Корчагин Борис Матвеевич
Корчагин
Борис
Матвеевич
Сержант / Водитель арттягача "Ворошиловец". Освободитель г. Бреста.
18.04.1916 - 24.10.1986

История солдата

Корчагин Борис Матвеевич (18.04.1916, деревня Дулепово Ярославская губерния - 24.10.1986, село Курба Ярославская область) - сержант, водитель-арттягача “Ворошиловец”. 

18 апреля 1916 года - родился в деревне Дулепово Ярославского уезда Ярославской губернии (ныне Ярославский район Ярославской области) близ исторического села Курба, вотчины князей Курбских. Окончил начальную школу.  

До  1937 г.- работник колхоза с.Курба и Ярославского шинного завода. Окончил курсы трактористов при Гаврило-Ямской МТС. 

С 1937 г. - призван в Красную Армию, окончил курсы механика-водителя артиллерийских тягачей. 

7 ноября 1939 г. - участник  военного парада на Красной площади   в Москве на тягаче "Ворошиловец", где спустя 75 лет 9 мая 2014 г., его правнук Михаил Гончар (1997 г.р.) нес Знамя Московского суворовского училища. 

С апреля 1941 г. по март 1942 г.- шофер Ярославского автозавода.. 

С 1946-1948 гг. - шофер  Ярославского  пищевого комбината, тракторист Курбской МТС.  

С 1948 - 1957 гг. -  механик-контролер Курбской МТС. 

С 1957 - 1961 гг.-  заведующий торговой базы Ярославской РТС, инспектор  по технадзору  с. Курба. Член КПСС с 1958 г. Окончил Ростовский техникум механизации и электрофикации сельского хозяйства по специальности "техник-механик". 

С 1961-1977 гг.- преподаватель тракторного дела Курбской СОШ и Даниловского СПТУ №4 Ярославской обл. Награжден грамотами областного народного образования и областного комитета профсоюза работников высшей школы и научных учреждений за  успехи в трудовом обучении и профориентации учащихся. 

24.10.1986 г.  - умер. Похоронен на Курбском кладбище Ярославского района Ярославской обл.

РОД КОРЧАГИНЫХ 

Отец – Корчагин Матвей Илларионович  (1883-1950). Участник Первой мировой войны. Рядовой 300-го пехотного Заславского полка. 

Награжден Георгиевским крестом 4 степени (солдатский). Старший милиционер при Комиссаре 2-го Ярославского узла Северной железной дороги. 

Мать  - Врублевская Ева Антоновна (1893-1955), служащая польской таможни города Калиш. 

Корни по отцу  - русские крестьяне-иконописцы Ярославского уезда Ярославской губернии. 

Корни по матери - служащие польской таможни (г. Калиш) родом из д. Кодень Бяльского повята Люблинского воеводства (Польша).

 

“PROГород” от 22.06.2015. Владимир Сениченко.22 июня Ярославль вспоминает подвиги земляков, павших в годы войны. 

Газета “Ярославский агрокурьер” от 8.10.2009. 9 стр. Владимир Сениченко. Любовь длиною в жизнь.

Регион Ярославская область
Воинское звание Сержант
Населенный пункт: Ярославль
Воинская специальность Водитель арттягача "Ворошиловец". Освободитель г. Бреста.
Место рождения Дулепово Ярославcкая область
Годы службы 1937 1946
Дата рождения 18.04.1916
Дата смерти 24.10.1986

Боевой путь

Место призыва Ярославль
Дата призыва 10.1937
Боевое подразделение 444-ый истребит. противотанковый артполк Карельского фронта, 3-ая Корпусная арт. Брестская Кр. бригада
Завершение боевого пути 53 км от города Прага (Чехословакия)
Принимал участие Прорыв линии Маннергейма. Операция "Багратион". Прорыв на реке Тремля. Освобождение Бреста, Санок, Новы-Сонч,Бельско-Бяло, Оломоуц

Участник Советско-Финской войны 1939-40гг. Принимал участие в разгроме укрепленной линии Маннергейма на Карельском перешейке в составе 34-го отдельного артиллерийского дивизиона особой мощности.

Младший сержант, механик-водитель артиллерийского тягача, шофер 2-ой батареи звуковой разведки 44-го Отдельного разведывательного артиллерийского дивизиона  3-ей Корпусной артиллерийской Брестской Краснознаменной бригады. 

С 8 марта 1942 г. - мобилизован на фронт. 

С декабря 1939 по март 1940 гг. - участник Финской войны в дивизионе тяжелых орудий (механик-водитель). Участник прорыва линии Маннергейма на Карельском перешееке в составе 34-го отдельного артиллерийского дивизиона особой мощности. Участник освобождения Бессарабии. 

С июня 1942  по июль 1943 гг. - участник Ребольского направления в составе 444-го истребительного противотанкового артиллерийского полка Карельского фронта (второй этап). Трактор НАТИ-пушка (механик-водитель). 

С 22.06.1944 г.- сражался на 1-ом Белорусском фронте, участвовал в операции "Багратион", боях за Белоруссию, освобождении Бреста, боях в Польше. 

С 25.12.1944 г. - сражался на 4-ом Украинском фронте, освобождал Чехословакию. 

9 мая 1945 г. -  окончание войны встретил  в Чехословакии, в 53 км от Праги. 

29 мая 1946 г. - демобилизация, гарнизонная служба проходила  в г. Коломыя Ивано-Франковской обл. в Западной Украине. 

Награждён Орденом Отечественной войны , медалями: «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией», "Ветеран труда". 

Благодарственные письма за прорыв обороны на реке Тремля, за освобождение городов: Брест (Белоруссия), Санок, Новы-Сонч, Бельско-Бяла (Польша), Оломоуц (Чехословакия). 

 

Награды

Орден "Отечественной войны 2 ст." (06.04.1985)

Орден "Отечественной войны 2 ст." (06.04.1985)

Медаль "За отвагу" (17.02.1945)

Медаль "За отвагу" (17.02.1945)

Дата подвига - 21.01.1945, 26.01.1945

Медаль "За боевые заслуги" (26.09.1944)

Медаль "За боевые заслуги" (26.09.1944)

Даты подвига: 22.06.1944-12.09.1944

Медаль "За Победу над Германией" (09.05.1945)

Медаль "За Победу над Германией" (09.05.1945)

Медаль Ветеран Труда

Медаль Ветеран Труда

Фотографии

Освобождение Бреста

Освобождение Бреста

Наградной лист. Медаль За отвагу.

Наградной лист. Медаль За отвагу.

Наградной лист. За боевые заслуги.

Наградной лист. За боевые заслуги.

Борис Корчагин в РККА, 1937 год.

Борис Корчагин в РККА, 1937 год.

Борис Корчагин в 70 лет

Борис Корчагин в 70 лет

Николай и Борис Корчагины перед войной

Николай и Борис Корчагины перед войной

Бессмертный полк. Связь поколений.

Бессмертный полк. Связь поколений.

2021-Бессмертный полк

2021-Бессмертный полк

Могила ветерана ВОВ

Могила ветерана ВОВ

После войны

Борис Матвеевич (для музея Курбской школы)

Боевой путь начался с Финской войны 1939-40гг. Принимал участие  в разгроме укрепленной линии Маннергейма на Карельском перешейке в составе 34-го отдельного артиллерийского дивизиона особой мощности. В те времена у нас на вооружении были самые мощные сухопутные гаубицы калибра 280 мм. Один снаряд весил 18 пудов. Лафет и ствол возили раздельно два мощных тягача "Ворошиловец". 

До этой войны на этом тягаче 7 ноября 1939г. участвовал в военном параде  на Красной площади в Москве. Это тогда было внушительно. Свою задачу по разгрому линии Маннергейма выполни успешно, разбили несколько железобетонных дотов. В последствие в июне 1940г. принимал участие в освобождении Бессарабии от ига румынских бояр. Освобождение прошло без кровопролития. 

Второй этап ВОВ начался с 3 марта 1942г. Снова на Карельском фронте Ребольское направление уже в составе 444-го истребительного противотанкового артиллерийского полка. На вооружении были     пушки калибра 86 мм. В виду плохих дорог в Карелии тягачами были обыкновенные с.х. трактора.СТЗ-НАТИ гусеничные там находились в обороне до июля 1943г. Вели бои местного значения, оттягивая от осажденного Ленинграда вражеские силы. Приходилось иногда ночью на тракторе вывозить пушки на передний край,  а днем, когда станет видно цель, артиллеристы прямой наводкой разрушали заранее разведанные огневые точки (дзоты) противника. Это была очень опасная работа. После этого противник обычно обрушивал на артиллеристов шквальный огонь, т.к. тогда они снарядов не жалели. Нам, трактористам, для того, чтобы не было особенно слышно гула мотора, приходилось на выхлопную трубу надевать специально изготовленный глушитель. Ехать только на самой малой скорости, малом газу, ночью совершенно без света, в лесу, при морозе до 30 градусов. Риск был очень большой, но почти всегда все оканчивалось благополучно. 


С июля 1944 г. в составе уже другой части  3-ей корпусной артиллерийской бригады, сформированной из полка 122 мм пушек и полка 152 мм пушек гаубиц. Принимал участие в освобождении Белоруссии, а затем и Польши на 1-ом Белорусском фронте.Боевые действия начали в июле с прорыва фронта около г.Жлобина (Белоруссия), а затем с боями продвигались вперед, освобождая города Брест, Слуцк  и многие другие населенные пункты. Дошли до реки Нарев около Белостока. Откуда около Белостока стали на отдых.После отдыха нас передислоцировали на 4-й Украинский фронт, где в начале января около польского города Кросно прорвали оборону противника и начали продвигаться вперед, освобождая польские города Санок, Новый-Сонч, Бяло-Бельско. В последствии после освобождения Польши вступили на территорию Чехословакии. Вели боевые действия в Карпатах, освободили г.Оломоуц и многие десятки населенных пунктов. Наша бригада резерва главного командования очень часто перебрасывалась с одного участка на другой, туда, где намечался прорыв обороны противника. В этой бригаде я на автомобиле Шевроле возил отделение звуковой разведки.

За участие в боевых действиях на 1-ом Белорусском фронте награжден медалью "За боевые заслуги" в 1944 г. За участие в боевых действиях на 4-ом Украинском фронте награжден медалью "За отвагу" 1945г. Имею благодарности  за прорыв обороны на реке Тремля, за освобождения Бреста, Санок, Новый-Сонч, Было-Бельско, Оломоуц, медаль "За победу над Германией" (юбилейная). 

Боевой путь закончил в Чехословакии. В самом конце войны наша бригада с боями продвигалась в направлении Праги. Не доходя 53 км война закончилась. Как только узнали об этом, то сразу подняли вверх у кого было личное оружие наганы, карабины, автоматы и сделали залпы салюта в честь окончания войны. Радость была великая. Навстречу шли бесконечные колоны пленных немцев.Дальше мы не поехали. Остановились в местечке Клодруби, где отдыхали некоторое время. Затем из Чехословакии вся бригада своим ходом возвратилась на Родину. Расположись мы в живописном городке Коломыя, Ивано-Франковская область Западной Украины. Здесь пришлось нести гарнизонную службу в сельской местности, т.к. там действовали банды бандеровцев. За всю войну не был ранен ни разу. Считаю, что мне в этом исключительно повезло. 

Всю войну был в действующих частях, в первых и вторых эшелонах. Очень часто приходилось бывать под артиллерийским огнем. Под Бяло-Бельском осколками изрешитило весь мой Шевроле, я спася тем, что укрылся от осколков картером двигателя, лежащим сзади меня боец  был ранен в ногу.При этом артналете было ранено сразу 7 человек. Одному молоденькому туркмену напрочь осколком оторвало руку. В Карпатах целую ночь были в окружении, организовали круговую оборону. Всю ночь вели перестрелку из всех видов оружия. Неприятеля не было видно.Утром все было восстановлено, потери были небольшие. Демобилизовался 29 мая 1946г.

(Записи  Участника ВОВ Бориса Корчагина от 15 февраля 1968г. Село Курба, Ярославская обл.).

Семья солдата

Семья Корчагиных: Екатерина, Ольга, Борис, Евгений, родители и Владимир. Дулепово, Ярославская область.

Корчагины в Дулепово

Свадьба Корчагиных.1949. Дулепово.

Борис и Зоя Корчагины. Свадьба 1949 год.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: