Микушев Василий Андреевич
Микушев
Василий
Андреевич
ст. краснофлотец / минёр тральщиков Т-112 "Старший лейтенант Владимиров" Северного Флота, ТЩ-367 Балтийского Флота
Дата рождения: 1922

История солдата

Микушев Василий Андреевич воевал с 1941 года минёром в минной партии Северного Флота, где готовил мины к постановке. В 1942г. вступил в Комсомол.

С октября 1942г. воюет на тральщике Т-112 "Старший лейтенант Владимиров" 6 ДТЩ ОВР Печенгской ВМБ СФ (6-го дивизиона тральщиков Охраны Водного Района Печенгской Военно-Морской Базы Северного Флота). Приводил свой тральщик Т-112 — бывший американский USS AM139 «AGENT» из США в СССР , проводил и сопровождал на тральщике другие корабли в составе северных конвоев. В 1943г. его тральщик потопил 2 немецкие подводные лодки, где он будучи минёром ставил мины и глубиные бомбы. Провёл 38 конвоев, из них 13 в Арктике. Конвоирование шло при активном противодействии немецких подводных лодок, где тральшик ставил мины и боролся с подлодками.

Тралил фарватеры Арктики (Баренцева, Белого морей) на тральщике Т-112, и Балтийского моря воюя на тральщике ТЩ-367 9 ДТЩ 2 бр. траления ЮЗМОР БФ (9-го дивизиона тральщиков 2-ой Бригады Траления Юго-Западного Морского Охранного Района Балтийского Флота).

На ТЩ-367 воевал вместе с мотористом Бессарабовым Георгием Ефимовичем (Жоркой).

На фото он находится на тральщике Дежурным по кораблю - на рукаве надета повязка "РЦЫ".

Его фото отреставрировано Добровольным Поисковым Обществом "Момент Истины".

Поисковая работа продолжается.

Регион Республика Коми
Воинское звание ст. краснофлотец
Населенный пункт: Сыктывкар
Воинская специальность минёр тральщиков Т-112 "Старший лейтенант Владимиров" Северного Флота, ТЩ-367 Балтийского Флота
Место рождения с. Сторожевск Корткеросского р-на
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 1922

Боевой путь

Место призыва с. Сторожевск
Дата призыва 1941
Боевое подразделение Т-112 "Старший лейтенант Владимиров" 6 ДТЩ ОВР Печенгской ВМБ СФ ,ТЩ-367 9 ДТЩ 2 бр. траления ЮЗМОР БФ
Завершение боевого пути Т-112 "Старший лейтенант Владимиров" 6 ДТЩ ОВР Печенгской ВМБ СФ
Принимал участие Война в Баренцевом, Белом и Балтийском морях, в Арктике и Атлантическом Океане

Из воспоминаний Пуськова М.С. ком.БЧ-2 и 3 на Т-112 "Старший лейтенант Владимиров":

- Экипаж Т-112  в составе которого я служил в качестве командира БЧ-II-III уничтожил несколько десятков мин, потопил две подводные лодки противника, провел десятки транспортов в союзных и отечественных полярных конвоях. При участии нашего корабля в многочисленных конвоях не было случая гибели наших и союзных транспортов или конвойных кораблей. Эпизоды потопления нашим кораблем двух подводных лодок у меня хорошо сохранились в памяти: 

Первая подводная лодка нами была потоплена приблизительно в сентябре 1943 г. у западного побережья Новой Земли, ориентировочно в районе пролива Маточкин Шар. Командир корабля, капитан-лейтенант Антропов С.И. получил задание выйти в заданный район и произвести поиск и уничтожение подводной лодки, которая была обнаружена авиацией СФ. Одновременно нам было поручено найти союзный транспорт, отбившийся от конвоя и привести его в порт назначения.
Совершив переход из Кольского залива через Баренцево море, наш корабль прибыл в район предполагаемого нахождения подводной лодки противника. Вскоре лодка была обнаружена командиром отделения гидроакустиков Шапочкой Ф.Ф. при помощи гидролокатора «Аздик» английского производства, считавшегося лучшим по тому времени. Умелое использование гидролокатора и точные доклады на мостик о положении подводной лодки давали возможность командиру осуществлять грамотное маневрирование кораблем по преследованию и уничтожению подлодки. На подводную лодку было сброшено несколько серий больших и малых глубинных бомб, а также произведено несколько залпов из носового 24-ствольного бомбомета, называемого «ежом». На месте бомбометания на поверхность поднялось несколько воздушных пузырей и большое количество дизельного топлива. За все время атаки, мы не теряли акустического контакта с подводной лодкой. Убедившись, что лодка лежит на грунте без признаков движения, через сравнительно длинный промежуток времени на нее еще сбросили несколько одиночных бомб.
Точные и быстрые действия личной команды обеспечивались грамотным руководством старшины группы минеров Дягилевым. Четко и умело действовали минеры Фурсов, Смирнов, Микушев В.А. и другие члены их команды. Слаженно действовал также боевой расчет носового бомбомета, имена моряков которого я к сожалению также не помню, а жаль, они заслужили того, чтобы их назвать.
Затем, мы ушли на поиск транспорта. Вскоре транспорт был обнаружен и благополучно доставлен в порт назначения. После выполнения задания мы возвращались в приподнятом настроении, удовлетворенные отлично выполненной работой. При входе в главную базу «Полярное» мы произвели традиционный холостой выстрел из бокового орудия в знак потопления вражеской подводной лодки. На причале, несмотря на позднее ночное время, бродил одинокий человек. Это нас встречал командующий флотом. В кают-компании на корабле он, в лице нас офицеров, поздравил весь личный состав корабля с отличным выполнением боевого задания и тут же вручил три ордена: орден Красного Знамени командиру корабля, капитан-лейтенанту Антропову С.И. и помощнику командира корабля старшему лейтенанту Брагину В.Т., орден Отечественной войны 1-ой степени мне, командиру БЧ-II-III, лейтенанту Пуськову М.С. Одновременно он приказал представить наградные листы на личный состав, который особо отличился при выполнении этого задания. Здесь же наши ордена и победу мы вместе с командующим флотом «обмыли» спиртом «сучок» и закусили нехитрой снедью.

Вторую подводную лодку наш корабль потопил в ноябре 1943 года в Баренцевом море в районе острова Колчуев при проводке ледокольного флота из Арктики в Архангельск. По осуществлению операции на рубке нашего корабля красовалась бронзовая звезда с цифрой «2» в центре (в знак потопления двух подводных лодок). Проводка ледокольного флота из Арктики в Архангельск в октябре-ноябре 1943 г. была смелой и рискованной операцией.
Многих деталей этой операции я не знаю, мои записи сделаны со слов командира БЧ-II-III и вахтенного офицера. Операция была прерогативой только командира корабля, поэтому очень хотелось бы, чтобы эти записи посмотрел командир корабля Антропов С.И. О важности этой операции можно судить по тому факту, что командиром конвоя был назначен командующий Беломорской флотилией контр-адмирал Кучеров С.Г., его штаб находился на ледоколе «И. Сталин». В этой операции столкнулись подводные силы противника с их тактикой «волчьей стаи» и наши противолодочные силы. Мы выиграли эту операцию. Конвой прибыл в порт назначения без потерь. Ни один наш корабль охранения не был потоплен или поврежден. Противник потерял несколько лодок, оставшиеся были вынуждены отказаться от атаки благодаря активным действиям наших противолодочных сил.

Воспоминания

Из воспоминаний Пуськова М.С. ком.БЧ-2 и 3 на Т-112 "Старший лейтенант Владимиров"

Т-112 "Старший лейтенант Владимиров" (бывший американский USS AM.139 «AGENT») относится к типу АМ. Водоизмещение корабля около 950 т. Скорость хода около 10 уз (10.2-10.4 уз. Экипаж – около 100 человек, в том числе 7 офицеров.) На вооружении корабля имелось противолодочное оружие, а именно: большие глубинные бомбы, размещенные в двух кормовых бомбосбрасывателях (стеллажах) по 8-10 единиц в каждом; два кормовых бомбомета по правому и левому бортам; серия малых глубинных бомб, располагавшихся на корме по обоим бортам в специальных скидных бугелях; 24-х ствольный бомбомет в носовой части корабля (на баке), называемый «ежом» и гидролокатор «Аздик». Запасной комплект глубинных бомб и взрывателей к ним хранился в минном погребе, который располагался в кормовой части корабля. Запасные бомбы от «ежа» хранились на верхней палубе в специальных кранцах, расположенных в непосредственной близости от бомбомета.
Средства борьбы с минами противника были представлены тремя типами тралов: механическим тралом с резаками на тралящих частях (один комплект трала был запасным), называемым тогда «Оранезо» и предназначенным для борьбы с якорными минами; электромагнитным тралом, электропитание которого обеспечивалось двумя дизель-генераторами мощностью каждого по 550 КВт и располагавшихся в машинном отделении; а также акустическим тралом очень простым по своей конструкции. Зенитное вооружение корабля было представлено двумя орудиями калибром 76 мм (носовым и кормовым) и четырьмя 20 мм автоматическими пушками, расположенными по две с каждой стороны. На мостике располагался небольшой дальномер.
Боезапас 76 мм орудий хранился в носовом и кормовом артпогребах. Кроме того, боезапас первых выстрелов хранился на верхней палубе в кранцах. Заряженные барабаны к 20 мм автоматическим пушкам хранились на верхней палубе. Стрелковое оружие было представлено несколькими винтовками американского образца, предназначавшихся для несения вахтенной службы и личными пистолетами офицеров. Из оружия, установленного на корабле новинку для нас представляли 20 мм автоматическая пушка «Эрликон», противолодочный 24-х ствольный бомбомет «Еж», механический трал «Оранезо» и гидролокатор «Аздик». Однако оно не представляло сложности в его освоении. Это объяснялось хорошей общеобразовательной подготовкой личного состава и отличным знанием отечественного оружия.



В проливе Лаперуза — На грузопассажирском пароходе «Балхаш» мы вышли из Владивостока в США 17.01.1943 г. Вначале наш курс пролегал через Цусимский пролив. Однако при подходе к заливу капитан парохода получил «радио» с требованием немедленно вернуться обратно, зайти в бухту «Находка», стать на якорь и ждать дальнейших распоряжений. По пароходу прошел слух, что в районе Цусимского пролива неизвестная ПЛ потопила два наших парохода со спецкомандами, направлявшихся в США за транспортными судами. Через некоторое время капитан «Балхаша» получил указание следовать через пролив Лаперуза.
Это было рискованно, ибо в это время года в проливе наблюдается большое скопление льда и сильная его подвижка. Опасения подтвердились. Выйдя в пролив наш пароход сел на большую льдину. С этого момента мы оказались во власти стихии. На этой льдине нас носило по проливу то в открытое море (Охотское), то обратно к берегам Японии. Такой дрейф продолжался около сорока суток, пока не достиг опасного рубежа. Наш пароход начал настолько близко приближаться к Японским берегам, что возникла опасность интернирования нас японскими властями. Капитан парохода распорядился о подготовке личного состава и парохода к возможному интернированию. На пароходе кроме нас (спецкоманды) были еще семьи (жены, дети), едущие в США к своим мужьям в советское посольство. Были еще три дежкурьера с очень большой дипломатической почтой. Дежкурьерам пожалуй досталось больше всех. Им надо было уничтожить почти всю дипломатическую почту, путем ее сжигания, что они и сделали за очень короткое время. Почту уничтожали в «буржуйке», которая находилась в каюте, где хранилась почта.



Вскоре наши страхи миновали. Из Владивостока к нам на выручку пришел ледокол «Добрыня Никитич». Он довольно быстро освободил нас из ледового плена и вывел на чистую воду в Охотское море. Оказывается на этой льдине, на другом ее конце, сидело несколько наших танкеров, идущих из СССР в США. Ледокол освободил и их из ледового плена и вывел их на чистую воду в Японское море. Время пребывания в ледовом плену было, конечно, не из «веселых». Основная, главная мысль, которая нас беспокоила, это то, что мы опаздываем в США за кораблями, которые стоят готовые и ждут только нас, чтобы их перегнать на Родину, где их так ждут.



Фактически же наши корабли не были готовы. К моменту нашего приезда в г. Темпо (на поезде из г. Портленда) корабли представляли собой «пустые коробки», которым еще предстояло долгое время стоять у достроечной стенки верфи. Достройка кораблей производилась уже на наших глазах. Когда закончилось строительство корабля? Когда личный состав перешел на корабль? Когда начались заводские и сдаточные испытания? Когда был поднят военно-морской флаг СССР? Когда начали и закончили переход по маршруту Темпо – Нью-Йорк. В марте 1943 г. мы прибыли в военно-морскую базу резервного флота США «Портленд».



Боевая подготовка — Конкретная учеба личного состава БЧ-II-III началась по прибытию в США. В это время мы уже имели представление о корабле, на котором нам предстояло совершить переход через Северную Атлантику в СССР и воевать. Нам были предоставлены чертежи корабля, в том числе чертежи оружия, их ТТД, баллистические характеристики пушек и правила стрельбы из них. Так что этого материала было достаточно для теоретических занятий.
Отлично проводили занятия со своими орудийными расчетами командиры орудий (76 мм.) Горбунов и Кузнецов. На высоком уровне проводил занятия гл. старшина Кучмин с командирами орудий, в т. ч. с командирами 20 мм. пушек Рябоконем, Дубовым, Пятимым и Гудащевым. Были и тренировки для которых, например, использовали специальный станок по заряжению 76 мм. орудия, стоявшего во дворе казармы. Отличных результатов на нем непременно добивались краснофлотцы Клименко и Некрасов. Они производили до 120 и более заряжений в минуту. Конечно, при фактической стрельбе количество выстрелов в минуту будет меньше. Проводились занятия с офицерским составом (командирами БЧ-II-III) кораблей (экипажей) дивизиона. Так, по решению дивизионного артиллериста Перегудова, занятия по правилам стрельбы из 76 мм пушек по морским целям проводил я.
Командование ВМС США предоставило нам возможность в течение двух недель орудийным расчетам корабля (экипажа) изучить материальную часть пушек, потренироваться на них и провести фактические стрельбы (конечно учебные) по воздушным целям (по конусу, буксируемому самолетом). С этой целью мы прибыли на одну из учебных баз, расположенную в районе г. Новый Орлеан на берегу Мексиканского Залива. Туда прибыли артиллеристы, т.е. БЧ- II, Т-111, Т-112, в т. ч. 3 офицера: дивизионный артиллерист капитан-лейтенант Перегудов (возможно капитан 3 ранга); командир БЧ-II-III Т-111 капитан- лейтенант Рябуха и я, командир БЧ-II-III Т-112 лейтенант Пуськов М.С. Эта учебная база (что-то вроде нашего учебного отряда) была хорошо оборудована, имела достаточное количество материальной части оружия и машин для фактических стрельб из 76 мм и 20 мм пушек. На учебной базе кроме нас было еще много команд из Индии, Африки, Латинской Америки и Европы.



Все шло хорошо даже очень хорошо. Но это нас и настораживало. Мы офицеры чувствовали, что нам спокойно отстреляться не дадут. Решили, что предстоит самое неприятное, это то, что нас лишат дальномера во время стрельбы. Так в конечном итоге и случилось. За 10 минут до начала стрельб было объявлено – дальномер вышел из строя. Перегудов приказал мне готовиться со своими орудийными расчетами (двумя) к стрельбе по воздушной цели без дальномера. Подготовку к стрельбе вел действительно вместе с орудийными расчетами. Ибо успех стрельбы зависит от каждого номера орудийного расчета: наводчиков (установщиков прицела и целика), падающих наряды (унитарный заряд), установщиков трубки, заряжающих и, безусловно, командиров отрядов орудий 76 мм.
Детали этой подготовки к стрельбе из-за давности времени трудно вспомнить. Пришлось, конечно, дополнительно изучить баллистику пушки; вести непрерывные наблюдения за стрельбой иностранных команд и прежде всего наблюдение за курсом, скоростью и высотой полета самолета с буксирующим конусом. На основании всего этого надо было разработать сравнительно простые таблицы стрельбы для орудийных расчетов; не последнее место здесь занимала и интуиция. Самое трудное и ответственное в этой подготовке к самой стрельбе было то, что управляющему огнем необходимо было определить (рассчитать) данные для первого выстрела и определить время подачи команды на открытие огня.



Орудийные расчеты Кузнецова и Горбунова провели стрельбы на отлично. Все разрывы снарядов (белые облачка) располагались впереди буксируемого конуса. Картина была впечатляющей. Самое интересное то, что после каждой стрельбы (их было две) начиналось настоящее паломничество иностранных моряков к пушке, чтобы поздравить наших краснофлотцев с отлично проведенной стрельбой. Они этой демонстрацией как бы говорили – и все уже вы победили несмотря ни на что. Прекрасно справились со своими обязанностями командиры орудий Кузнецов и Горбунов, заряжающие Клименко и Некрасов, установщики трубок Мельников, к сожалению фамилии остальных номеров двух орудийных расчетов не помню. Каждый из них заслуживает того, чтобы его назвать. Они были героями. Без их усердия и старания стрельбы не состоялось бы.
После стрельбы из 76 мм орудия начались стрельбы из 20 мм автоматических пушек. Они были также проведены отлично. В стрельбах принимали участие два расчета из четырех. В состав расчета входило два номера: командир и заряжающий (подносчик заряженных барабанов). Командиром одного расчета был Рябоконь, а фамилию второго расчета не помню, возможно, Дубов. И кто знает, не потому ли, что отлично проведенные стрельбы в Новом Орлеане явились причиной того, что мы не встретили ни одного вражеского самолета на всем пути нашего следования от Мексиканского Залива до Кольского залива.



Экипажи Т-111 и Т-112 с самого начала и до возвращения на Родину были в полном смысле слова "первопроходцами". Они все начинали первыми и впервые. Например, эти практические стрельбы по воздушной цели, которые были нам неслучайно организованы американцами без дальномера, были таким же образом организованы ими и для других экипажей, следующих за нами. Однако им было немного легче, ибо они уже знали, что было с нами и соответственно готовились к этому. Наш опыт, полученных в ходе строительства кораблей, на заводских испытаниях, в боевой подготовке, в освоении оружия и т.д. был небезразличен и для других экипажей.
С переходом личного состава из казармы на корабль начался следующий этап боевой подготовки. Боевая подготовка на корабле проходила параллельно с заводскими и сдаточными испытаниями, которые проводились в Мексиканском заливе. Артиллеристы изучали материальную часть, проводили тренировки и стрельбы по буксирующему щиту. Стрельбы в целом прошли успешно. Успешно прошли испытания трального и противолодочного (бомбового) орудия. По несколько раз ставились и убирались все тралы. Минеры действовали виртуозно. Все без исключения краснофлотцы и старшины БЧ-II-III и личный состав из других боевых частей показали, что они в совершенстве владеют оружием и готовы к переходу через Атлантику.



Начался переход из гор. Темпо в г. Нью-Йорк. Весь путь перехода использовался также для интенсивной отработки задач боевой подготовки. К моменту прибытия в Нью-Йорк все запланированные задачи боевой подготовки были отработаны и сданы дивизионным старшинам на «хорошо» и «отлично». Организатором БП, ее душой, был наш командир корабля старший лейтенант Брагин В.Т. Он тщательно, с завидной проницательностью, отрабатывал планы разнообразных корабельных учений и с не меньшей настойчивостью проводил их в жизнь. После кратковременной стоянки в Нью-Йорке начался самый ответственный этап – переход через Атлантику в Кольский залив. Переход этот был успешным. Все корабли без потерь и своевременно прибыли в главную базу Полярное. Приход наших кораблей к родным берегам был для меня двойным праздником. Он еще совпал с освобождением моего родного города Стародуб от немецких захватчиков 23.09.1943 г.



Ходовая вахта на Т-112 — При длительных многосуточных походах, например, при сопровождении транспортных судов (участие в конвоях) командир корабля устанавливал, как правило, боевую готовность №3. Вахты на боевых постах менялись каждые 4 часа. На ходовом мостике была сооружена небольшая импровизированная штурманская будка, что-то вроде большой конторки закрытой брезентом сверху (в виде козырька) и с боков с целью защиты штурманского имущества от дождя, снега и соблюдения светомаскировки. Однако, плавание в Арктике в сложных гидрометеорологических условиях (плавающий лед, частые шторма, плохая видимость из-за тумана, дождевых и снежных зарядов), а также плавание при слабом навигационном оборудовании театра (по несколько суток приходилось идти по счислению, не имея обзерваций), представляло большую трудность.

Награды

Медаль " За Оборону Советского Заполярья"

Медаль " За Оборону Советского Заполярья"

Медаль Ушакова

Медаль Ушакова

Документы

Медаль Ушакова

Медаль Ушакова

2.jpg

2.jpg

Фотографии

Микушев Василий Андреевич, основное полное фото

Микушев Василий Андреевич, основное полное фото

обратная сторона фото с надписью мотористу ТЩ-367 и КТ-192 "Навигатор" Бессарабову Георгию Ефимовичу (Жоре)

обратная сторона фото с надписью мотористу ТЩ-367 и КТ-192 "Навигатор" Бессарабову Георгию Ефимовичу (Жоре)

Т-112

Т-112

фото тральщика Т-112 после войны (транспорт ТВ-21)

фото тральщика Т-112 после войны (транспорт ТВ-21)

фото тральщика Т-112 (после войны снято вооружение и он переоборудован в транспорт ВТР-21)

фото тральщика Т-112 (после войны снято вооружение и он переоборудован в транспорт ВТР-21)

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: