Беспалов Михаил Иванович
Беспалов
Михаил
Иванович
Ст. краснофлотец / Ст. электрик
1917 - 12.1941

История солдата

Беспалов М.И. служил на подводной лодке "щ-204 Минога" или "щука". Лодка погибла при выполнении боевого задания предположительно 06.12.1941.

Из выпуска газеты «Коммунар» г. Тулы №172(2032) от 26.06.1984

КРАСНОФЛОТЕЦ БЕСПАЛОВ

На опубликованный в прошлом году в нашей газете материал военного журналиста Л. Блескина «Последний бой «Щ-204» откликнулся родной брат погибшего моряка А. И. Беспалов, Мы пригласили его в редакцию. Ниже публикуется запись беседы.

— Алексей Иванович, сначала расскажите немного о себе.

— О себе что рассказывать! Всю жизнь работал шофером. Сейчас живу в Богородицке, а родом мы все из деревни Васильевки Мостовского сельсовета бывшего Дедиловского района, ныне Киреевского. Деревня небольшая, в ней было около семидесяти дворов. Все жители, понятное дело, занимались крестьянским трудом. Сейчас от­туда почти все выехали, осталось несколько домов... Семья была большая — девять братьев и сестер. Жилось, конечно, трудновато, но жили дружно, уважали родителей, старшие были во всем примером для нас, младших. Отец и мать — золотые люди, труженики. Отец Иван Иванович (дед тоже Иван Иванович) прожил 81 год, за всю жизнь не выпил и рюмки вина, не курил. Мать, Евдокия Тихоновна, была неграмотной, ни минуты не сидела без дела, любила в доме порядок и чистоту, работала в колхозе. Отца постоянно выбирали членом правления артели, членом ревизионной комиссии, был он и председателем. В колхоз родители записались сразу же, как стали его создавать... Поначалу пол в доме был земляной, но однажды Михаил Иванович привез доски из Богородицка и вместе с отцом сделал настоящий пол. Но это так, к слову...

— Каким вы помните Михаила Ивановича?

— В одной из песен о Гагарине есть слова: «знаете, каким он парнем был». Вот и я хочу сказать о брате: «Вы знаете, каким он парнем был?» Родился в 1918 году. Работал в колхозе по нарядам, а затем его сделали бригадиром. Машин не было, все делали с помощью лошадки; пахали, сеяли, убирали урожай. Михаила Ивановича, несмотря на то, что он был моложе других, всегда назначали старшим конного обоза — это 20-25 повозок с зерном. Он получал хлеб у кладовщиков, отвозил его на заготзерно и отчитывался за сданное до грамма. Сильный был и добрый. Если кто в деревне разбушуется, его звали, чтобы утихомирил. Так и говорили женщины: «Сейчас Михаила Ивановича позову, он тебя образумит!» А он силой никогда и не брал. Придет, поговорит по душам — смотришь, в доме мир и лад. Все односельчане уважали его, часто приходили к нам в дом, чтобы с ним посоветоваться. Очень он любил ребятню деревенскую, а мы, его братья и сестры; как говорится, в нем души не чаяли. Помню, приезжал он в Васильевну в отпуск, в со­роковом году это было, побыл немного, а прощаясь, обнял нас, приласкал, погладил — в последний раз... Как мы гордились им, ведь он один из всей деревни служил в Военно-морском Флоте, был старшим крас­нофлотцем — было тогда такое звание...

- Как он стал моряком?

— Кажется, в тридцать шестом году он уехал в город Подольск — его позвал к себе старший брат, Василий Иванович, работавший на механическом заводе. Михаил Иванович стал работать диспетчером, одновременно учился на курсах шоферов и получил водительские права. В тридцать восьмом его призвали в армию. Призывная комиссия направляла его в авиацию, и Михаил Иванович попросил брата, чтобы тот помог ему попасть на флот. Они вдвоем по­шли в военкомат, и мечта брата сбылась — его направили в Севастополь. Ему очень нравилась морская форма и вообще флотская служба. Служил он хорошо, домой приходили письма командования с благодарностями. А от Михаила Ивановича последнее письмо мы получили осенью сорок первого года, уже шла война...

— В вашей семье еще кто-нибудь воевал?

— В Великой Отечественной войне участвовали четыре брата, двое из них погибли. Григорий Иванович сражался под Смо­ленском, откуда и пришла похоронка. Михаил Иванович был в составе экипажа подводной лодки «Щ-204»... Двое других брата вернулись коммунистами. Василий Иванович работал после войны, работал на том же заводе в Подольске. Иван Иванович в Киреевском райкоме партии, окончил областную партийную школу. Теперь их тоже нет в живых... Письма, которые приходили с фронта, мы читали по нескольку раз, гордились своими братьями! Бывало, зайдет кто-нибудь из соседей, мы им тоже читаем эти письма. За наших братьев нам не приходится краснеть. Растут внуки, правнуки, многие из молодого поколения Беспаловых уже отслужили: танкисты, артиллеристы, десантники, пехотинцы... Племянник Иван Иванович Беспалов, названный так в честь прадеда, деда и отца служил на Балтике. Будут и еще у нас моряки.

— Сорок два года вы ничего не знали о судьбе брата. Он считался без вести пропавшим?

Да, все эти годы о нем не было ника­ких известий. И вот о героической гибели «щуки» рассказали сразу несколько газет, в их числе и «Коммунар». И это еще раз подтверждает правильность нашего патриотического девиза: «Никто не забыт и ничто не забыто!».

В. Варфоломеев.

На снимке: старший краснофлотец Михаил Иванович Беспалов, Фото 1940 года.

Из выпуска газеты «Коммунар» г. Тулы №172(2032) от 26.06.1984

Регион Тульская область
Воинское звание Ст. краснофлотец
Населенный пункт: Тула
Воинская специальность Ст. электрик
Место рождения Тульская обл., Дедиловский р-н, Мостовский с/с, д. Васильевка
Годы службы 1938 1941
Дата рождения 1917
Дата смерти 12.1941

Боевой путь

Место призыва Подольский РВК, Московская обл., Подольский р-н
Дата призыва 1938
Боевое подразделение чф 1 бр. п/л "щ-204" ( 1 бр. п/л )

По публикации Бойко Владимира Николаевича (капитан I ранга запаса, ветеран-подводник ВМФ) на сайте www.simvolika.org/mars_120.htm  лодка Щ-204 совершила 3 боевых похода

1-й боевой поход

(12 суток)

25 июня 1941 года в 22.46 вышла из Севастополя в район Синоп – Самсун. Разведка турецкого побережья была вызвана тем, что командование Черноморского флота допускало возможность вступления Турции в войну и ожидало прохода через черноморские проливы главных сил итальянского флота. Встреч с кораблями противника не имела. Версии о том, что Щ-204 была выделена в оперативное подчинение НКВД и неоднократно высаживала на берега нейтральных стран диверсантов, архивными документами не подтверждаются. 7 июля 1941 года в 02.00 прибыла в Феодосию, где на тот момент базировались подводные лодки третьего дивизиона.

Второй выход на коммуникации противника (конец июля – начало августа) прошел безрезультатно.

2-й боевой поход

(18 суток)

Утром 22 июля 1941 года вышла из Севастополя на позицию №-4 в район мыса Шаблер. Утром 24 июля 1941 года прибыла на позицию. 1 августа 1941 года по приказу командования перешла в район северо-восточнее Босфора. 4-5 августа 1941 года произвела разведку в районе мыса Зейтин-Бурну. Встреч с кораблями противника не имела, так как противник, опасаясь советского превосходства на море, свел свои перевозки к минимуму. 7 августа 1941 года из-за неисправности кормовых горизонтальных рулей и зенитного перископа начала возвращение в базу. 9 августа 1941 года в 0.35 прибыла в Севастополь.

С 9 августа 1941 года по 22 октября 1941 года прошла аварийный и текущий ремонт. 6 ноября 1941 года вышла из Севастополя, но в связи с быстрым продвижением противника в Крыму 9 ноября перешла в Поти, где ремонтные работы были завершены. 21 ноября 1941 года с 16.08 до 19.20 совместно со сторожевым катером №-032 в районе мыса Кадош провела подготовку к походу.

Третий боевой поход, в который Щ-204 вышла 22 ноября, оказался последним.

3-й боевой поход

(14 суток)

22 ноября 1941 года в 17.35 вышла из Туапсе в обеспечении сторожевого катера №-032 в район мыса Эмине. В дальнейшем на связь не выходила и в базу не вернулась. Ни немцы, ни румыны на потопление подводной лодки в то время не претендовали. Боевым распоряжением подводной лодке предписывалось 25 ноября 1941 года в 05.00 занять позицию, на которой находиться до 19.00 8 декабря 1941 года, в Туапсе прибыть в 12.00 11 декабря 1941 года.

Возможно, 30 ноября 1941 в 21.15 в районе мыса Эмине произвела торпедную атаку со стрельбой из кормовых аппаратов (по данным послевоенного обследования корпуса подводной лодки торпеды в кормовых аппаратах отсутствуют) по конвою, шедшему в северном направлении в Бургас, в составе болгарского транспорта «Царь Фердинанд» и румынского транспорта «Carpati». По зарубежным данным торпеды прошли вблизи болгарского транспорта «Царь Фердинанд». Место ее гибели было тайной более 40 лет, а причины не выяснены до конца и сегодня.

Воспоминания

Из выпуска газеты «Коммунар» г. Тулы №172(2032) от 26.06.1984

7 октября прошлого года в нашей газете был опубликован материал военного журналиста Л. Блескина «Последний бой «Щ-204», в котором рассказывалось о героической судьбе экипажа подводной лодки, погибшей недалеко от берегов Болгарии. Среди моряков было два туляка. Один из них — старший краснофлотец Михаил Иванович Беспалов. Сегодня мы продолжаем рассказ об экипаже погибшей подлодки.



22 ноября 1941 года из Туапсе вышла в свой третий боевой поход подводная лодка «Щ-204». Ей ставилась задача вести разведку и всеми имеющимися средствами прерывать коммуникации противника в районе Варна—Бургас. Срок автономности ее плавания истек через 20 дней, но ни 11 декабря, ни в последующие дни экипаж на базу не вернулся, Его ждали до конца года, а потом еще два месяца. И когда не осталось никакой надежды на возвращение «щуки», экипаж был занесен в списки без вести пропавших. Предполагалось, что «щука» погибла в результате подрыва на минах. Четыре десятилетия к сказанному никто и ничего добавить не мог.



Но в прошлом году «Щ-204» была случайно обнаружена в районе Варны. Советские и болгарские водолазы совершили 158 спусков, провели на глубине в общей сложности около 10 суток и подняли на поверхность останки 7 подводников, пушку, более 50 различных предметов и документов, которые свидетельствуют о том, что экипаж погиб в бою. Последняя запись в журнале наблюдения за морем была сделана в 00.00 часов 6 декабря 1941 года. Стрелки найденных у штурманского стола часов остановились в 10.20.



На «Щ-204» в день ее гибели было 42 человека: 18 коммунистов и столько же комсомольцев. В результате поиска удалось разыскать родственников погибших, воскресить облик тех, кто вел свой последний бой в декабре 1941 года.



Едва стало известно, что у берегов Болгарии найдена подводная лодка, как на Черноморский флот начали поступать письма от родных и близких погибших. Письма, преисполненные тайной надежды и незаглушенного годами горя.



Первыми откликнулись семьи офицеров — командира подводной лодки капитан-лейтенанта И. М. Гриценко, политрука 3. М. Мясковского, штурмана старшего лейтенанта Б. А. Курандина, командира минно - торпедной боевой части старшего лейтенанта А. М. Артемьева. Их семьи жили в Севастополе, общались между собой, знали номер «щуки», поэтому сразу догадались, что найдена именно «их» подводная лодка.



С флота отправили письма по адресам' более чем сорокалетней давности, присланным Центральным военно-морским архивом из списка безвозвратных потерь экипажа «Щ-204».



Нельзя было надеяться, что все письма найдут адресата. Ведь многие из них были отосланы в районы, по которым дважды прокатился огненный вал войны: в Тульскую, Белгородскую, Калининскую области, в города и села Украины... Будь конверты обычными, многие из них, возможно, вернулись бы обратно с пометкой: «Адресат выбыл». Но стояла на конвертах пометка, которая придавала им магиче­скую силу: «Разыскиваются родственники подводника, погибшего в 1941 году на Черноморском флоте». И письма находили родственников подводников.



Пришло несколько ответов, которые дают надежду на успех дальнейших поисков. В частности, не удалось пока разыскать родственников краснофлотца Василия Ивановича Какулина, 1920 года рождения, призванного, если верить сведениям, из города Калуги, входившего в то время в состав Тульской области. Он проживал на улице Краснофлотской, в доме N° 7. Какулин был в экипаже одним из самых молодых, видимо, есть люди, которые помнят его.



Пришли ответы и из Тульской области, где живут два брата и две сестры старшего краснофлотца-подводника Михаила Беспалова. И на этих письмах та же боль утраты и подробности, воскрешающие образ человека высоких нравственных достоинств, с сильным характером, работящего и целеустремленного.



Наверное, Михаил Беспалов был рад, когда, придя после учебного подразделения на подводную лодку, встретил там земляка — начальника санитарной службы Николая Климова, добровольцем прибывшего на флот из села Осиново Воловскрго района. Два брата .и четыре сестры Николая прислали на флот письма, когда узнали о том, что найдена «щука». Николай был в семье самым младшим и самым первым ушел из жизни.



Комсомолец Беспалов и коммунист Климов были друзьями, а теперь горечь утраты породнила их семьи.



Экипаж «Щ-204». Это были разные по возрасту, образованию и характеру люди. И эта разноречивая мозаика их обликов складывалась в живое единство коллектива, который на флоте называют экипажем. Моряки «Щ-204» были дружны во всем, чем живут подводники. Их судьбу не могла расторгнуть даже смерть в бою, которую они приняли вместе.



Восстановить некоторые подробности последнего похода в конце ноября 1941 года можно лишь по скупым архивным данным. 'Из Института истории Болгарской коммунистической партии при ЦК БКП сообщили, что в 18 часов 30 ноября 1941 года, когда «Щ-204» находилась уже на позиции, из Бургаса вышел фашистский конвой, который в Варне должен был принять в свой состав два транспорта и следовать в Констанцу. Через полчаса после выхода из Бургаса, в двух милях от острова Святой Иван, его атаковала советская подводная лодка. А в 19.30 и в 21.45 конвой подвергся еще двум торпедным атакам: в трех милях юго-западнее Несебра и в районе мыса Ераклия.



Здесь действовали в это время подводные лодки «Щ-204» и «Щ-211». Только они могли последовательно трижды атаковать конвой.



Из тех же источников стало известно, что после подрыва на мине 4 декабря 1941 года подводной лодки, которой командовал капитан-лейтенант П. Д. Сухомлинов, «Щ-204» получила по радио приказание оказать ей помощь. Со «щуки», получившей тяжелые боевые повреждения, наблюдали подводную лодку. Предполагается, что это и была «Щ-204».



Появилась возможность продолжить водолазные работы на «щуке», мы по боевым документам смогли бы узнать какие-то новые подробности Но продолжать работы нельзя. Слишком велика вероятность взрыва находящихся на подводной лодке торпед иснарядов. Эта вероятность обоснована в заключениях специалистов. По выражению капитана 1 ранга А. В. Жбанова, для неожиданного взрыва боезапаса, пролежавшего под водой более сорока лет, достаточно лишь взгляда на него...



Краснознаменный Черноморский флот, город-герой Севастополь отдавали последние почести экипажу «Щ-204». Над братской могилой склоняли головы адмиралы, ветераны партии и войны, молодые матросы. На захоронение останков экипажа съехались из многих городов и сел родственники погибших.



Поседевшие женщины развязывали платочки и по старому русскому обычаю высыпали в могилу горсть земли из тех мест, где начиналась юность их мужей и отцов. А потом они устремляли свой , взор в сторону моря. В его голубой дали скользили силуэты кораблей, уходящих в дальний поход. На широтах Мирового океана они будут нести бессменную вахту, которую без всяких скидок на условность можно назвать боевой. Вахту, принятую от отцов. Человеку свойственно задумываться над тем, как он живет, что и сколько делает, Человеку свойственно стремиться к высокой цели и быть необходимым Родине. Что побуждает его к этому? Чувство любви и долга. И память о подвиге старшего поколения, которая вооружает нас, взывает к бдительности и учит жить, сознавая свою высокую ответственность за все происходящее в нашем тревожном мире.



Сколько бы морями ни плавали, они всегда возвращаются на берег. Экипаж «Щ-204» тоже вернулся. Вернулся памятью, живущей в счастье новых поколений, в наших делах и в молодых побегах жизни.



Л. БЛЕСКИН, майор.



г. Севастополь

После войны

Историю о Беспалове М.И. я нашел в старой газете "Коммунар" от 26.06.1984 №172(20032) г. Тула. Решил опубликовать фото и историю героя на сайте "Бессмертный полк"

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: