьётся. Вдовой не останешься". И был абсолютно прав.
Даже с самого опасного задания он всегда возвращался целым и невредимым, сохранив себя, машину, груз, людей и выполнив на отлично поставленную задачу.
Он был способен садиться на самых крохотных пятачках земли, где буквально было не развернуться, и взлетать с них же в любых условиях.
Кристальное мастерство пилотирования и его личные качества не подвергались никакому сомнению.
Однако даже испытывая гордость за свою профессию, он всегда скромно называл себя "авиаямщиком", вспоминая, что прадед его был ямщиком на тракте Бологое-Москва, а отец работал на железной дороге.

В быту Михаил Николаевич был предельно скромен и прост. От всех положенных ему льгот он отказывался, и даже положенную ему санитарную путёвку он отдавал кому-нибудь другому. Никогда ничего не просил ни для себя, ни для себя, и до 1960 года он с семьей жил в 20-ти метровой однокомнатной квартире. Помочь другим было для него святым делом, особенно если это была семья брата или жены. Однажды, когда его брат начал слепнуть, он отказался от покупки автомобиля и передал все деньги ему.



Будучи сам человеком очень разносторонним и интересным, он питал искреннюю тягу к чтению и природе. В руках его часто пребывал томик Чехова, а настольной книгой его детей стала "Лесная книга" В. А. Солоухина. Стараясь научить своих дочерей наблюдать за природой, он просил их вести дневник, в который те записывали свои заметки о интересных явлениях и изменениях в природе.



Присущие ему честность, порядочность, чувство долга и искреннюю доброту он старался воспитывать и в детях, ведь он был прекрасным семьянином и отцом.



Помимо прочего он любил слушать хорошую музыку. Особое предпочтение он отдавал Александру Вертинскому (кстати, любимой его песней в репертуаре этого исполнителя была "Доченьки, доченьки, доченьки мои") и русским народным песням в исполнении Фёдора Шаляпина, Людмилы Руслановой. Он очень любил Россию и её народ.



Сокровенной мечтой Михаила Николаевича было проехать всю Россию на поезде. Повидав мир с высоты птичьего полёта, теперь он хотел поближе познакомиться поближе с теми богатствами и заповедными уголками, которые до этого проплывали далеко внизу под его взором. Сам он говорил: "Вот сяду на поезд в Ленинграде и до Владивостока проеду, а то этот маршрут только с неба и видел, с земли — ни разу".



Вот уже 41 год, как Михаила Николаевича нет с нами. Мы очень гордимся этим удивительным человеком, и с течением времени наше чувство уважения и любви к нему, искренней благодарности за то, что он сделал для нас и страны, не уменьшилось ни на йоту.

Награды

Орден Отечественной Войны I степени

Орден Отечественной Войны I степени

Орден Красного Знамени

Орден Красного Знамени

Орден Красной Звезды

Орден Красной Звезды

Медаль "Партизану Отечественной Войны I степени"

Медаль "Партизану Отечественной Войны I степени"

Почётный знак "Отличник аэрофлота"

Почётный знак "Отличник аэрофлота"

Фотографии

Курсантские годы

Курсантские годы

Курсантские годы

Курсантские годы

Курсантские годы. Михаил Николаевич по центру

Курсантские годы. Михаил Николаевич по центру

Михаил Николаевич Жигалов на фоне самолёта Ли-2. 1944 год

Михаил Николаевич Жигалов на фоне самолёта Ли-2. 1944 год

Снова на фоне Ли-2

Снова на фоне Ли-2

Михаил Николаевич Жигалов в годы работы инспектором по безопасности полётов

Михаил Николаевич Жигалов в годы работы инспектором по безопасности полётов

Выпуск Балашовского училища 1938 года

Выпуск Балашовского училища 1938 года

После войны на Онежском озере

После войны на Онежском озере

После войны

Послевоенная мирная трудовая жизнь Михаила Николаевича началась в родном уже Петрозаводске командиром корабля Ли-2, но в феврале 1948 года он начал летать командиром корабля 28-го авиаотряда Северного Управления ГВФ города Ленинграда.
B Ленинграде открывались новые авиалинии: Требовались опытные пилоты, и с 1947 по 1950 год включительно Михаил Николаевич осваивает новые маршруты на самолете ЛИ-2.
Мастерство пилота было отмечено в производственно-политической характеристике от 2 июля 1949 года: “Техника пилотирования отличная. Имеет большой опыт работы на Севере”. Налет часов на Ли-2 3156 часов, в том числе 171 час ночной, слепых 611 часов, по радио 491 час. Таким образом, одна треть полетов приходится на тяжелые полеты вслепую, ночью, когда успех полета целиком зависит от мастерства пилота и его грамотных, продуманных, взвешенных действий.
В 1949 году Михаил Николаевич Жигалов внесен в книгу почета 28 авиаотряда.
его экипажу присвоено звание «Экипаж отличного качества».
Учитывая большой опыт работы Михаила Жигалова на Севере, в апреле 1950 года его направляют в Архангельский 44 Авиаотряд командиром корабля Ли-2, а с 1951 года он получает должность замкомандира по летной службе. В течение двух лет Михаил Николаевич в суровых условиях крайнего Севера летал на трассах вдоль побережья Северного Ледовитого океана по небольшим городам и населенным пунктам: Кандалакша, Нарьян-Мар, Амдерма, Салехард. Дудинка, Норильск, Мезень, Хатанга и многие другие.
И в мирное время приходилось выполнять спецзадания: обслуживание самолетами выборной компании в Верховный Совет СССР и РСФРР, Автономные Республики, доставляя избирателям бюллетени в самые отдаленные районы Севера без аэродромов и взлетных площадок. Работа в сложных условиях Севера была отмечена Почетными Грамотами Верховного Совета СССР
Выписка из летной книги Михаила Николаевича Жигалова: “Общий налет на первое января 1951 года — 6686 час. 03мин., в том числе ночью 387 час. 54 мин., по радио — 1000час. 55мин., в облаках — 1076 час. 40 мин. Всего километров 1 286 233, по ВУСП — 30 час. 25 мин.”.

6 января 1951 года Михаил Николаевич Жигалов за долголетнюю летную работу и личный безаварийный налет в 1000000 км награжден нагрудным знаком «За налет 1 000 000 км».

26 марта 1951 года награжден вторым знаком «Отличник вторым Аэрофлота» № 4154.
B 1952 Михаил Николаевич Жигалов возвращается в Ленинград и работает на очень ответственных должностях. Сначала старшим инспектором по безопасности полетов, а с 1958 года начальником летно-штурманского отдела Северного территориального Управления ГВФ.

Работу инспектором по безопасности полетов Михаил Николаевич считал самой трудной. Он глубоко переживал каждую аварию, а если погибали люди, долго не спал ночами, выкуривая по пачке «Казбека» за ночь. Чаще всего, считал инспектор Жигалов, причиной аварии был человеческий фактор: летчик что-то не учел, чему-то его не доучили.
B 1953 году за выслугу лет и безупречную работу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 декабря 1953 года Михаил Николаевич награжден орденом "Трудового Красного Знамени".

В период с 1951 по 1958 года в качестве командира корабля и пилота инструктора на самолетах Ли-2, Ан-2, Ил-12, Як-12, Ил-14, в декабре 1958 года проводит первый испытательный полет на Ил-18, а с января 1959 г. летает на нём также и в качестве пилота-инструктора. За время работы в качестве пилота-инструктора обучил летному делу десятки молодых пилотов, щедро передавая им свой богатый опыт.
B 1959 году М. Н. Жигалов награжден почётным знаком ГВФ за налет второго миллиона километров. В 1962 году — за налет третьего миллиона километров без аварий и происшествий во время личных полётов. Всего Михаил Николаевич Жигалов за годы летной работы имеет налета шесть миллионов километров.

B 1962 году командирован в Болгарию пилотом- инструктором и командиром корабля ИЛ-18. За время работы в Болгарии ввел в строй несколько экипажей болгарских летчиков для полетов на самолете ИЛ-18. Выполнял полеты на международным Болгарских авиалиниях ТАБСО.
Бывая почти во всех крупных аэропортах Европы, Михаил Николаевич непременно присылал письмо-открытку с видом того города, где он побывал. В семье накопилась целая коллекция таких карточек, а также подарков от болгарских летчиков, часть из которых семья передала в дар Музею гражданской авиации в Санкт-Петербурге.
После возвращения из Болгарии занимал должность командира экипажа Ил-18 67-го авиатотряда отряда.
В 1967 году командир корабля Миҳаил Жигалов за безаварийный налет награжден
нагрудным знаком ГВФ «14 тысяч часов».

Однако в 1971 году врачи сказали свое веское "нет" дальнейшим полетам. Но с авиацией Михаил Николаевич расстаться так и не смог — он продолжал свой труд авиадиспетчером службы организации воздушного движения до самой своей смерти в 1979 году: по дороге на ночную смену в автобусе № 13 его поразил обширный инфаркт...

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: